Вячеслав Залевский
Ford Focus — пример того, как эволюция порой сворачивает не туда. В III поколении бестселлер российского рынка в дополнение к богатому списку опций получил не самые надёжные турбомотор и роботизированную коробку. А ещё стал заметно дороже. Вскоре цены подросли снова, потом ещё раз. И это на фоне бурных продаж бюджетных корейских и европейских седанов В-класса. Неудивительно, что в итоге российской карьере Фокуса пришёл конец. Но на вторичном рынке этих машин полно — и это довольно ликвидная модель. Осталось разобраться, какая версия автомобиля будет оптимальной по цене, эксплуатационным качествам и надёжности.
Как устроен Ford Focus III
Focus III поколения имеет немало общего с предшественником. Изменились внешность и параметры колеи, но подвески — McPherson спереди и четырёхрычажка сзади — остались такими же. Благодаря хорошо настроенному шасси, Focus совмещает хорошую энергоёмкость с устойчивостью на скоростной прямой и послушным поведением в поворотах. У большинства машин дисковые тормоза по кругу. Задние барабанные тормоза встречаются редко.
Салон у Фокуса имеет качественную отделку: жёсткой пластмассы, по сравнению с предшественником, поубавилось. Но просторнее не стало, а спереди даже теснее, чем во «втором» Фокусе. Массивная передняя панель сильно ограничивает жилое пространство. Совсем пустых комплектаций для модели не предлагалось.
Продажи Ford Focus III начались в 2011 году. Автомобиль был доступен в трёх вариантах кузова — классический седан, пятидверный хэтчбек и универсал. Но даже последний не может похвастать нормальным багажником. Его объём «под шторку» всего 476 литров — один из самых скромных показателей в классе. Прилично выглядят только максимальные 1502 литра, которые получаются при складывании задних сидений. У хэтчбека багажник и вовсе крохотный — 277 литров.
Для Фокуса предлагалась широкая гамма моторов, преимущественно бензиновых. Базовым был атмосферный 1.6 (85 л.с.), который сочетался исключительно с 5-ступенчатой МКПП. Двигатели того же объёма мощностью 105 и 125 л.с., а также двухлитровый 150-сильный турбомотор шли в паре с 5-ступенчатой «механикой» или 6-ступенчатым «роботом». Двухлитровому дизелю (140 л.с.) полагалась только роботизированная коробка.
В 2014 году Ford пережил рестайлинг. Проще всего обновлённую машину узнать по передней части, где появилась новая оптика. В салоне слегка изменилась передняя панель, был скорректирован список опций. Главное техническое новшество — 1,5-литровый турбомотор (150 или 182 л.с.), который сочетался с 6-ступенчатым «автоматом». В таком виде Focus выпускался до 2019 года, когда Ford свернул производство и покинул российский рынок легковых автомобилей.
Цены на подержанный Ford Focus III
Focus очень популярен на вторичном рынке: сейчас на Авто.ру продаётся более 7000 машин, почти половина из которых относятся к III поколению. Среди них, в свою очередь, преобладают рестайлинговые экземпляры — более 60 процентов предложений.
Из кузовов в приоритете пятидверный хэтчбек, седанов тоже много. Универсал — самый редкий, при этом на выбор есть более 700 объявлений. Независимо от года выпуска и типа кузова проще всего найти Focus с мотором 1.6 мощностью 105 или 125 сил (базовые 85 л.с. — редкость) в паре с роботизированной коробкой.
Цены на дорестайлинговые Фокусы в такой версии начинаются с 400 тыс. рублей. На экземпляр с не очень большим пробегом нужно примерно на 150 тысяч больше.
Рестайлинг существенно дороже. Цены на обновлённые экземпляры в этой версии начинаются с 600 тысяч. При этом стоимость машин в приличном состоянии выше на те же 100–150 тыс. рублей.
Механическая коробка в сочетании с мотором 1.6 не сильно уступает в популярности «роботу», но тут риск нарваться на автомобиль из такси намного выше. А машин с пробегом до 100–120 тыс. км, наоборот, существенно меньше. Цены на них в дорестайлинговой версии — от 500 тыс. рублей и выше.
Такие же рестайлинговые автомобили дороже в среднем на 100 тысяч, хотя «низ рынка» по ним примерно такой же. И тут тоже куча белых машин или в характерной жёлтой плёнке.
Двухлитровый мотор встречается реже (и только до рестайлинга), а стоит дороже. Цены начинаются примерно с 450 тыс. рублей.
Для покупки рестайлингового Фокуса с 1,5-литровым турбомотором нужно минимум 550 тысяч. Экземпляр в приличном состоянии стоит почти в два раза дороже.
Дизельные Фокусы — самые редкие. Автомобиль в приличном состоянии стоит примерно 700 тыс. рублей до рестайлинга и около 1 млн — после обновления, но это уже машины из Европы, в России их официально не продавали.
Средние цены на Авто.ру, руб.
Год | 1.6 МТ | 2.0 МТ | 1.6 АТ | 2.0 АТ | 1.5T AT | 2.0D АТ |
---|---|---|---|---|---|---|
2011 | 607 500 | 719 000 | 630 000 | 650 000 | - | 670 000 |
2012 | 627 500 | 697 000 | 650 000 | 689 500 | - | 724 500 |
2013 | 650 000 | 729 500 | 660 000 | 720 000 | - | 700 000 |
2014 | 695 000 | 700 000 | 700 000 | 750 000 | - | - |
2015* | 734 000 | - | 795 000 | 820 000 | - | - |
2015 | 690 000 | - | 850 000 | - | 919 000 | - |
2016 | 815 000 | - | 900 000 | 855 000 | 1 090 000 | - |
2017 | 850 000 | 1 099 000 | 950 000 | - | 1 118 500 | - |
2018 | 952 500 | - | 1 050 000 | - | 1 250 000 | - |
2019 | 1 150 000 | - | 1 128 000 | - | 1 295 000 | - |
* дорестайлинговые машины
Слабые места Ford Focus III
Кузов. Все кузовные детали, кроме крыши, у Фокуса оцинкованы, поэтому ржавеют неохотно. Гнилые пороги, ржавая кромка крыши, коррозия арок и днища обычно встречаются только на бывших такси. Но само ЛКП особой прочностью не отличается, быстро мутнеет и легко царапается. Задний бампер часто протирает краску на крышке багажника и задних крыльях. У заботливых владельцев уязвимые места защищены прозрачной плёнкой.
Снаружи Focus из такси можно опознать по следам оклейки плёнкой и сильно затёртым ручкам дверей. Стоит внимательно осмотреть оптику — у дорестайлинговых машин в фарах часто скапливается вода. Из-за конструктивного просчёта с клапаном вентиляции салона возможен потоп в багажнике. В 2013 году деталь была доработана и менялась по гарантии.
Дорестайлинговый Ford Focus II
К салону претензий меньше. Тканевая обивка сидений отличается прочностью, но слишком маркая и активно собирает грязь. Быстрее затирается руль, особенно если он с пластиковым ободом. Наполнитель в креслах довольно быстро теряет форму под нагрузкой.
Зато немало хлопот доставляет электрика. Нередко отказывают датчик бесключевого доступа и электрозамок багажника. Часто не работает обогрев лобового стекла. Не отличаются безотказностью стеклоподъёмники и обогрев зеркал. У рестайлинговых Фокусов из-за неудачной проводки могут глючить передние парктроники, «противотуманки» и клаксон.
Моторы. «Атмосферник» 1.6 в версии на 105 или 125 л.с. — простой по конструкции мотор из семейства Duratec, оснащённый распределённым впрыском и ремнём в приводе ГРМ. Все его проблемы — чисто возрастные, в основном это течи через прокладку клапанной крышки и сальники коленвала. Нередко отказывают фазорегуляторы, но ремонт обходится недорого. Слабоваты радиаторы системы охлаждения.
Двухлитровый 150-сильный мотор относится к тому же семейству, но конструктивно сложнее. У него цепной привод ГРМ и непосредственный впрыск с сопутствующими ему проблемами вроде зарастания клапанов нагаром.
Дорестайлинговый универсал Ford Focus III
В ходе рестайлинга двухлитровый Duratec заменили на 1,5-литровый турбированный EcoBoost аналогичной мощности. Этот двигатель боится перегрева. У него слабые поршни, которые могут разрушиться по вине детонации. Часто случаются течи масла. Из-за отказа электромуфты системы охлаждения есть риск пробоя прокладки ГБЦ.
Двухлитровый турбодизель серии Duratorq предлагался только до рестайлинга. Если заправляться качественным топливом, то его форсунки и ТНВД способны выдерживать более 150 тыс. км. Ресурс турбины не менее 200 тыс. км.
Рестайлинговый хэтчбек Ford Focus III
Трансмиссия. Для Фокуса предлагалось два вида пятиступенчатых МКПП. У коробки IB5, которая работает в паре с мотором 1.6, слабоват подшипник первичного вала. Есть склонности к течам — чаще всего через слабоватые сальники приводов. «Пятиступка» MTX75 более надёжная. Она ставилась на все двухлитровые Фокусы.
Дорестайлинговым машинам вместо «автомата» полагалась шестиступенчатая роботизированная коробка PowerShift. Бензиновые моторы работали с «сухим» «роботом» 6DCT250. Помимо пинков на малой скорости у него быстро изнашивается двойное сцепление, часто сбоит блок управления. Редким у нас дизелям полагалась менее проблемная коробка 6DCT450, где сцепления находятся в масляной ванне.
Появившийся после рестайлинга шестиступенчатый «автомат» 6F35, работающий в паре с турбомотором 1.5, куда надёжнее. Потенциальный ресурс без ремонта — свыше 200 тыс. км. Главное, следить за уровнем масла и менять его как минимум раз в 45 тысяч. Также эта коробка боится нагрузок «на холодную» — перед поездкой её лучше прогревать.
Рестайлинговый универсал Ford Focus III
Шасси. Есть претензии к ходовой части Фокуса. У передней подвески слабоваты ступичные подшипники и опорные подшипники стоек. Последние неоднократно менялись по гарантии. А вот сайлентблоки задней многорычажной подвески отличаются хорошим ресурсом. При обслуживании ходовой почти всегда есть выбор из широкого ассортимента неоригинальных запчастей.
В зависимости от версии рулевое управление у Фокуса может быть с электрическим или гидравлическим усилителем. В обоих случаях рулевая рейка склонна издавать посторонние звуки, но в целом лёгкий стук не опасен.
Немало проблем при выборе и покупке Ford Focus III могут доставить большое количество перекупщиков и автомобилей после некачественного ремонта. Модель также часто использовалась в такси. Поэтому, подбирая Focus, необходимо тщательно проверять и подлинность VIN-номера, и историю самого автомобиля, которую можно узнать по идентификатору. Вычислить проблемные автомобили поможет отчёт от сервиса ПроАвто, где обнаружатся расчёты от страховых компаний или бывший собственник-юрлицо в ПТС.
Итак, кратко
-
– Focus III — модель довольно спорная по своим потребительским качествам. Автомобиль имеет хорошо настроенную подвеску и неплохое оснащение. Но качественный салон тесен, а багажник совсем маленький.
-
– В плане надёжности Focus имеет ряд мелких проблем — в основном с электрикой и подвеской.
-
– Если нужна автоматическая трансмиссия, придётся идти на компромисс. Либо классический «автомат» в паре с проблемным турбомотором, либо проверенный временем «атмосферник» в сочетании с ненадёжным «роботом».
-
– С точки зрения надёжности оптимальной версией будет рестайлинговая машина с 1,6-литровым «атмосферником» и механической коробкой.