Надёжна ли рестайлинговая Mazda 3 I поколения: все проблемы подержанного автомобиля

Электромобили выгоднее в эксплуатации, чем машины с ДВС — это правда?
Учебник

Команда Авто.ру

По количеству электромобилей на душу населения Россия пока сильно отстаёт от США или Западной Европы, но число автомобилистов, оценивших плюсы обладания ими, постепенно растёт. В крупных городах транспорт на электротяге уже не вызывает удивления. Разбираемся, почему он выгоднее автомобилей с ДВС, в какие суммы обходится владение электромобилем и какие траты вообще ждут владельца электрокара.

Электричество дешевле бензина

Легковые автомобили с бензиновым мотором в смешанном режиме город/пригород расходуют в среднем 7–10 литров на 100 километров пробега. А популярные сейчас кроссоверы — уже 10–12 литров на «сотню». Большие внедорожники, даже дизельные, просят по 11–14 литров топлива на 100 км, а мощные люксовые SUV — все 15–20 литров. Если взять среднюю стоимость топлива по стране на начало 2022 года в 50 руб. за литр, то каждые 100 километров пути обходятся владельцу автомобиля с ДВС примерно в 400–1000 рублей, в зависимости от габаритов и класса автомобиля.

Давайте подсчитаем, сколько придётся потратить при том же пробеге на электричество. Только стоит учесть больше факторов — прежде всего, условия эксплуатации электромобиля.

Расход электричества в обычном режиме. При очень аккуратной и экономичной езде легковой электромобиль может тратить до 15 кВт·ч энергии на 100 км пути. Но в реальных условиях средний расход в смешанном цикле оказывается около 20 кВт·ч, а если это SUV вроде Audi e‑tron или Jaguar i‑Pace, то расход доходит до 25 кВт·ч. Хотя разница не столь драматична, как в случае машин с ДВС разных классов.

При этом для электромобилей и электрокроссоверов стоимость пробега сильно зависит от того, где и как они заряжаются, — поскольку тарифы на электроэнергию отличаются от розетки к розетке и оперировать понятием средней цены тут нельзя. В итоге 100 километров пути будут стоить владельцу электрического транспорта:

  • По самым высоким тарифам «быстрых» зарядных терминалов (17 руб./кВт·ч) — 340–425 рублей за 100 километров.
  • По тарифам коммерческих «медленных» ЭЗС (около 9 руб./кВт·ч) — 180–220 рублей.
  • По дневным тарифам Т1 (Т3) на электроэнергию для населения (около 6 руб./кВт·ч) — 120–150 рублей.
  • По одноставочному тарифу для домохозяйств (около 4 руб./кВт·ч) — 80–100 рублей.
  • По ночному тарифу T2 для населения (около 2 руб./кВт·ч) — 40–50 рублей.

Как видно из простых расчётов, даже самое дорогое электричество получается дешевле бензина, а при зарядке по «бытовым» тарифам — от домашней сети — разница оказывается уже кратной. Наконец, пока сохраняется возможность пополнять запас электро­энергии от бесплатных общественных, офисных или гостевых терминалов, что делает выгоду от использования электромобиля абсолютной.

Расход электричества зимой. У бензиновых и дизельных автомобилей расход горючего в морозные дни (при температуре минус 10–20 градусов по Цельсию) возрастает на 10–15 процентов — но только при коротких поездках и, соответ­ственно, частых прогревах двигателя. Если же машина (например, такси) ездит долго, то потери на обогрев можно не принимать в расчёт — тепло двигателем внутреннего сгорания вырабатывается, как правило, в более чем достаточном количестве.

В тех же условиях расход электроэнергии в электро­мобиле из-за необходимости обогревать салон и батарею, а также вследствие неизбежных тепловых утечек может возрасти примерно на четверть, если он заряжается в тёплом гараже или на подземном паркинге (для зарядки тоже требуется предварительно нагреть батарею). А если зарядка осуществляется на улице, а поездки короткие (то есть салон нужно каждый раз нагревать заново), то потребление электричества может увеличиться и на 50 процентов. Соответ­ственно, цена пробега легкового электро­мобиля вырастает до 160–180 руб. за 100 км и до 190–225 руб. за 100 км для электрических SUV. Но даже с учётом сезонного перерасхода электрокары остаются заметно выгоднее машин с ДВС.

Чаша весов в пользу машин с моторами внутреннего сгорания может качнуться лишь при экстремально низких температурах эксплуатации (–40 и ниже градусов). Причём дело будет уже не столько в финансовой выгоде, сколько в удобстве пользования транспортным средством. При таких морозах ёмкость батареи падает очень сильно, а также требуется очень много энергии на её нагрев — в итоге запас хода может стать слишком маленьким. Впрочем, на таком холоде и далеко не всякий ДВС сможет завестись…

Расход электроэнергии в условиях высокого трафика. Самый выгодный для электромобилей режим эксплуатации. Здесь работает принцип: нет движения — нет и растрат энергии, ведь электричество из огромного тягового аккумулятора тратится лишь на питание бортовых систем. Поэтому при езде с малыми скоростями и с частыми остановками расход не растёт на глазах, как у автомобилей с ДВС, чьи моторы много времени работают вхолостую и только греют всё вокруг себя.

Кроме того, при частых замедлениях, неизбежных в городском трафике, электромобиль способен вернуть часть потраченной на разгон энергии обратно в аккумуляторы — за счёт рекуперации. А в обычном автомобиле она буквально рассеивается в воздух в виде тепла, выделяемого тормозными механизмами. В итоге расход энергии электро­мобилем при движении в условиях плотного городского трафика может получиться даже ниже, чем в комбинированном цикле.

Расход электричества на автомагистралях. На шоссе ситуация обратная — при езде с постоянной скоростью рекуперация не работает, и преимущества электрического двигателя сходят на нет. Законы физики едины для любого транспортного средства: его потребности в энергии растут пропорционально квадрату скорости.

Можно придерживаться такого темпа, при котором расход электро­энергии станет даже меньше паспортного, и каждая пройденная сотня километров обойдётся ещё дешевле, чем в первом расчёте. Но это будет очень медленная и долгая поездка.

Если держаться более высоких крейсерских скоростей, то расход энергии будет увеличиваться прогрессивно, как и для автомобилей с ДВС. То есть при 110–130 км/ч потребление электричества будет выше, чем при стандартных 90–110 км/ч, но запас хода сократится всего процентов на 15–20. При 130–150 км/ч каждый пройденный километр получится уже ощутимо дороже, а выше этого значения (если конструкция электромобиля позволяет движение с такими скоростями) заряд начнёт буквально таять на глазах и расход энергии вырастет в несколько раз.

Впрочем, мнение о том, что электромобили настолько невыгодны на высоких скоростях, что даже богатые владельцы дорогих Tesla вынуждены «плестись» по безлимитным автобанам, — преувеличение. Другое дело, что снижение темпа езды зачастую позволяет обойтись без лишней остановки у зарядного терминала. Благодаря чему путь до конечного пункта назначения оказывается быстрее.

Электромобиль не требует дорогого обслуживания

Давно подсчитано, что если к цене потребляемого обычным автомобилем топлива прибавить также его износ и затраты на обслуживание, то совокупная цена километра пробега возрастает в полтора, а то и в два раза! Несмотря на довольно высокую надёжность, современные машины всё равно требуют постоянного внимания. Как минимум раз в год нужно менять масло и фильтры в двигателе, а если ездить на автомобиле регулярно и много, то одной сменой дело не ограничится, и между ТО скорее всего придётся дополнительно подливать масло до нужного уровня. Периодического обновления также требуют антифриз, трансмиссионные жидкости — особенно если у машины автоматическая коробка передач и полный привод.

Имея электромобиль, ездить на СТО придётся не чаще чем раз в два-три года. Современный электромотор не требует обслуживания, и изнашиваться в нём фактически нечему. Масло в редукторе, если он у электрокара есть, следует менять в несколько раз реже, чем в «автомате», или не нужно менять вовсе. Рекуперация кардинально снижает нагрузку на тормозные диски и колодки — например, сервисная книжка Porsche Taycan рекомендует проверять их состояние… раз в 60 тыс. км. Мощный бензиновый Porsche к этому пробегу уже потребует третий или четвёртый комплект колодок.

В итоге регулярное ТО электромобиля сводится к смене салонного фильтра, доливу при необходимости антифриза в систему охлаждения батареи, да проверке светотехники. Понятно, что это обходится заметно дешевле привычного нам перечня регламентных работ. А покупателю компактного MINI Electric не придётся платить и этого: все ТО уже включены в стоимость британского электромобиля.

Можно не платить транспортный налог

Стимулируя развитие электрического транспорта, правительство даёт его владельцам налоговые льготы. Физические лица, проживающие на территории Москвы, на которых зареги­стрированы транспортные средства, оснащённые исключи­тельно электрическими двигателями (гибридные автомобили в данную категорию не попадают), с 01.01.2020 освобождены от уплаты транспортного налога независимо от мощности ТС.

Этот же налог отменён ещё в ряде областей (в Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Липецкой, Московской), в Санкт-Петербурге и Кабардино-Балкарской Республике. В Курской и Тюменской областях налог не распространяется на электро­мобили мощностью, соответственно, до 200 и 150 л.с. В остальных регионах транспортный налог на электромобиль рассчитывается по тем же ставкам, что и для машин с ДВС.

Можно не платить за парковку

В Москве владельцы электромобилей могут бесплатно парковать машину на всей улично-дорожной сети города — главное, чтобы транспортное средство было зарегистрировано в ГИБДД именно как «электромобиль» (а не «гибрид»). В других городах, например Санкт-Петербурге или Воронеже, для бесплатной стоянки нужно получить соответствующее парковочное разрешение.

Также Правительство РФ планирует введение бесплатного проезда для электрического транспорта по платным участкам федеральных дорог с 2022 года.

Итак, совсем коротко

  • – При текущих ценах на электроэнергию эксплуатация электрических машин почти во всех сценариях использования получается значительно выгоднее, чем автомобилей, которые надо заправлять бензином или дизельным топливом.

  • – Электромобили менее затратны в обслуживании, а на официально поставляемые модели распространяются и солидные гарантии от производителя.

  • – Владелец электромобиля получает различные преференции: возможность не платить за муниципальные парковки (что актуально для москвичей и жителей Санкт-Петербурга), освобождение от уплаты транспортного налога (зависит от региона), свободный проезд по платным магистралям (в перспективе).

Почитать ещё