Мировых запасов никеля и лития хватит для выпуска 14 миллионов электрокаров в 2023 году

Что ждёт российский авторынок в 2022 году: прогнозы экспертов Авто.ру
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

Не успев оправиться после пандемии, российский авторынок погрузился в новый кризис. В конце февраля 2022 года покупатели и продавцы столкнулись с резким повышением цен из-за роста курсов валют и стремительным сокращением количества предложений из-за санкций. 

Эксперты Авто.ру рассказали, что будет происходить с российским авторынком в ближайшее время, и сделали прогноз продаж новых и подержанных автомобилей на 2022 год. Но важно понимать, что текущие прогнозы построены на основе текущей ситуации, а последние 2 года показали, насколько быстро внешние факторы могут изменить ситуацию на рынке и сделать неактуальными все предыдущие предположения.

Главная проблема — не падение спроса, а отсутствие новых автомобилей

Острый дефицит образовался не только в сегменте импортных автомобилей, но и среди тех моделей, выпуск которых локализован в России. Это происходит из-за того, что большинство автопроизводителей временно приостановили свою деятельность на российском рынке. А сохранившие производство заводы — АвтоВАЗ, Автотор, «Мазда Соллерс», УАЗ, «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» — столкнулись с нехваткой комплектующих, что вызвало падение производства: в марте-2022 собрано на 70% меньше машин, чем годом ранее.

Алексей Муханов, руководитель группы аналитики Авто.ру

«Даже с учётом роста цен — а с начала года новые автомобили подорожали в 1,5 раза — далеко не все желающие сейчас могут совершить покупку из-за нехватки машин. Много надежд на китайских производителей, но при всём желании занять российский рынок им потребуется время на организацию дополнительных поставок, подготовку новых или расширение действующих производств. При этом в мировом автопроме всё ещё сохраняется острый дефицит полупроводников, влияющий на производство».

Ключевым инструментом поддержки производства автомобилей в России в ближайшее время станет смягчение требований к экологичности и безопасности транспортных средств. Поэтому, как считают эксперты Авто.ру, в продаже появятся машины «Евро-2» (или ниже), без эйрбэгов, ABS и других вспомогательных систем. Кроме того, остаётся надежда на импорт новых автомобилей из соседних государств, куда иностранные концерны продолжают поставлять продукцию. 

Виктория Курчанова, руководитель коммерческой службы Авто.ру

«В текущих реалиях машины продаются очень медленно (средний срок продажи по данным Авто.ру вырос на 50%): наиболее активные покупатели успели совершить сделки в конце февраля — начале марта, после чего автокредиты стали менее доступными из-за высоких ставок и жёстких требований к заёмщикам. Ощутимое снижение цен сейчас маловероятно, но часть оставшихся у дилеров новых машин продавцы попробуют реализовать максимально быстро, поэтому при покупке за наличные можно договориться о скидках».

При самом оптимистичном сценарии, по прогнозам аналитиков Авто.ру, продажи новых автомобилей в 2022 году упадут до 1 миллиона штук — это на треть меньше, чем в 2021 году, и худший в абсолютных показателях результат за последние 15 лет. 

Но для реализации оптимистичного сценария необходимо, чтобы компании, которые приостановили свою деятельность в России, возобновили работу, производители восстановили или наладили новые каналы логистики автокомпонентов, а китайские бренды резко усилили своё присутствие. 

При негативном развитии событий продажи могут упасть до 600 тысяч единиц (минус 60% в сравнении с 2021 годом). Такому сценарию будут способствовать, например, новые санкции, кардинальное снижение реальных доходов населения, очередной резкий рост цен на автомобили и повседневные товары. 

Если не будет новых машин, покупатели пойдут за подержанными

Из-за роста цен на новые автомобили на вторичном рынке в последние годы растёт дефицит свежих ликвидных машин — большинство владельцев стараются максимально отложить смену транспортного средства. Но и на вторичке цены ползли вверх вслед за новыми машинами. Самое заметное подорожание произошло в марте: к концу месяца средняя цена на автомобили с пробегом на Авто.ру выросла на 25% по сравнению с началом года — до 1,25 миллиона рублей. Но в апреле цены стали снижаться, пусть и не до уровня начала года: к концу месяца машины подешевели на 5% (до 1,19 млн). Одновременно с этим восстанавливается и объём предложений — плюс 12% относительно начала года и плюс 30% по сравнению с серединой марта, поэтому нереализованный спрос с рынка новых машин может «вылиться» на вторичный рынок. 

Алексей Муханов, руководитель группы аналитики Авто.ру

«Даже февральские цены для многих потенциальных покупателей оказались слишком высокими. Теперь к ним добавились дорогие кредиты, инфляция, снижение реальных доходов — поэтому свободных средств на приобретение автомобиля остаётся всё меньше. Также во время кризиса многие предпочитают перейти в режим сбережения и сократить свои расходы».

При негативном сценарии, если инфляция и сокращение доходов ускорятся и ударят по спросу, рынок подержанных автомобилей способен просесть до 4,76 миллиона единиц, считают эксперты Авто.ру. Это на 20% меньше, чем в 2021 году.

Если экономические последствия останутся в рамках текущих прогнозов и если у продавцов получится наладить поставки подержанных автомобилей из-за рубежа (например, из ОАЭ или стран СНГ), то можно предположить, что продажи сократятся незначительно — до 5,65 миллиона единиц (минус 5% относительно 2021 года). 


Как считаете, какой из сценариев сбудется?

Почитать ещё