Круговое движение: особенности такого перекрёстка и правила движения на кольце

Вылет диска: на что влияет параметр ET и как его узнать

Учебник

Александр Пономарев

Комменты

Купить колёсные диски несложно: на рынке есть и оригинальные детали, и широкий выбор альтернатив от сторонних производителей. И те, и другие подойдут, если правильно выбирать их по параметрам. Однако многие ориентируются только на посадочный диаметр, ширину и количество крепежных отверстий. Но есть и другие важные параметры: например, вылет диска — ЕТ. Рассказываем, почему эту характеристику необходимо учитывать и как подобрать диски в том числе по вылету. 

Маркировка колёсных дисков

Колёсный диск современного автомобиля — сложная конструкция, у которой множество параметров. Они могут влиять на управляемость, стабильность на прямой, а также на ресурс деталей подвески и рулевого управления. Основные характеристики зашифрованы в обозначении (маркировке) дисков. Это сочетание букв и цифр трудно расшифровать, если не знать подробностей, но именно в маркировке есть данные о вылетеВот как расшифровывается, например, обозначение 6.5Jx16 H2 5/116 ET48 d56.1:

  • 6.5 — посадочная ширина обода диска в дюймах;
  • J — параметр, характеризующий форму боковин обода у данной модели диска. Он считается техническим и проставляется не всегда;
  • 16 — посадочный диаметр шины в дюймах;
  • H2 — количество и форма кольцевых выступов, или хампов (от англ. hump — горб), на внутренней поверхности обода. Они нужны для удержания бескамерной покрышки;
  • 5/116 — количество крепёжных отверстий и диаметр окружности, на которой они расположены, в миллиметрах;
  • ET48 — вылет диска в миллиметрах. Иногда его также обозначают словами OFFSET или DEPOST;
  • d56.1 — диаметр центрального отверстия диска в миллиметрах.

На диске может быть и другая маркировка (это зависит от производителя), но с основными обозначениями мы разобрались.

Что такое вылет диска

Под вылетом подразумевается конкретный параметр, который зависит от геометрии диска. Вылет (его ещё называют вынос колеса) обозначает расстояние от середины обода диска (по ширине) до привалочной плоскости — места его крепления к ступице. Вылет диска (ET) всегда измеряется в миллиметрах и определяется производителем автомобиля. Обычно для конкретной модели машины вылет одинаковый (или укладывается в узкий диапазон) для всех разрешённых заводом размерностей дисков.

Как узнать вылет диска

Самый простой вариант, как определить вылет диска для вашего автомобиля, — изучить техническую документацию, в которой будут указаны необходимые параметры. Если руководства по эксплуатации нет, можно снять с машины колесо и внимательно изучить маркировку на внутренней стороне диска в поисках индекса ET. Но можно и посчитать всё самостоятельно.

Параметр ЕТ определяется по формуле ET=A-B/2, где:

  • ET — это вылет колеса; 
  • A — расстояние между плоскостью диска и привалочной плоскостью;
  • B — ширина диска.

И если вы решились рассчитать вылет дисков самостоятельно, то необходимо быть предельно аккуратным и проводить замеры с точностью до миллиметра.

Как именно замерить вылет? 

  • Берём чистый диск, кладём наружной стороной на ровную поверхность. 
  • Измеряем линейкой (у рулетки точность меньше) расстояние между опорной поверхностью и плоскостью диска — это параметр В из формулы. 
  • Теперь от поверхности до привалочной плоскости — это А. 
  • Подставляем полученные значения в формулу и получаем величину вылета.

Каким бывает вылет диска

Вылет колёс может быть отрицательным, нулевым или положительным, что отражается в маркировке. Отрицательный вылет имеет минус в обозначении (ET-20), нулевой, как ясно из значения, несёт в индексе ноль (ET0), а у положительного — у цифры или числа нет дополнительных символов (ET45).

Вылет считается отрицательным, если привалочная поверхность диска располагается ближе к оси автомобиля, чем середина обода. Положительным — когда ступица, наоборот, выступает наружу. Нулевой же вылет колеса соответствует точному совпадению двух характерных плоскостей диска, но такое встречается редко.

На что влияет вылет диска

Вылет диска определяется инженерами автопроизводителя ещё на стадии проектирования. Прежде всего, учитывается конструкция тормозных механизмов: нужно, чтобы диск не контактировал с неподвижным суппортом.

Кроме того, вылет колёсного диска важен для передачи нагрузки на пятно контакта шины. В идеале нагрузка должна распределяться по пятну равномерно, а середина обода — располагаться в одной плоскости с подшипником ступицы. Если вылет диска больше, чем положено (или меньше заводского), на оси колеса возникает дополнительный изгибающий момент, а подшипник испытывает повышенную нагрузку.

Наконец, от вылета диска не меньше, чем от углов установки колёс, зависят геометрия и работа подвески в целом. Неправильный вылет не только снижает ресурс деталей, но и может ухудшить управляемость автомобиля.

Если установить на автомобиль колёса, которые заметно отличаются от рекомендованных заводом, разница в его поведении будет заметна сразу. Именно на это влияет вылет диска колеса автомобиля в первую очередь. Машина будет иначе входить в поворот, реагировать на руль, может заметно ухудшиться устойчивость на прямой. Что касается деталей подвески, то владельцам гарантийных автомобилей скорее всего откажут в бесплатном ремонте, если обнаружат диски с «незаводским» вылетом.

Но даже если автомобиль не гарантийный, пренебрегать рекомендациями производителя не стоит. Ведь подвеска будет работать в условиях, на которые она не рассчитана, — и это касается не только ступиц. Значит, придётся чаще её ремонтировать. Кроме того, не исключена и серьёзная поломка прямо во время движения, особенно если на дисках с незаводским вылетом часто ездить по плохим дорогам, ещё сильнее нагружая подвеску. 

Когда на автомобиль установлены диски с неподходящим вылетом, колёса могут выступать из арок. Кому-то это кажется красивым, но чревато тем, что шина станет цепляться за кузов и сильнее пачкать его летящей с дороги грязью. Если же колёса окажутся слишком утоплены внутрь арки, есть риск, что колесо будет цепляться за элементы подвески или тормозной системы.

Кроме того, часто нештатный вылет колёсных дисков приводит к сложностям с креплением колеса. Требуется подбирать иные по длине болты или шпильки, а то и менять их конструкцию для установки нового диска. Есть специальные проставки для уменьшения фактического вылета диска (например, если тот касается тормозного суппорта), но использовать их стоит только в крайних случаях.

Фото: Вячеслав Крылов

Как подобрать подходящие по вылету диски

Самый простой вариант — обратиться к официальному дилеру и приобрести комплект заводских колёс для конкретной модели. Однако этот способ и самый затратный, к тому же сейчас дисков в наличии у дилера может не быть.  

Конечно, необязательно брать «оригинал». Есть много альтернативных вариантов: штампованных, литых, кованых. Главное, при выборе опираться на рекомендации завода и реальную маркировку, а не на слова продавцов, которые могут не обладать необходимыми знаниями.

Если вы владеете редкой машиной или снятым с производства автомобилем, то с подбором подходящих по параметрам дисков могут возникнуть сложности. В этой ситуации допускается незначительное отклонение от заводского ET — производитель обычно позволяет устанавливать колёса с вылетом, который отличается на 5 мм как в большую, так и в меньшую сторону. В отдельных ситуациях этот допуск может увеличиваться до 7 мм или даже до 10 мм, но необходимо изучить документацию и понять, какой диапазон параметров разрешён автопроизводителем.

Если же не удаётся купить даже такие колёса, можно приобрести диски с заведомо большим вылетом и уменьшить его за счёт установки проставок. Но это крайний случай, который снизит надёжность крепления колёс, однако позволит им свободно вращаться, не задевая кузов, детали подвески и тормозной системы.

Итак, совсем коротко

  • – Вылет колеса (ET) задаётся заводом-изготовителем автомобиля.

  • – Рекомендованное значение можно уточнить в документации к машине, по маркировке оригинальных дисков или у дилера.

  • – Отклонение от рекомендованного вылета в любую сторону приведёт к ухудшению управляемости и повышенному износу деталей подвески.

  • – Если диски имеют «неправильный» вылет, в гарантийном ремонте подвески могут отказать.

  • – Проставки для коррекции вылета дисков стоит использовать в безвыходных ситуациях, когда не удаётся подобрать модель с нужным вылетом.

Почитать ещё