От Фиата до Рено: с кем дружил АвтоВАЗ

Ягодка опять: отмечаем 45-летний юбилей легендарной «Нивы», изучая географию её достижений
Подборки

Михаил Медведев

В апреле легендарная «Нива» празднует 45-летие. Начиная с 1977 года было выпущено больше двух с половиной миллионов экземпляров внедорожника. И свыше 700 тысяч машин ушли на экспорт в большое количество стран.

Чтобы показать весь масштаб популярности «Нивы», мы нанесли на карту все государства и территории, где сначала советский, а затем и российский внедорожник оставил яркий след. Спойлер: белых пятен на глобусе осталось немного. Смотрите на карту, изучайте достижения и читайте подробности под картинкой.

Европа

Россия. Самый заслуженный, инновационный и популярный по экспортным поставкам автомобиль Советского Союза родился в конструкторском бюро ВАЗа в Тольятти. Серийный выпуск ВАЗ-2121 начался 5 апреля 1977 года. С не слишком кардинальными изменениями внедорожник выпускается по сей день.

Швейцария, Австрия, Франция. Яркий пример популярности «Нивы» в Европе — фестиваль Nivalp, организованный французским импортером Lada Poch. Слёт любителей советского вездехода в Альпах вполне можно назвать аналогом популярного Camel Trophy

Латвия. Из сотен киноролей «Нивы» эта, пожалуй, самая необычная. В боевике «Мираж» (1983 год) по роману Джеймса Хэдли Чейза, снятом на Рижской киностудии, закамуфлированная «Нива» весьма убедительно сыграла инкассаторский броневик. 

Польша. В 1980 году на 53-й Международной торговой ярмарке в Познани «Нива» была удостоена главной награды — Золотой медали за технические достижения. Важная, но далеко не единственная награда советского внедорожника.

Италия. Как и во многих других европейских странах, в Италии можно было купить доработанную на месте версию ВАЗ-2121. Любопытно, что местным тюнингом «Нивы» занималась фирма братьев Марторелли, больше известных в качестве импортеров внедорожников УАЗ.

ВАЗ-2121 братьев Марторелли

Исландия. «Нива» и путешествие — почти синонимы. На чемпионат мира по футболу 2018 года в России группа болельщиков сборной Исландии приехала на «Ниве». Маршрут от Рейкьявика до Волгограда — больше пяти тысяч километров!

Венгрия. Один из последних спортивных успехов в карьере «Нивы» пришёлся на ралли-рейд Hungarian Baja. В 1994-м пилот Александр Лакеев и штурман Валерий Кольчугин выиграли гонку в абсолютном зачете.

Франция. Международный дебют «Нивы» пришёлся на автосалон в Париже, состоявшийся осенью 1978 года. Это событие и стало началом большого романа советского внедорожника со всем миром.

Германия. Немецкая фирма Deutsche Lada Automobil GmbH занималась не только поставкой советских автомобилей, но и доводила их до ума, предлагая покупателям даже свои авторские исполнения. Яркий пример — Niva California или Niva Kosak. У последней была версия в кузове кабриолет! 

1/2

Niva California

Великобритания. Малоизвестный факт — сразу 45 «Нив» были закуплены подрядчиками строительства тоннеля под Ла-Маншем. Один из советских внедорожников теперь стоит в официальном музее истории строительства тоннеля.

Сербия. «Нива» в качестве награды? Почему бы и нет?! Футболист сборной Сербии Александр Коларов, забивший гол в ворота команды Коста-Рики на чемпионате мира по футболу 2018 года, в качестве премии получил сертификат на «Ниву». 

Испания. Для снижения вибраций и повышения топливной экономичности «Нивы» испанские умельцы предлагали на местном рынке комплект PromoLada 4x2. С его помощью схема постоянного полного привода вездехода превращалась в подключаемую. Вероятно, и в России такой «конструктор» пользовался бы спросом!

Бельгия. Свою версию советского внедорожника для покупателей из стран Бенилюкса предлагала компания Gremi Auto import. Версию Niva Savanne со съёмным мягким верхом вполне можно назвать кабрио-универсалом.

1/2

Niva Savanne

Греция. Россия не единственная европейская страна, где производилась «Нива». Легендарный вездеход выпускали в том числе в Греции — на предприятии Automeccanica S.A. 

Украина. Уже после распада СССР сборку «Нивы» наладили на Украине. В частности, на заводе в Луцке, известном военными и гражданскими внедорожниками ЛуАЗ.

Америка и полюсы

США. В разное время за рулём «Нивы» оказывались звёзды Голливуда первой величины. Достаточно, наверное, вспомнить два имени. Джеймс Бонд — Пирс Броснан («И целого мира мало» 1999 года) и участница отряда «Мстители» Наташа Романофф, она же Скарлетт Йоханссон («Чёрная вдова» в 2021-м). 

1/4

Сцена из фильма «И целого мира мало»

Канада. Рынок Соединённых Штатов, на который в своё время стремились все советские автомобильные бренды, так и остался крепким орешком для ВАЗа. Зато «Нива» успешно продавалась на рынке северного соседа Америки — в Канаде Lada предлагалась с изменённой под местный техрегламент оптикой (оранжевые габариты, красные поворотники) и, как водится, с различными вариантами исполнения, включая кабриолет и пикап.

Бразилия. Неприхотливость, внедорожный потенциал и доступную цену «Нивы» по достоинству оценили и на рынках Южной Америки. Скажем, в Бразилии, где дороги едва ли намного лучше, чем в России, внедорожная Lada в 1990-х годах возглавляла чарты продаж класса.

Уругвай. Фирма Bognor SA, основанная в Монтевидео в 1987-м, поначалу занималась локальной сборкой Ситроенов, а затем переключилась на выпуск «Нивы». Уругвайская версия ВАЗ-2121 известна под именем Bognor Diva. На базе «Дивы», кстати, собирали и заводские бронированные версии. В Южной и Латинской Америке на такой товар всегда находился покупатель.

Bognor Diva

Эквадор. Локальным производством «Нивы» с 1,7-литровым инжекторным двигателем в Эквадоре занималась компания AYMESA (Automoviles y Maquinas del Ecuador S.A.). В столичном городе Кито Леды собирали с 2000-го по 2004-й. Среди заводских опций значились кондиционер и стильный пластиковый обвес. 

Северный полюс. 18 апреля 1999 года снегоболотоход «Лада Нива Марш» вошёл в историю как первый автомобиль, который своим ходом добрался до Северного полюса. Правда, сначала была транспортировка воздухом и приземление на лёд с парашютом, но последние несколько десятков самых экстремальных километров «Нива» действительно преодолела самостоятельно. Подтверждение исторического достижения можно найти в книге рекордов Гиннесса.

Южный полюс. В Антарктиде на исследовательской станции «Беллинсгаузен» «Нива» проработала более 10 лет! За это время машина преодолела свыше 40 тысяч километров в поистине нечеловеческих условиях. Температура воздуха часто опускалась ниже минус 50 градусов по Цельсию. А ей всё нипочем!

Африка

Алжир. Rallye d’Algerie в своё время стало местом дежурных побед «Нивы». В 1981-м Жан-Клод Бриавуан на Niva 1800 принёс команде Lada Poch первую победу в абсолюте. В 1982-м и 1985-м этот успех на трассе «Алжира» повторили Андрэ Тросса и Пьер Лартиг.

Сенегал. Практически серийные «Нивы» вышли на старт самого первого ралли-рейда «Париж-Дакар» ещё в конце 1978-го. И сразу два экипажа добрались до финиша в столице Сенегала! Это было только начало большого африканского приключения русского внедорожника. Всего в заслуженном «дакаровском» досье «Нивы» два серебряных и один бронзовый финиш, причём в абсолютном зачёте!

Египет. Самое эпичное достижение в спортивной карьере «Нивы», а возможно, и всего советского автоспорта — триумфальное выступление на ралли «Фараоны» 1983 года. Тогда на финише у египетских пирамид на пьедестал поднялись сразу три экипажа на Lada Niva – Бриавуан, Тросса, Лартиг.

Тунис. Первый в истории ралли-рейд «Париж-Тунис» состоялся в 1981-м и сразу же закончился большой победой «Нивы». Отличился Жан-Клод Бриавуан.

Марокко. Первое в своём роде гоночное состязание для женщин — ралли-рейд Gazelle — впервые состоялось в 1990 году. «Нива» вошла в историю как первый чемпионский автомобиль гонки — быстрее всех к финишу в Марокко примчалась француженка Доминик Блеси. 

Гамбия. Антипод «Дакару», ставшему со временем гонкой больших бюджетов, Plymouth-Banjul Challenge — ралли на минималках. К старту в любительском рейде-марафоне допускаются лишь подержанные автомобили стоимостью в районе нескольких сотен евро. Техподдержка тоже запрещена — экипажи ремонтируют машины сами, поэтому на первый план выходит сочетание проходимости, низкой цены и ремонтопригодности. Неудивительно, что Lada Niva — воплощение всего перечисленного — красуется даже на эмблеме этого любительского ралли!

Камерун. Не самая статусная, но всё равно приятная победа в абсолютном зачёте: ралли-рейд «Камерун-1985» рукоплескал «Ниве» Жан-Клода Бриавуана. 

ЮАР. Нереализованная мечта Доминика Торрето — кастомная «Нива» с мотором 2JZ была построена умельцами из Южной Африки. Помимо форсированного до 290 л.с. мотора, машина получила элементы подвески Jaguar, главную пару Ford и «автомат» Toyota.

1/2

«Нива» с мотором 2JZ

Азия и Океания

ОАЭ. Почти 40-летняя «Нива» в начале 2022-го вернулась в «Дакар». Частный швейцарский экипаж при поддержке АвтоВАЗа заявился в исторический зачёт гонки, которая в последние годы проходит не в Африке, а на Ближнем Востоке. Экипаж Niva Red Legend Team справился со всеми сложностями маршрута и добрался до финиша.

Япония. Это могло сойти за исторический анекдот, если бы не было правдой: вскоре после дебюта Suzuki Vitara первого поколения японцы прислали благодарственное письмо на АвтоВАЗ, назвав главного конструктора «Нивы» Петра Прусова крёстным отцом японского внедорожника. 

Австралия. Выносливость и проходимость «Нива» демонстрировала во всех уголках мира. На пустынных направлениях Австралии советский внедорожник дважды в 1985 и 1986 годах становился национальным чемпионом по ралли-рейдам. 

Китай (Непал). Ещё одно достижение в книге рекордов «Нивы»: советский внедорожник своим ходом добрался до базового лагеря Эвереста на высоте 5726 метров. Выше не забирался ни один автомобиль в мире!

Япония, Австралия, Новая Зеландия. Праворульная версия «Нивы» — заводское обозначение ВАЗ-21212, дебютировала в начале 1980-х и поставлялась на рынки Японии, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и, конечно же, Великобритании. На самом деле британцы не стали дожидаться праворульной версии. Спрос на советский внедорожник был достаточным высоким для того, чтобы с 1978-го и до дебюта ВАЗ-21212 в Великобританию шли «Нивы» с левым рулём. 

1/4

Niva Constant для рынка Австралии

Казахстан. Ещё в 2003 году на предприятии «Азия Авто» в Усть-Каменогорске началась сборка «Нивы». В прошлом году АвтоВАЗ подписал контракт с новым индустриальным партнёром в Казахстане — компанией Allur Auto в Костанае. 

Таджикистан (Памир). Тесты предсерийной «Нивы» в середине 1970-х проходили во всех климатических зонах СССР, включая горы Памира на территории нынешнего Таджикистана. Надо ли говорить, что машина нигде не подвела?!

Монголия. «Нива» в качестве служебного автомобиля полиции? Почему бы и нет. Блюстители порядка Монголии успешно эксплуатируют парк патрульных автомобилей «Нив».


Ну как, «Нива» — легенда?

Почитать ещё