Надёжен ли рестайлинговый Mercedes-Benz C-Class III W204: все проблемы автомобиля с пробегом

Как быстро прогреть салон автомобиля зимой
Учебник

КОМАНДА АВТО.РУ

Мало кто придаёт значение этому вопросу, пока столбик уличного термометра колеблется в привычном для средней полосы России около­нулевом диапазоне. И даже «минус пятнадцать», которые случаются пару-тройку раз за зиму, не становятся драмой — отопители современных автомо­билей вполне справляются со своей задачей, пусть и на несколько минут дольше обычного.

Однако в нашей большой стране хватает мест, где мороз минус 30 градусов — обыден­ность. А пиковые значения темпера­туры могут быть ещё градусов на 10–20 ниже. Вот тут, когда первые признаки тепла в насквозь проморо­женном салоне появляются минут через 20 после запуска двигателя, каждый задумается о том, как ускорить прогрев машины. Рассматри­ваем возможные приёмы и техниче­ские средства ускоренной «разморозки» автомобиля и разбираем, какие из них эффективны, а какие могут быть опасными.

Источники тепла для салона автомобиля

Если автомобиль не провёл ночь в тёплом гараже или подключённым к внешней розетке, то источников тепла, способных нагреть салон до комфортной температуры, всего два. 

Во-первых, работающий двигатель, который не только сам выделяет тепло, но и при помощи генератора питает энергией допол­нитель­ные электро­нагрева­тель­ные устройства. 

Во-вторых, водитель и его пассажиры. С точки зрения физики, человек — это объект с массой в несколько десятков кило­граммов и температурой намного выше, чем у окружающей среды. И потому он тоже выделяет в атмосферу тепловую энергию. 

Однако согреть салон машины только своим теплом водителю сложно. Вместе с теплом человеческий организм выделяет и много влаги, которая неизбежно оседает на холодных поверхностях — из-за этого стёкла в авто­мобиле быстро обмерзают изнутри. Бывалые водители знают, что, если «печка» отказала зимой, един­ственный способ доехать до места, сохранив нормальный обзор, — это открыть настежь окна, чтобы температура в салоне была как на улице.

А значит, главным источником тепла для нас становится всё-таки двигатель. И чтобы быстро нагреть салон, нужно максимально эффективно использовать его энергию, миними­зировав при этом любые потери тепла. Нам поможет грамотная стратегия прогрева автомобиля.

Три фазы нагрева мотора

Итак, двигатель после ночной стоянки завёлся и работает. Проблема в том, что современные моторы, особенно с непосред­ственным впрыском и турбо­наддувом, сегодня достигли такой эффектив­ности, что на низких оборотах почти не выделяют «лишнего» тепла. Перед инженерами сейчас стоит не столько проблема охлаждения моторов, сколько ускоренного нагрева до рабочей температуры в холодную погоду — этого требуют и соображения комфорта, и экологи­ческие нормы. Так появляются управляемые электроникой термостаты, раздель­ные контуры охлаждения для ГБЦ и блока цилиндров, автоматиче­ские жалюзи перед радиаторами… Некоторые турбо­дизели, работая на холостых, зимой уже вообще не способны выйти на рабочий режим при отсут­ствии специального догревателя в системе охлаждения.

Ситуация ещё более усугубляется в тех случаях, когда заходит речь о турбомоторах малого рабочего объёма. При меньших размерах «топки» они по весу сравнимы со старыми двигателями большого объёма — за счёт разно­образного навесного оборудо­вания. И вся эта масса металла неизбежно забирает тепло, рассеивая его в воздух. Поэтому на Крайнем Севере зимой водители укрывают двигатели тепло­изолирующими «попонами».

Но даже у самых «холодных» моторов время прогрева можно сократить в несколько раз. Для этого нужно… дать им работу. А сам процесс нагрева необходимо проводить в три фазы.

Первая фаза. Дайте заведённому двигателю поработать на холостых оборотах минуту-другую. Этого времени достаточно, чтобы он прошёл первую стадию «разминки» — прокачал по каналам загустев­шее масло, пошевелил заслонками, проверил работу датчиков. В совре­менном моторе хорошим индикатором будет падение оборотов холостого хода — когда управляющая электроника пере­ключается из «пост­стартового» режима в обычный.

Вторая фаза. Не ждите момента, когда указатель темпера­туры охлаждающей жидкости поползёт вверх. Осторожно, без повышенных нагрузок, отправ­ляйтесь в путь. Начинайте движение на первой передаче, оборотах ниже средних и, как следствие, близкой к пешеходной скорости. Заведите привычку в холодную погоду уезжать с парковки почти сразу, но каким-нибудь удлинённым путём — и увидите, что в таком «ползущем» темпе езды мотор разогрева­ется гораздо быстрее, чем на неподвижно стоящем автомобиле. Такая тактика полезнее и для других агрегатов машины — коробки передач, трансмиссии, амортиза­торов, которые на стоянке не прогреваются вовсе, а здесь начнут свою работу в щадящем режиме.

И это ещё один аргумент против того, чтобы вместо медленного движения просто газовать стоя на месте. Мотору от этого хорошо не будет. Он должен производить работу, а сами по себе повышенные обороты нагрузкой не являются и только ускоряют износ деталей.

Третья фаза. Она начинается, когда стрелка температуры двигателя наконец-то сдвигается с места. Многие авто­любители понимают это как сигнал к езде с привычной скоростью. Но знайте, что разогнавшись до 60 или 90 км/ч, вы подставите ещё холодный автомобиль (и полу­тёплый двигатель) под сильный встречный поток морозного воздуха. Поэтому значитель­ная часть тепла, которая могла пойти как раз на догрев салона, будет «сброшена» в окружающее пространство. Лучше постарайтесь ещё несколько минут двигаться на скорости не более 40–50 км/ч. Тем более, что датчик температуры обычно устанавли­вается в самом «горячем» месте системы охлаждения, а целиком мотор прогревается заметно дольше, чем показывает указатель.

Как ускорить прогрев салона

Холодный двигатель не способен согреть своим теплом водителя и пассажиров, однако повышать температуру в салоне стоит задолго до того, как мотор выйдет на рабочий режим. Если он завёлся легко и быстро, аккуму­лятор не успел серьёзно разрядиться. И генератор быстро восполнит его запасы энергии. А значит, с помощью генератора двигатель во второй фазе прогрева можно нагрузить с допол­нительной пользой. Активируйте имеющиеся в автомобиле электро­подогревы — сидений (в том числе и тех, на которых некому будет сидеть), руля, стёкол. Конечно, надо помнить, что все эти потребители дают большую нагрузку на генератор, сокращая его ресурс. Поэтому стоит определиться с приоритетами. Что вам важнее: собственный комфорт и здоровье или надёжность автомобиля?

После запуска нелишне переключить на повышенные обороты и вентилятор отопителя, направив воздух из него на стёкла. Во-первых, это поможет избежать их обмерзания на ходу. А во-вторых, они будут нагреваться постепенно и за счёт этого более равномерно — так можно избежать появления трещин на лобовом стекле из-за перепада температур.

Только вместе с вентилятором включите и режим рециркуляции, чтобы «печке» не пришлось нагревать всё новые порции забортного воздуха. Все эти действия помогут климатиче­ской системе «подготовиться» — и по мере нагрева двигателя она сможет эффективно прогреть салон.

Этот совет не распространя­ется на авто­мобили с электрическими догревате­лями воздуха (они работают подобно фену), которые штатно устанав­ливают в системах отопления многих крупных внедорож­ников или на версии моделей с «холодными» дизель­ными двигате­лями. Там, как правило, тёплый воздух из воздухо­водов начинает поступать сразу, а у климат-контроля есть либо специаль­ный режим интен­сивного прогрева салона, либо эта функция вообще включается автомати­чески по фактической температуре.

В любом случае, перед выездом на «большую» дорогу климатиче­скую систему нужно перевести в штатный режим – при рециркуляции дыхание водителя и пассажиров быстро повысит влажность в салоне, что грозит запотева­нием или обмерза­нием стёкол.

Что ещё поможет согреться

К сожалению, далеко не во всех автомо­билях, ездящих по россий­ским дорогам, есть подогрев сидений, догрева­тели воздуха и даже рециркуляция. Их владельцам можем посоветовать допол­нитель­ные способы более быстрого достижения комфортной температуры.

Встроенный подогрев кресел можно установить допол­нительно — есть фирмы, занимающиеся такими доработками. Или просто приобрести отдельные «грелки» на сиденья, используя их только в холодный сезон. Они также выпуска­ются в виде ковриков на задний диван или как опрятные чехлы на сиденья.

Встречаются в продаже портативные автомобильные тепло­вентиля­торы, которые можно запитать от прикури­вателя. Ничего не имеем против, если вы сумеете найти надёжную конструкцию с продуманным крепле­нием и мощностью не более 200–300 Ватт. В противном случае их использо­вание связано с риском для электро­системы и автомобиля в целом — если в устройстве что-то пере­греется, оплавится или «замкнёт». Так и до пожара недолго…

Немало в магазинах автозапчастей и электрических подогрева­телей, которые «врезаются» в штатную систему отопления. Они намного эффективнее воздушных вентиля­торов, но однозначно рекомен­довать их нельзя. Такие устройства должны быть качественно сделаны, а также требуют грамотного монтажа и регулярной проверки. В противном случае они могут стать, как минимум, причиной ускоренной разрядки аккуму­лятора. Ну и о проблемах с гарантией на автомобиль при установке такого догревателя забывать не стоит.

Самое простые и народные средства тепло­сбережения — всевоз­можные заслонки на радиатор и «одеяла» для двигателя. Первые препят­ствуют обдуву мотора холодным воздухом, вторые призваны сохранять его тепло при работе и после поездки. Но тут нужно понимать, что их применение оправдано только в очень сильные холода. При более высоких температурах нарушение обдува силового агрегата может привести к локальному перегреву отдельных его компонентов.

Ещё один приём, широко применяемый в Сибири и на Крайнем Севере, — двойные стёкла и допол­нитель­ные уплотнители дверей. Сами по себе они не греют, но позволяют лучше сохранять тепло. Как, кстати, и допол­нитель­ная шумоизоляция в салоне. Благодаря двойному остеклению окна не обмер­зают. Но осуществлять столь сложный и затратный комплекс мер из-за нескольких реально холодных дней в году вряд ли стоит. А вот банальное тепло­изолирующее остекление хоть и не так эффективно, но тоже работает — не только снижая нагрев интерьера летом, но и его остывание зимой, за счёт отражения потоков тепла обратно в салон. Не отказы­вайтесь от такой опции, если она есть при покупке автомобиля.

Наконец, ощущение теплового комфорта зависит и от вашего умения правильно одеваться. Многие даже в сильный мороз садятся за руль в лёгкой курточке, а затем полчаса жарятся на подогреве в кресле, ожидая момента, когда автомобиль начнёт баловать приятной атмосферой. Не повторяйте этой ошибки, которая грозит ещё и различными заболева­ниями и осложне­ниями. Одевайтесь по погоде, во всё теплое. Но после того, как салон нагреется, хотя бы частично, можно снять верхнюю одежду, бросить её на второй ряд и вернуться за руль. Кресло от тесного и тёплого контакта быстро прогреется — и ехать дальше будет комфортно. А если вашему примеру последуют и пассажиры, то даже большой салон минивэна станет намного уютнее от человеческого тепла.

Оборудование, которое прогреет автомобиль заранее

Впрочем, всем вышеописанным методам есть радикальная альтер­натива. При современном развитии техники уже совсем необяза­тельно мёрзнуть самому в напрочь остывшей машине — её можно подготовить к поездке заранее, прогрев и двигатель, и салон.

В Финляндии и других скандинав­ских странах на многих уличных парковках сделаны специаль­ные розетки, к которым можно подключать авто­мобили с электриче­скими подогрева­телями, встроенными прямо в систему охлаждения. Несложная электроника включит нагрев по таймеру или датчику температуры, чтобы к моменту прихода водителя двигатель был уже тёплым. Есть варианты и с допол­нитель­ным отопителем салона. Машины с тянущи­мися из-под капотов проводами встречаются и на севере России. Но это обычно плод творчества отдельных автолю­бителей-умельцев — стандартом для нашей страны подобная система, к сожалению, не стала.

Тот же эффект может быть достигнут установкой на авто­мобиль автономного подогрева­теля, который работает на моторном топливе. Его можно включить дистанционно или запрограмми­ровать по таймеру. Расход бензина или солярки, конечно, увеличи­вается. Однако «автономка» даёт возмож­ность всегда сесть в тёплую машину с оттаявшими стёклами. Кроме того, она умеет работать и парал­лельно с мотором, помогая ему быстрее достичь рабочей температуры. Важно только выбрать качественный агрегат авторитетной марки и правильно его установить. Случаев, когда пренебреже­ние этими правилами приводило к поломке, а то и к пожару, тоже немало.

А самым распространённым средством превентивного прогрева автомобиля в России стал автозапуск, когда электроника само­стоятельно заводит двигатель и тот работает до прихода водителя. Способ не самый экологичный и экономичный: тот же автономный подогреватель расходует топлива меньше, чем работающий вхолостую мотор, и меньше вредит окружающей среде. Да и по эффектив­ности (скорости прогрева машины), как показывают тесты, автозапуск проигры­вает. Однако реализовать его дешевле и проще, чем устанавливать под капот дополнительный агрегат.

Все перечисленные способы не отменяют и действий по допол­нительной тепло­изоляции салона и, при необходимости, двигателя. Кроме того, не стоит пренебрегать периодиче­ской диагностикой как отопления, так и системы охлаждения мотора. Все ваши дополни­тель­ные усилия по ускорению прогрева автомобиля может свести на нет один неисправный термостат. Равно как и какой-нибудь датчик, неработающая заслонка в климати­ческой установке или банальный засор.

Итак, совсем коротко

  • – Если салон автомобиля после запуска мотора при минус 20–25 градусов по Цельсию разогревается до комфортной температуры слишком медленно (более 30 минут), то в первую очередь надо наведаться в автосервис, чтобы проверить исправность отопителя и системы охлаждения.

  • – Если вы обладаете автомобилем с современным двигателем, особенно малого объёма, то привычный прогрев на стоянке не даст быстрого эффекта. Завели мотор, постояли на месте минуту-две (лучше в «драйве», чтобы разогнать масло не только в двигателе, но и в АКПП), и можно аккуратно трогаться. Медленное движение на первых километрах сократит время разогрева мотора примерно вдвое.

  • – Чтобы ускорить прогрев салона, следует после пуска двигателя включить все имеющиеся электрические обогревы, а систему вентиляции оставить на несколько минут в режиме рециркуляции, чтобы прогреваемый печкой воздух не покидал салон. После начала поездки надо сделать обратное: ненужные потребители выключить, а климат-контроль вернуть в нормальный режим.

  • – Подогревающие накидки, коврики, салонные тепловентиляторы и прочие технические средства хороши лишь как полумеры. Если надо решить проблему прогрева салона кардинально, то стоит озаботиться установкой автономного обогрева­теля с таймером и (или) дистанци­онным управле­нием. Но это должны сделать компетентные специ­алисты. Более дешёвое, но менее эффективное решение – сигнали­зация с автозапуском.

  • – Наконец, самое простое правило: правильно одевайтесь для зимней езды. Не стоит надеяться на «печку» в автомо­биле, выскакивая из дома в лёгкой одежде — это чревато как минимум простудой. С другой стороны, управлять автомо­билем в варежках, толстой шубе и валенках может быть ещё опаснее. Поэтому как только в салоне начнёт теплеть, снимайте верхнюю одежду, стесняющую движения.

Почитать ещё