Надёжен ли Peugeot 308 I поколения: все проблемы французского автомобиля с пробегом

Щётки стеклоочистителей: какими они бывают и какие выбрать
Учебник

Команда Авто.ру

Качественная работа стеклоочисти­телей, в обычной жизни называ­емых «двор­никами», делает поездку не только комфортной (в первую очередь, для глаз водителя), но и более безопасной. Ведь банальное «не заметил» — частая перво­причина царапин на кузове, пробитых колёс, поломок подвески и, самое печаль­ное, аварий. А ещё изношенные щётки активно портят само стекло — и его замена на любом автомо­биле обойдётся намного дороже пары новых «дворников».

Поэтому щётки надо менять регулярно и вовремя – тем более, что операция эта очень простая и с ней справится любой, даже начинающий водитель. А мы подскажем, на что нужно обратить внимание при выборе и замене.

Когда нужно менять щётки стеклоочистителей

Опыт показывает, что в климатических и дорожных условиях, характерных для большей части территории России, реальный срок безупречной службы «дворников» — два-три «мокрых» сезона. После этого щётки, а чаще — их рабочие поверх­ности (резинки) — требуют замены.

В плохую погоду щётки каждые несколько секунд скользят по стеклу, стирая с него не только дождевую воду, но также грязь (по сути, мелкие абразивные частицы) и дорожные реагенты, имеющие агрес­сивный химический состав.

Впрочем, погожие летние деньки тоже сокращают жизнь «дворников». Резину портят жара, сухой воздух и ультра­фиолет. А вместо дорожной грязи щёткам приходится соскабливать со стекла останки насекомых.

Верный признак того, что стекло­очистители пора менять, — полосы на стекле, остающиеся после их работы. Хорошие щётки должны убирать воду начисто буквально одним, в крайнем случае, двумя взмахами. И уж точно «дворник» изношен, если он не скользит по стеклу, а скачет («дробит») с характерным звуком или скрипит.

Какими бывают «дворники»

Щётка стеклоочистителя — устройство нехитрое и состоит из трёх основных частей:

  • Резиновая лента специального профиля. Её кромка стирает со стекла воду и грязь. Внутрь резинки вложены металли­ческие полосы – они позволяют ленте сгибаться, принимая форму стекла, но делают её жёсткой в поперечном направлении.

  • Каркас — механизм, призванный равномерно прижимать ленту к изогнутому стеклу, чтобы щётка не оставляла неочищенных областей.

  • Крепление к поводку — рычагу механизма стекло­очистителя, который двигает «дворник» по стеклу.

На самом деле в работе стекло­очистите­лей много тонкостей – они связаны с изгибами стекла, потоком встречного воздуха, резкими измене­ниями направления движения (перекладками) поводков и другими факторами. Сделать хороший «дворник» — не такая уж простая задача. Сегодня в продаже есть три типа щёток, и каждый со своими плюсами и минусами.

Каркасные щётки. Это самая старая и проверенная конструкция щётки, в которой резинка крепится к системе подвижных рычагов, связанных друг с другом и с поводком. Рычаги, а их на длинном «дворнике» (например, у автобуса) может быть штук семь, передают усилие от пружины, которая вмонтиро­вана в поводок, на стальные полоски в резиновой ленте, тем самым прижимая её к стеклу. Сами рычаги могут быть металли­ческими или пластиковыми.

Плюсы каркасных дворников: они дешевле остальных вариантов и при этом универсальны. Как правило, их конструкция не привязана к конкретной модели автомо­биля, такие щётки несложно подобрать и заменить.

Минусов больше. Во-первых, помимо резинки в этих дворниках изнаши­ваются и соединения рычагов, из-за чего щётка хуже прилегает к стеклу и плохо чистит даже с идеальной рабочей кромкой. Иные нерадивые водители настолько «занашивают» стекло­очистители, что они начинают цеплять стекло каркасом при перекладках!

Во-вторых, у каркасных дворников большое аэродинами­ческое сопротив­ление, а главное — высокая парус­ность. На большой скорости поток воздуха может практически отрывать их от стекла, и эффектив­ность очистки падает почти до нуля. Чтобы этого не происходило, инженерам приходится использовать допол­нительные приспособ­ления, снижающие подъёмную силу.

Ну а главный минус щёток каркасного типа — они плохо работают зимой, особенно в снегопад. Стекло нагревается вместе с салоном автомо­биля, и снег на нём тает. Образо­вав­шаяся вода, в свою очередь, замерзает на дворниках, быстро лишая каркас и резинку подвиж­ности. В итоге водителю приходится останав­ливаться, выходить и сбивать лёд с щёток вручную, но помогает это ненадолго.

Борясь с этим недостатком, инженеры придумали «зимние» дворники, у которых каркас закрыт эластичным резиновым кожухом. На нём лёд не задер­живается, и защищённые шарнирные соединения остаются подвижными. Но из-за чехла у зимних щёток сильнее проявляется «минус № 2»: на скорости они прижимаются к стеклу ещё хуже обычных.

Бескаркасные щётки. Стремясь победить недостатки «классических» дворников, инженеры придумали конструкцию, позволяющую вообще отказаться от каркаса. Его роль взяла на себя упругая металли­ческая лента, жёстко соединённая с резинкой. Эта лента изначально согнута дугой, которая распрям­ляется под действием усилия, развива­емого поводком, — таким образом щётка равномерно прижима­ется к стеклу по всей своей длине.

Но это в теории. На практике добиться равно­мерности с такой конструкцией сложнее — для этого нужно, чтобы стекло автомо­биля было почти плоским. Благо современные тенденции в авто­дизайне этому способ­ствуют. Бескаркасная конструкция плохо работает при большой длине щётки, поэтому её редко используют на грузовиках и автобусах. Да и владельцы легковушек с сильно наклонён­ными лобовыми стёклами и, как след­ствие, длинными «двор­никами», жалуются на работу «бескаркасок» чаще, чем остальные водители.

Другой минус бескаркасной конструкции – более высокая цена, несмотря на то, что на вид такая щётка устроена проще. А формат её соединения с поводком чаще зависит от марки автомобиля.

Но и плюсов хватает. Бескаркасный дворник компактнее, благодаря чему у него меньше подъёмная сила, и он меньше шумит. Проблема обмерзания для него не снята оконча­тельно (лёд собирается в узкой щели между резинкой и металли­ческой лентой), однако чистить такую щётку приходится заметно реже.

Гибридные щётки. Изначально такие дворники появились на японских автомо­билях (и выпуска­лись японскими произво­дителями авто­компо­нентов), но сейчас получают всё более широкое распро­странение. В гибридных щётках присут­ствуют элементы конструкции предыдущих двух типов.

Основа у них, как у «бескаркасников», — резинка с вогнутой пружинной металли­ческой лентой. Но усилие от поводка передаётся на неё не в одной центральной точке, а сразу в нескольких — как у каркасных щёток. Собственно, каркас есть и здесь. Только он проще и, как правило, делается из пластика, поскольку лишь помогает основной пружине.

Гибридный дворник можно считать оптимальным компромиссом между достоин­ствами и недостатками других типов щёток. Благодаря более компактному каркасу он меньше обмерзает и лучше работает на высокой скорости. А прилега­ние к стеклу, особенно изогнутому по краям, у него лучше, чем у бескаркасных аналогов.

Но льдом «гибрид» покрывается всё-таки быстрее. А главный минус — относительно высокая цена и фактически невозмож­ность «ребилда», доступная первым двум типам.

Какие дворники выбрать

Современный рынок автокомп­лектующих способен предложить для легковых автомо­билей огромный ассортимент стекло­очистителей. Например, на Авто.ру в разделе «Запчасти» есть щётки на любой вкус и кошелёк. Давайте разберёмся, на что нужно обратить внимание при замене дворников на своей машине.

Тип. На большинство популярных моделей можно, при желании, установить стекло­очиститель любого из выше­описанных видов. Но лучше ориенти­роваться на тот, который входит в заводскую комплектацию. Системы очистки стёкол — а это не только щётки, но также механизмы их привода и омыватели — проекти­руются в комплексе, чтобы работать максимально эффективно. Причём часто автомо­бильные компании поручают эти разработки тем же производителям, что выпускают сами дворники.

Конечно, на выбор могут повлиять и нюансы эксплуатации. Например, у вас недорогой автомобиль с изначально каркасными стекло­очистите­лями, но вы много ездите по загородным шоссе с большой скоростью. Тогда ради собственной безопас­ности и комфорта стоит потратиться на более дорогие гибридные щётки. А если вы колесите по городу круглый год, не лишним будет поставить осенью комплект «зимних» «дворников».

Цена. Важным фактором выбора может стать и бюджет. Ведь ценовой диапазон для стекло­очистителей очень широкий – от 150 рублей за безымянный каркасный «дворник» до нескольких тысяч за продвинутую модель щётки от ведущего произво­дителя. Причём под некоторыми именитыми брендами (например, Bosch или Champion) могут продаваться и бюджетные модели, и внешне похожие на них «премиальные» модели, которые стоят в несколько раз больше. Но чудес не бывает: дешёвый стекло­очиститель, скорее всего, начнёт размазывать грязь намного раньше изделия именитого произво­дителя. С другой стороны, даже самые дорогие дворники не будут работать вечно.

Бренд. Внешне одинаковые стекло­очистители разных брендов могут сильно отличаться эффектив­ностью и ресурсом. Увы, насколько удачной была покупка, станет понятно только на машине, и то не сразу.

Среди крупных и авторитетных производителей на слуху Bosch, Valeo, Trico, Champion, SWT. Благодаря поставкам на конвейеры японских автоконцернов прославилась компания Denso. В любом крупном магазине автозап­частей наверняка найдутся и щётки Hella, SCT или Alca.

Если продукция этих брендов кажется дорогой, можно обратить внимание на россий­ские щётки популярной марки Хорс. А вот доверяться мало­известным китайским поделкам рискованно. Среди них можно встретить и удачные образцы, но есть риск нарваться на откровенный брак, это всегда рулетка.

Длина. Щётки стеклоочистителей выпускаются в стандартных типо­размерах, определяемых длиной резиновой ленты — обычно с шагом 5–10 мм. Какой размер необходим, для каждой модели авто­мобиля определяет его произво­дитель. Причём у большинства современных легковых машин длина правого и левого «дворников» различа­ется: водительский больше размером.

Покупая новые щётки, можно замерить длину уже стоящих на авто­мобиле или подобрать замену через каталоги, которые есть у крупных продавцов — в бумажном виде или на сайтах. Некоторые водители ставят дворники, которые немного длиннее штатных, благо запас места на стекле обычно есть. Тем самым они стремятся увеличить очищаемую щётками площадь для лучшей обзорности. Другие авто­владельцы, наоборот, берут щётки чуть короче рекомендо­ванных — так они немного экономят и сознательно жертвуют краями стекла ради качества очистки его централь­ной части — ведь более короткая щётка лучше к нему прижимается. Но благоразумнее не отходить от рекомен­дованных автопроиз­водителем размеров, поскольку и в том, и в другом случае эффект невелик.

Крепёж. Если длина «дворников» давно стандарти­зирована, то способов его крепления к поводку до сих пор множество. Что, конечно, осложняет выбор щёток покупателю.

Перед тем как отправляться в магазин, посмотрите, какого типа «коннектор» на вашем автомобиле. В идеале можно снять одну из щёток и захватить с собой для сравнения. Или, опять же, обратиться к каталогам автори­тетных марок, где фигури­руют почти все выпускав­шиеся в прошлом и выпуска­емые ныне автомобили.

Среди наиболее распространённых типов креплений дворников можно отметить крючок (hook) в виде положенной на бок буквы U, который существует в двух основных размерах — 9х3 и 9х4 (для легковых авто). Его широко используют на японских, корейских и отече­ственных машинах.

Боковой штырь (side pin) характерен для моделей Mercedes, Peugeot, Ford (европейский). Иногда он попадается на BMW или Volvo, на некоторых моделях концерна VAG. Кнопка (push button) прежде всего ассоци­ируется с Volvo, Citroen и Renault. Этот же тип использует американ­ский Ford и иногда Volkswagen.

Среди прочих типов можно ещё назвать боковое крепление (side mounting), боковой зажим (pinch tab) или штыковой замок (bayonet arm), который когда-то разра­ботал Saab. Ещё более экзотические варианты могут использо­ваться для задних дворников хэтчбеков и универсалов.

Выпуская стеклоочистители для рынка запчастей, произво­дители часто делают их универсальными, снабжая набором адаптеров или переход­ников для разных поводков. Покупая такие дворники, смотрите на упаковку — там должен быть перечень наиболее популярных автомобилей, которым они подойдут.

Нужны ли опции

Помимо основных компонентов в конструкции некоторых стекло­очистителей встречаются допол­нитель­ные элементы. Иногда ими можно оснастить имеющиеся дворники самому, и это бывает полезно.

Сменные резинки. Один из вариантов сэкономить на дворниках, не теряя в комфорте, – менять не щётки целиком, а только резинки в них. Их можно купить в магазинах автозап­частей и стоят они, естественно, дешевле. Эта опция предназ­начена для каркасных стекло­очистите­лей, которые несложно разобрать на компо­ненты, а потом собрать обратно. Однако при некоторой сноровке те же резинки можно установить и в бескаркасные щётки.

Недостатки у такого «ребилда» тоже есть. Во-первых, хорошие резинки нужно ещё поискать: в большин­стве своём это безымянная продукция сомни­тель­ного качества. Восстанов­ленные с их помощью щётки могут работать хуже старых. Впрочем, сменные элементы производят и продают в том числе и некоторые авторитетные бренды (например, SWT), но те и стоят дороже. Во-вторых, как мы упоминали, в каркасном дворнике изнаши­ваются не только резинки — со временем разбалты­ваются соединения рычагов. Поэтому одного каркаса хватит на две, максимум три резинки, после чего «дворник» всё равно придётся менять целиком. У бескар­касных щёток металли­ческая лента тоже «устаёт», хотя и не так быстро.

Спойлеры. Это специальная насадка на «дворник» или поводок, которая выполняет примерно те же функции, что и спойлер на багажнике автомо­биля — изменяет направление набегающего потока воздуха и прижимает его к стеклу.

Спойлер необходим, если на автомобиле стоят каркасные или гибридные щётки, а сам он часто ездит с высокими скоростями. На скорости выше 110 км/ч обычный «каркасник» без спойлера уже практически не прижима­ется к стеклу и не способен эффективно его чистить. Проще говоря, езда без спойлера опасна.

Крупные производители стараются интегрировать спойлер в конструкцию щётки, придавая соответ­ствующую форму рычагам каркаса. Но если у вас совсем простые «дворники», то можно купить спойлер отдельно. Они даже суще­ствуют двух видов: симметричный (с «килём» по центру) и асим­метричный. Второй эффективнее, но не подойдёт для машин с правым рулём или «распашными» дворниками.

Датчик износа. Опция, которой оснащаются некоторые модели дворников. Он не сильно увеличи­вает стоимость щётки, но может быть полезен. Датчик пред­ставляет собой специальную метку на резинке дворника, обращённую в салон к водителю. Изначально она покрыта тёмной краской, которая, стираясь со слоем резины, обнажает яркий маркер. Это и означает, что «дворники» пора менять. Хотя велика вероят­ность, что владелец и сам поймёт это раньше — по ухудшению качества очистки стекла.

Электрообогрев щёток. На конвейере машины дворниками с подогревом не оснащают. Поэтому, решившись на такую доработку, придётся самому прокладывать к стекло­очистителям проводку и подключать её к электро­системе автомобиля.

Преимущество этой опции можно будет оценить зимой, ведь подогрев призван предотвращать обмерзание щёток в морозную погоду. Как показывает практика, его возмож­ностей хватает и на отогре­вание лобового стекла в зоне покоя дворников.

Минусы тоже есть. Во-первых, щётки со встроенным электро­обогревом намного дороже обычных. А во-вторых, они способны создать локальный перепад температур на стекле, что чревато появле­нием на нём трещин.

Итак, совсем коротко

  • – Не нужно экономить на стеклоочистителях – их свое­временная замена сбережёт не только ваши глаза, но и стекло авто­мобиля, которое будет меньше царапаться.

  • – Дворники бывают трёх типов, и у каждого есть свои плюсы и минусы. При замене лучше предпочесть щётки того же типа, что преду­смотрены автопроиз­водителем, хотя в некоторых случаях можно исполь­зовать более подходящие для ваших условий эксплуатации.

  • – Выбирая новые дворники, нужно обратить внимание прежде всего на их размер и формат крепления к поводкам. Не всякие универсаль­ные щётки подойдут к вашему автомо­билю – у них в комплекте может не оказаться соответ­ствующих переходников.

Почитать ещё