Константин Новацкий
Трудно не заметить большие изменения, происходящие с дизайном китайских марок. Современные модели компаний Geely, Chery и Hongqi выглядят как минимум не хуже «немецкой тройки», а кое в чём способны соперничать с британскими и американскими новинками. Отчасти этому способствуют большие деньги, которые китайские компании вливают в инжиниринг и технологии. Но не менее важны намётанный глаз и твёрдая рука именитых дизайнеров, которые покинули лучшие европейские или японские марки ради работы в КНР. Кто эти гении и где они трудились прежде? Вспоминаем.
Джайлс Тейлор: из Rolls-Royce в Hongqi
Пожалуй, начать стоит с человека, совершившего самый эффектный переход. После работы на Jaguar британец Джайлс Тейлор занимал высокий пост в Роллс-Ройсе, создавая с
Речь о концерне FAW и бренде Hongqi, который впервые за долгую историю решил повернуться лицом к массовому (но очень богатому) покупателю и отказаться от имиджа сугубо «номенклатурной» марки. Тейлору пообещали крутую двойную должность главного креативного директора и глобального вице-президента по дизайну, а заодно избавили от необходимости переезда на Восток. Джайлс остался в Европе и возглавил мюнхенский центр дизайна FAW Advanced Design — продуктами этой студии стали принципиально иные для Hongqi (но очень похожие на Rolls-Royce) модели HS7 и H9. Кроме того, команда Тейлора поупражнялась в создании гиперкаров, явив миру карбоновое купе S9 с 1400-сильной гибридной установкой. Таких «Хунцы» мир ещё не видел...
Питер Хорбери: из Volvo в Geely
Имя другого китайского «шефа» крепчайшим образом связано со шведской маркой Volvo. Англичанин Хорбери пришёл в компанию в девяностых: в период, когда та воспринималась ещё как производитель квадратных и грузных «машин-танков». А потом за несколько лет навёл дизайнерского лоска. Клиновидное купе Volvo 480 с подъёмными фарами и сегодня кажется максимально нетипичным «Вольво». А концептуальный седан EСС
Отлучившись на семь лет в Ford, в 2009 году Питер вернулся в Volvo, разминувшись со Стивом Маттином и получив шуточный выговор за «самый долгий обеденный перерыв». Последней шведской моделью за его авторством стал хэтч V40 2012 года. После чего дизайнер отчалил в Geely, которая к тому моменту была готова творить новое в очень быстром темпе.
Под его началом в статусе главного дизайнера появились элегантные и поначалу не особо вольвоподобные модели, вроде Emgrand, а позже, когда число подопечных Хорбери (или Huobu Li, как китайцы писали в своих релизах) увеличилось до тысячи, марка Geely и её суббренд Lynk & Co начали диктовать свой стиль. Volvo-стиль, по большей части... Сегодня Питеру уже 71 год, но должность старшего вице-президента Geely Holding по дизайну до настоящего момента при нём.
Штефан Зилафф: из Bentley в Geely
С именем этого человека был связан ряд слухов о готовящемся уходе Хорбери на пенсию. Дело в том, что 59-летний баварец Зилафф тоже нацелился в Geely. Покинув концерн VW Group, которому были отданы десятилетия карьеры, выдающийся «интерьерщик» и шеф-дизайнер Bentley оказался заманчивой кандидатурой для китайцев. Тем более, что до этого он успел поработать и над внешностью Audi, и даже над обликом Мерседесов.
С приходом в «Джили» Зилафф фактически получит всё то, что уже собрано вокруг Хорбери. А именно — контроль над целой армией дизайнеров по всему миру, работа над стилистикой марки и других подразделений глобального Geely: от молодёжного суббренда Lynk & Co до Lotus, Proton и даже аэромобилей Terrafugia. Рокировка должна пройти плавно: пока Штефан осядет в шведском Гетеборге, Питеру подберут особую роль в дизайн-иерархии Geely. Например, роль опытного наставника.
Кевин Райс: из Mazda в Chery
Имя британца Кевина Райса не так раскручено в автомобильной тусовке, зато все знают модели, к внешности которых приложил руку 58-летний дизайнер. Например, двухдверки
Хакан Саракоглу: из Porsche в Enovate
О таланте 55-летнего турка с отличным знанием немецкого готовы поведать три эффектных творения — двухдверка Boxster, купе Cayman второго поколения и гиперкар 918 Spyder. В дизайн-коллективе компании Porsche Саракоглу отвечал за экстерьеры новинок, а до этого отметился в кёльнском офисе Ford в период всеобщей работы над седаном Mondeo, компактом Puma и хэтчбеком Focus второго поколения.
В начале 2013-го Саракоглу позвали в Шанхай, чтобы тот помог трансформировать представление о марке Chery. Или, как он сам выразился, «разбить стереотипы о том, что „Чери“ — это модель QQ». Как мы видим, получилось.
Три года назад Хакан решил оставить крупный бренд, чтобы уделить время новенькому на тот момент электрическому стартапу Enovate и стать его вице-президентом. На днях Enovate показала очередную новинку с дизайном «от Саракоглу» — ей стал батарейный кроссовер ME5, отдалённо похожий на Porsche Cayenne.
Даниэле Гальоне: из Alfa Romeo в JAC
Согласитесь, неспроста кроссовер-новинка S7 от бренда из Хэфэя выглядит своеобразной пародией на современные итальянские модели — вроде Levante или Stelvio. Всё дело в том, что за внешность четырёхколёсных «Яков» в ответе экс-дизайнер перечисленных марок.
Талантливый итальянец ныне возглавляет дизайн-центр в Турине, причём на марку JAC он трудится в тандеме с Джанкарло Кончилио — его авторству принадлежит интерьер седана Maserati Quattroporte. Что до звёздной модели самого Гальоне, то из прошлого можно достать потрясное купе Alfa Romeo 8С. Это, конечно, не лифтбек JAC J7, который называют не иначе как «убийцей Октавии», но тоже кое-что. Ок, шутим, шутим...
Уэйн Бёрджес: из Jaguar в Geely
Проработав на британский бренд больше двадцати насыщенных лет, в позапрошлом году Бёрджес красиво ушёл — сбацал рок на гитаре, получил личный респект от босса Йена Каллума и оставил на стенах офиса фотографии купе
Кто захантил столь энергичного дядьку — понятно из заголовка, но за решением в Geely стоял тот самый Питер Хорбери, разглядевший полезный для китайского бренда заряд продуктивности и креатива. Да и сам Бёрджес не стал скромничать, отметив, что в активе «Джили» находится один из сильнейших дизайн-коллективов. Необходимость в переезде куда-либо отпала сразу: Уэйну предложили буквально прогуляться до его нового места работы — центра Geely Design UK в Ковентри, который отвечает за облик суббрендов, вроде Lynk & Co и LEVC — под этой маркой выпускаются лондонские чёрные кэбы. Правда, на новом месте Уэйну пока похвастать нечем — все проекты ещё в работе.