Внедорожные дома на колёсах, которые можно купить в России

Путь «Нивы»: вспоминаем все прототипы культового внедорожника
Подборки

Алексей Олефиренко

В рамках большой пресс-конференции Renault, которая прошла несколько дней назад, стало известно, что в жизни нашей с вам Лады грядут большие перемены. Во-первых, бренд Lada объединят в одно бизнес-подраз­деление вместе с румынской компанией Dacia, которая окучивает бюджет­никами почти всю Западную Европу. Во-вторых, на меро­приятии показали, какой будет Нива, которая не только изменится, но и станет… глобальной! По этому случаю мы решили вспомнить все пути, по которым могла пойти «Нива». В том числе и не совсем официальные.

Путь первый: тупик

Разработка «Нивы» второго поколения началась на Волжском автозаводе ещё в 1980-х, но трудные для страны времена отправили проект в летарги­ческий сон. До ходовых испытаний новой модели дело дошло лишь в середине 1990-х, а чуть позже, в 1998 году, прообраз «Нивы» второго поколения показали на Москов­ском автосалоне — в виде концепт-кара.

1/4
ВАЗ-2123 «Нива»

Ожидалось, что полномасштабное произ­водство «Нивы» начнётся со дня на день. Но послед­ствия сурового экономи­ческого кризиса 1998 года вынудили поставить крест и на этих планах: в период с 1999 по 2001 год было изготов­лено около 1000 машин, большая часть которых разошлась по дилерским центрам и заводам-подряд­чикам в качестве демонстраци­онных образцов. До покупателей «доехали» лишь несколько сотен внедорожников.

Некоторое подобие серийного производства ВАЗ-2123 началось в 2001 году. Годом позже, в рамках экономи­ческой оптими­зации, было заключено соглаше­ние с General Motors, результатом которого стало совместное пред­приятие «GM-АвтоВАЗ». Согласно договору, лицензия на модель 2123 и все права на бренд Niva переда­вались совместному предприятию, а СП брало на себя обязатель­ства построить цех для покраски и сборки нового вседорожника. Распо­лагалось произ­водство рядом с главным конвейером АвтоВАЗа, а сами машины выпускались по необычной цепочке — часть деталей делал Волжский автозавод, а часть — СП.

Полномасштабное производство Niva, но уже под брендом Chevrolet старто­вало лишь в конце 2002 года. С тех пор «Шнива» не единожды пре­ображалась внешне, но технически почти не менялась.

1/4
Chevrolet Niva

И вплоть до 2018 года включительно американский авто­гигант уверенно держался за бренд Niva и строил на него большие планы. Так, в 2014 году на Московском между­народном автосалоне дебютиро­вал концепт-кар Chevrolet Niva. В отличие от оригиналь­ной «Шнивы», к созданию этой машины АвтоВАЗ не имел вообще никакого отношения: техника — итальянская, дизайн — от чешского специалиста. 

Чтобы вы понимали, насколько серьёзные были намерения у СП «GM-АвтоВАЗ» относи­тельно «Нивы» следующего поколения: одним прототипом (он, кстати, был признан лучшим концептом ММАС-2014) дело не обошлось. Задолго до премьеры матового внедорож­ника руководство СП сообщило, что модель получит абсолютно новый мотор. Речь шла о дизельном двигателе производ­ства Peugeot. Ожидалось, что его мощность составит 135 сил!

Кроме того, топ-менеджмент предприятия не раз заявлял, что у Chevrolet Niva, «кроме нового двигателя, новой коробки и раздатки, будет новый интерьер и абсолютно новый дизайн».

1/5
Chevrolet Niva Concept 2014

Для запуска модели компания даже смогла выбить себе госгарантии: из 20 с небольшим милли­ардов рублей, которые нужны были на запуск произ­водства, примерно половину пообещали выделить из госбюджета. Однако вскоре случился политиче­ский и экономиче­ский кризис 2014 года, GM закрыл завод под Санкт-Петер­бургом, а проект новой Chevrolet Niva был заморожен. В последующие годы слухи о том, что шанс на конвейерное произ­водство у нового внедорож­ника всё-таки есть, появлялись регулярно, но закон­чились они тем, что GM продал долю в СП обратно АвтоВАЗу, попутно вернув российскому заводу право на бренд Niva.

Так что самые серьёзные изменения в жизни «Шнивы» случились как раз в 2020-м: модель стала выпускаться под брендом Lada, а вскоре и вовсе поменяла внешность и название, превратив­шись в модную Lada Niva Travel

При этом классическая «Нива» продолжала и продолжает выпускаться на АвтоВАЗе! В эпоху СП c General Motors её пришлось назвать Lada 4x4, а недавно ей вернулись классическое имя Niva с приставкой Legend. Пред­полагается, что две уже выпуска­емые модели продолжат собирать ещё несколько лет. А парал­лельно с ними у АвтоВАЗа появится ещё одна модель с тем же названием...

Путь второй: заводской

Классическая модель ВАЗ-2121, как и 2123, тоже коренным образом не менялась на протяже­нии всей жизни, становясь современнее настолько, насколько это было возможно в рамках изначаль­ной кон­струкции. В 2002 году, когда на рынок полноценно выходила Chevrolet Niva, старушка тоже чуть омолоди­лась и получила обновлённую внешность, двигатель с распре­делённым впрыском топлива, новую централь­ную консоль, руль и название 4х4.

1/5
Lada 4×4 (21214)

Следующее большое обновление началось в 2009 году, но закончилось лишь в 2011-м. За этот срок модель обзавелась новой задней подвеской, новой светотехникой, а также доработанной трансмиссией. При этом часть компонентов унифи­цировали со «Шнивой» — как-никак родственники.

Любопытно, что сходство моделей могло быть ещё более очевидным, если бы АвтоВАЗ дал «зелёный свет» подготов­ленному к 2009 году проекту ВАЗ-21214М – рестайлингу оригиналь­ной модели с новыми фарами. Планы испортил финансовый кризис.

Нива ВАЗ-21214М

Затем АвтоВАЗ обновлял 4х4 чуть ли не каждый год. Так, в 2012-м изменился процесс окраски кузова, что повысило коррози­онную стойкость в пять раз, а в 2013-м модели достался пакет из 10 улучшений, среди которых ШРУСы вместо крестовин кардана и двух­точечные форсунки омывателя лобового стекла. Тогда же всё чаще начали говорить о разработке модели 4х4 нового поколения. И с каждым годом слухов становилось всё больше

Самый распространённый и похожий на правду — перевод модели на платформу B0. Ту самую, что лежит в основе Renault Duster. Однако было и предпо­ложение о том, что альянс Renault-Nissan всё-таки позволит отече­ствен­ному предприятию создать тележку для модели само­стоятельно. И, мол, если она окажется удачной, то именно её дадут россий­скому Дастеру, а не наоборот. Свое­образным подтверж­дением этим слухам стал пред­став­ленный в 2018 году на Московском моторшоу прототип 4х4 Vision, созданный под руко­водством Стива Маттина. Дастер в нём, конечно, не особо угадывался, но общая концепция была ближе именно к нему, чем к классической «Ниве». 

1/6
Lada 4×4 Vision

Концепт получился очень эффектным и обнадёжи­вающим — команда Маттина постаралась даже обыграть трёх­дверный кузов классиче­ской модели и её двух­этажную оптику, но... Эти ожидания, как нетрудно догадаться, не оправда­лись — через несколько лет все модели Lada и Duster переедут на одну-един­ственную модульную платформу CMF-B, которая прямо сейчас используется в европейских Dacia Logan и Sandero нового поколения. А фирменный X-дизайн Лады если и сохранится, то только на чисто российских моделях: на рендерах, показанных во время пресс-конференции Renault, глобальная «Нива» выглядит совсем иначе.

Путь третий: неофициальный

Впрочем, не только на АвтоВАЗе и GM-АвтоВАЗе все эти годы пытались проектировать внешность новой «Нивы». Независимые художники и автомо­бильные дизайнеры куражились по полной программе, пере­придумывая дизайн леген­дарной модели. Например, эти рендеры в 2010 году опубликовал бразиль­ский художник Оливьера Итапетининга. На них «Нива» пред­ставлена в виде ретро­кроссовера для молодёжи.

1/3

Художник также допустил, что если его рендер пойдёт в серию, то на бразильской земле он будет продаваться под брендом Renault. Что же, мечтать не вредно.

А вот ещё один вариант, появив­шийся в 2015 году. В этой версии «Ниве» подправили аэро­динамику, но общая стилистика осталась более чем узнаваемой.

1/3

Не остался без эффектных рендеров «Нивы» и 2017-й. Четыре года назад дизайнер из Тольятти Денис Понятов пред­ставил на выставке транс­портного дизайна Automania своё видение внедорожника будущего под названием Niva California. Несмотря на обилие элементов, отсылающих к европейским автомо­билям вроде Range Rover Evoque или Volvo XC90, та-самая-Нива в Калифорнии всё-таки узнаётся.

1/5
Niva California, дизайн: Денис Понятов

Ещё парочка авторских вариантов «Нивы» появились в Сети в 2020-м. Один из них сделал портал Auto.cz, а второй — промыш­ленный дизайнер Александр Исаев (просто посмотрите в галерее чуть ниже на придуманный им интерьер!).

1/8
Дизайн: Auto.cz

Какой в реальности станет новая Lada Niva, мы узнаем уже довольно скоро: в серию модель должна отправиться в течение ближайшей пары лет, а до этого нам наверняка покажут прототип, да ещё и не один. И впервые за последние 20 лет будущее новой «Нивы» больше не кажется туманным.


Какой из вариантов новой «Нивы» вам нравится больше?

Почитать ещё