Иван Ананьев
Новый Land Cruiser — стопроцентный хит! И те, кто по умолчанию признаёт его лучшей машиной в мире, дальше читать не будут, потому что уже наверняка позвонили дилеру и всё узнали. Да, в наличии машин нет. Да, можно заказать. Нет, точные сроки поставки и цены назвать невозможно. Однако похожие ответы заготовлены у продавцов большинства популярных моделей. Так может, надо посмотреть что-то менее ходовое, но принципиально похожее?
Чем в принципе можно заменить «Крузак» с его харизмой, простором и кажущейся бронебойностью? Второго такого на рынке нет, но если искать по массогабаритным характеристикам, учитывая фоновый запрос на хорошую проходимость и примерный диапазон цен, то… Например, Land Rover Discovery! И пусть на фото зализанный Диско рядом с брутальным Крузаком кажется машиной классом ниже, по спецификациям они максимально близки: каждый без малого пять метров длины, по два метра в ширину и с колёсной базой около 2,9 метра. И цены как с одной полки — мало того, что диапазоны в прайс-листах схожи, так ещё и тестовые автомобили удивительно кучно подошли к отметке 7,7 млн рублей.
Что здесь делает немолодой гигант Infiniti QX80? Так это почти «Крузак» в другой обёртке. Близкая к 7 млн стоимость, классическая внедорожная конструкция и изрядные габариты. Формально «восьмидесятка» играет в другом сегменте и даже, в отличие от «Крузака», является премиальной. Но будем считать, что в этом случае потенциальный клиент получает некоторую скидку за возраст, получая премиальный автомобиль за те же деньги. К тому же в прошлом году Infiniti чуть-чуть обновился — уже в третий раз, но сохранил всё то, за что покупатели любят большие японские внедорожники: рама, мотор V8.
Кстати, нынешний QX80 — такой же долгожитель, как и ушедший LC 200. Он появился в 2010 году, символически обновился в 2015‑м, а нынешнюю внешность обрёл в 2018‑м, когда ушли горбатый капот и рыбьи жабры воздухозаборников, появилась элегантная оптика и более выразительные бамперы, а также подретушированные приборы, селектор «автомата» и дефлекторы салона. Ну а прошлогоднее обновление вышло совсем скромным: у внедорожника теперь приборы с экраном побольше и второй дисплей в центральной консоли.
Именно эта консоль с её строгими линиями и актуальной графикой второго дисплея пока не позволяет списать салон в утиль по старости лет! Старые округлые формы и мягкая перфорированная кожа выглядят дорого, материалы приятны на ощупь, но стилистика бабушкиного дивана, конечно, не для молодых духом. Как вам педаль «ручника»? А пузатые изгибы дверных ручек? Современный разъём Type‑C и дисплей задней камеры в зеркале — так себе компенсация за устаревшую графику системы кругового обзора (а она этой машине нужна!) и отсутствие беспроводной зарядки.
Новейший Land Cruiser, конечно, современнее, но дух олдскульного внедорожника он сохранил полностью: высокий кузов на раме, мост сзади и необходимость запрыгивать в салон, если ваш рост ниже двух метров. Внешне он остался 100-процентно узнаваемым, но с новой огромной облицовкой радиатора выглядит ещё брутальнее. Салон — под стать более строгой внешности: чёткая геометрия поверхностей, солидные выступы и приливы, основательные кнопки/клавиши/крутилки и современный широкоформатный дисплей.
Впрочем, это по-прежнему Toyota, поэтому навигация выглядит всё так же нелепо, а отделка местами кажется слишком дешёвой. Материалы — не чета тем, что в Infiniti. Вроде бы кругом кожа и мягкий ворс, но тактильные ощущения не тянут на премиальный статус. Понятно, что это удел марки Lexus, но мы же помним, сколько он стоит!
А вот Land Rover Discovery претендует на изысканность и сделан соответственно. Обновление чуть поменяло решётку радиатора, бамперы и оптику, так что замыленная внешность по-прежнему не внушает трепета. Но бравировать мускулами — не его стезя. Он просто большой, крепко сложенный и максимально лёгкий внешне. А ладный салон, словно в противовес показательной грубости 300‑ки, кажется интеллигентным и аккуратным. Он весь набран из корпоративных элементов Land Rover и Jaguar (знакомый руль и консоль с медиасистемой Pivi Pro машина тоже получила после обновления), но они здорово сделаны и хорошо скомпонованы, а недостаток элитных сортов кожи компенсируется классной фактурой пластиков и отсутствием лишних элементов.
Иногда, впрочем, цифровой глянец сенсоров раздражает — с ходу найти в меню нужные настройки не так просто. Хорошо, что внедорожные режимы здесь можно переключать физической шайбой на тоннеле, но более тонкие настройки и информация всё равно запрятаны в недра медийки. В Тойоте весь функционал, напротив, сидит на отдельных рычажках, что наглядно и удобно. Как и в Infiniti — правда, в последнем и функционала куда как меньше: лишь блокировка центрального дифференциала, понижайка и никакой электроники. Сравните с двумя блокировками и кучей электронных ассистентов Discovery!
Тойоту и Инфинити роднит ещё одно — совершенно автобусные ощущения внутри. И дело не только в габаритах. Высокие кузова обеих машин стоят на мощных рамах, и, для того чтобы забраться внутрь, приходится заниматься акробатикой: открыть дверь, встать на подножку, ухватиться за ручку и забросить тело в салон, чтобы потом плюхнуться на плоское бесформенное сиденье! Но если в Infiniti при этом попадаешь в совсем уж мягкое кресло, то Toyota намекает на некоторую боковую поддержку.
А вот у Discovery посадка совсем другая, больше похожая на вертикальную, кроссоверную. И само кресло здесь другое — плотное, с основательными боковинами. Объятия которых ещё и регулируются пневмобаллонами. Да и в целом за рулём Диско не чувствуешь себя в большом внедорожнике — как в 300‑ке или QX80. И это объясняется как минимум особенностями конструкции, ведь у Land Rover нет никакой рамы, над которой возвышается кузов.
Вот и на втором ряду в Диско пассажирам не приходится сидеть, поджав ноги, как в других автомобилях. В LC300 и QX80 на втором ряду тоже не тесно, но пол там явно выше. Зато в остальном — хоромы. Причём в случае с Infiniti хоромы дорогие — с качественной отделкой, мониторами и беспроводными наушниками для пассажиров и целым ворохом разъёмов. Toyota беднее и немного теснее: меньше запас по коленям, чуть ниже крыша, а из развлечений только рукоятки «климата». Да ещё и нескромный тоннель посередине — третьему он особенно не мешает, но кажется слишком большим.
В теории у Infiniti проблем с посадкой третьего тоже нет, но в нашей комплектации не было и самого третьего места — по умолчанию, здесь два отдельных кресла и просто шикарный запас пространства для каждого из седоков. При этом обязательный третий ряд кресел считается трёхместным, но даже при таких габаритах среднему взрослому на нём будет не слишком комфортно. У Диско третий ряд — опция, а во втором — сравнимый с Тойотой запас пространства, отделка без изысков и лучшие в троице три посадочных места с отличным профилем и даже валиками по бокам. И лишь у Land Rover диван второго ряда не только имеет регулируемые спинки, но и по частям двигается вперёд-назад.
Но зачем это нужно, если багажник Диско и без того огромен настолько, что, стоя у заднего бампера, невозможно дотянуться руками до спинки дивана? А с учётом откидывающейся полочки-сидушки — и подавно? Она поначалу кажется лишней, но оправдывает себя при первой же поездке в магазин, потому что за ней очень удобно укладывать покупки. Отсек Land Cruiser тоже кажется бесконечным, а уж если откинуть вперёд диван… Но вместо дополнительных уголков для поклажи тут выступы колёсных арок, что менее практично.
Однако оба отсека меркнут на фоне гигантского трюма QX80, к которому только одна претензия — очень высокий уровень пола. Да ещё и не очень ровный при складывании третьего ряда. Но возможность возить чемоданы даже за действующей галёркой дорогого стоит. А предельные 2693 л объёма вообще кажутся фантастичными. Как и 3400 кг максимальной массы — ещё чуть-чуть, и на QX80 пришлось бы получать права категории «С»!
Интересно, как он вообще передвигается при такой массе? На удивление бодро! Ведь под капотом тут безальтернативный V8 объёмом 5,6 л, который выдаёт 405 л.с. Старый добрый атмосферник, о котором теперь будут скучать поклонники «Крузака». И этот мотор действительно хорош в своей олдскульности — радует прямолинейностью реакций и абсолютной прогнозируемостью откликов. А ещё — тишиной. Огромный мотор очень спокойно пускается и без лишнего шума плотно разгоняет машину, хотя водитель при этом лишь спокойно гладит педаль газа. А если прожать её посильнее, то QX80 начнёт всей своей массой прессовать пространство, стремительно разменивая первую сотню. Приятно, но на расход меньше 20 литров при такой езде можно даже не надеяться!
Впрочем, владельцы LC300 перестанут скучать по «восьмёрке» сразу, как только попробуют новенький V6 3.5 с наддувом и отдачей 415 сил. Мотор — пушка! Тут и реакции порезче, и шуму больше, но агрессивный клёкот мотора вовсе не раздражает. Наоборот, нажимать хочется снова и снова, удивляясь тому, как легко, оказывается, можно ускорять 2,5 тонны железа! И эта взрывная манера езды явно попортит на дорогах немало нервов водителю и окружающим. Вот только 10-ступенчатый «автомат» слишком много думает при старте и долго переключается вниз при кик-дауне, как бы просчитывая, не сломает ли такая тяга трансмиссию. Убрать эти задержки можно в спортивном режимом, но не до конца.
На этом фоне Discovery с 360-сильным бензиновым V6 3.0 кажется более спокойным, но только на первый взгляд. Ведь он и везёт как выглядит — интеллигентно, с очень спокойными реакциями на газ. Но если как следует прижать акселератор, то, мягко тронувшись с места, Диско слегка приседает и начинает очень сочно ускоряться, радуя пассажиров приятным звуком «шестёрки». Здорово! И быстрее обоих конкурентов. К тому же восьмиступенчатый «автомат» работает так, словно его вообще здесь нет. Вот только к нефиксируемому рычагу есть вопросы: при маневрировании вперёд-назад можно недовключить передачу и, отпустив тормоз, тронуться не в ту сторону.
Конечно, Диско легче конкурентов, но масса всё равно внушительная, поэтому тормоза требуют усилий. И точно осадить машину не выйдет — мешают заметные клевки кузова, которые почему-то не может подавить даже пневмоподвеска. Впрочем, у остальных внедорожников эти проблемы выражены ещё ярче — наскоком затыкать дырки в потоке лучше и не пытаться ни на LC300, ни на QX80. Причём у последнего тормоза отличаются ещё и излишней чуткостью — чуть придавишь, как машина резко клюёт носом.
В повороты на Infiniti тоже хочется заходить нежно и аккуратно — сказывается большая масса и высокий кузов. При этом крены не огромные, а на тяжёлом руле есть какая-никакая информация о дороге. Тяжёлые 22-дюймовые колёса QX80 приплясывают в асфальтовых колеях, а на городских неровностях ощущаются вибрации неподрессоренных масс! Только на сравнительно гладком шоссе QX80 по-настоящему хорош. Или на совсем разбитой дороге, где выясняется, что у этой подвески неплохой запас энергоёмкости. Стоит отметить и отличную шумоизоляцию, которая словно отключает все внешние раздражители и допускает в салон лишь приятный рокот мотора, когда тот достигает примерно 5000 оборотов.
Land Cruiser шумнее, даже несмотря на многослойные стёкла. Двигатель слышно почти всегда, а под колёсами громко клацают крышки канализационных люков. И с комфортом всё не так однозначно: в целом LC300 едет плавно, но если передняя подвеска проскакивает неровности более-менее мягко, то тяжёлый задний мост громко бухает на лежачих полицейских и продолжает сотрясаться после этого ещё какое-то время. Длинноходная подвеска кажется даже слишком мягкой, из-за чего Крузак сильно кренится в поворотах и вообще не очень любит резкие манёвры. У младшей версии «Комфорт+» есть активные стабилизаторы системы E‑KDSS — и, судя по опыту первого теста, такая машина едет и комфортнее, и стабильнее.
Land Rover Discovery на асфальте — вне конкуренции. Руль кажется искусственным, но в штатных режимах машина управляется понятно, вкатывается в сложные повороты уверенно, но только если не выходить за рамки разумного. Иначе Диско начнёт плужить передними колёсами, хоть и почти без кренов — пневмоподвеска тут настроена хорошо. Правда, разгладить асфальт она не в силах — машина чувствительно передаёт в салон крышки люков, требует притормаживать перед неровностями и неприятно пинается, если этого не делать. И только в круизном режиме она оказывается в своей стихии — лишь покачивает кузов и создает обманчивое впечатление, что автомобиль мягкий. Шумоизоляция качественная, но полного отрешения, как в Инфинити, не даёт.
Но прочь с асфальта. Ведь когда-то Discovery был очень крутым внедорожником! Хотя почему был? Глядя на лакированный кузов, конечно, трудно поверить в то, что по проходимости модель пятого поколения обставит любого из своих предшественников, но это так.
Во-первых, у независимых подвесок огромные ходы, а пневмоподвеска может довести клиренс до невероятных 353 мм. Во-вторых, тут две активные блокировки дифференциалов (центрального и заднего) и понижайка с коэффициентом 2,93. И всё это хозяйство управляется электроникой: включаешь нужный режим и просто едешь по любому покрытию. Правда, в отличие от Дефендера, Диско не позволяет настроить режимы строго под себя — только предустановленные или автоматический! А о том, что будет, если где-то в полях электроника заглючит, не хочется даже и думать.
Land Cruiser проще: надёжные 230 мм просвета, кондовая конструкция и переключаемые вручную блокировки. Плюс набор алгоритмов ESP для разных покрытий. Да, здесь простецкий задний мост, но ходы подвески даже с ним просто огромные — чтобы по-настоящему вывесить колёса, нужно очень постараться. Правда, версия 70th Anniversary для бездорожья не лучший вариант — у неё более габаритные бамперы и нет задней блокировки, как, например, в исполнении «Комфорт+». Зато есть интересная функция маневрирования на месте: жмёшь кнопку, выкручиваешь руль до упора, и машина зажимает тормозом внутреннее заднее колесо, позволяя развернуться буквально вокруг столба.
Что предложит владельцу почти трёхтонный Infiniti с его небогатым арсеналом из простой межосевой блокировки и понижайки? Как оказалось, не так уж и мало, если умело дозировать тягу и не давать машине закапываться в грунт. Пока есть хоть какой-то зацеп, QX80 надёжно ползёт, прокручивая грунт под всеми четырьмя колёсами. Но геометрия кузова даже с клиренсом 234 мм всё-таки не для внедорожных покатушек — слишком уж он длинный и тяжёлый!
Но надо ли требовать сверхпроходимости от люксового внедорожника, который к тому же является ещё и самым доступным из полноразмерных? Infiniti QX80 стоит минимум 6 595 000 рублей и продаётся в двух комплектациях, которые отличаются наличием или отсутствием пакета Proactive стоимостью 350 000 рублей: это «цифровое» зеркало, более мощная аудиосистема Bose, электропривод второго ряда сидений, адаптивный «круиз» и ряд систем-помощников. Всё остальное есть в «базе» под названием Luxe Sensory: задняя пневмоподвеска, адаптивные фары, медиасистема с двумя дисплеями, экраны для задних пассажиров, круговой обзор, электроприводы руля и кресел (последние — с вентиляцией), 3‑зонный «климат». Кстати, по умолчанию QX80 будет 7‑местным, а за трёхместный диван второго ряда придётся доплатить символические 15 000 рублей.
Собрать Discovery можно на базе одной из трёх комплектаций. Начальная S — это 5 599 000 рублей и приличный набор с кожаным салоном, 2‑зонным климат-контролем, электроприводами кресел, дисплеями приборов и медиасистемы, камерами кругового обзора, системой распознавания знаков и удержания полосы, а также адаптивной пневмоподвеской. Но мотор — только 3‑литровый дизель мощностью 249 л.с. В комплектации SE добавляются адаптивные фары, диски диаметром 21 дюйм (вместо 20-дюймовых), сервопривод руля, аудиосистема Meridian и помощники предотвращения столкновений. Помимо дизеля (5 928 000 рублей) можно взять бензиновый мотор того же объёма мощностью 360 сил (6 249 000 рублей).
Условно топовая версия HSE за 6 317 000 и 6 639 900 рублей добавляет уже матричные фары, колёса ещё на дюйм больше, большее число электрорегулировок, 700-ваттную аудиосистему и ещё несколько систем-помощников. И к каждой из комплектаций можно добавить стайлинг-пакет R‑Dynamic стоимостью от 145 до 193 тысяч рублей. Но есть ещё и длинный список опций, в котором можно найти, например, пакет для буксировки, 3‑зонный «климат», активный задний самоблок, проекционный дисплей, третий ряд сидений… Тестовый автомобиль стоил 7 759 815 рублей — и это, конечно, не предел.
А те, кто прямо сейчас хочет новый «Крузак», смогут купить его примерно за 11–13 миллионов рублей, что очень далеко от официальных цен. Если же мысленно оздоровить рынок и открыть официальный прайс-лист, то окажется, что минимальная цена — это всего 5 622 500 рублей за дизельный автомобиль в комплектации «Элеганс» с упрощённой оптикой, тканевым салоном, электроприводами кресел, 2‑зонным «климатом», задней камерой, простой медийкой и обогревом ветрового стекла. Доплата за бензиновый двигатель — 43 500 рублей.
«Комфорт+» за 6 870 500 рублей заметно богаче: тут интереснее оптика и колёса, есть подножки, вентиляция сидений, сервоприводы руля, приборы с дисплеем, 4‑зонный «климат», адаптивная подвеска, селекторы режимов движения на шоссе и бездорожье, а также целый пакет систем-помощников. Тестовый 70th Anniversary — это минимум 7 674 500 рублей за комбинированную кожаную отделку, четыре камеры, дисплей-проектор, навигатор и матричные фары. И есть ещё условно спортивный GS SPORT, который сильно отличается внешне, имеет более строгие настройки подвески и стоит 7 685 500 и 7 737 000 рублей, в зависимости от мотора.
Но в любой из комплектаций «Крузак» будет верен себе: это по-прежнему огромная культовая машина, и её будут ценить не только за габариты, но и за очень брутальный образ, который она ничуть не растеряла, став чуточку современнее. Реальных конкурентов с такой же харизмой и той же кажущейся простотой на рынке не было и нет!
Но если вы устали от этого образа грубоватой и неотёсанной машины, то можно посмотреть на Land Rover — при тех же габаритах он заметно интеллигентнее, но ещё не отталкивает напускным пафосом моделей Range Rover. Да, его не починишь кувалдой (впрочем, и новый Land Cruiser теперь тоже), а слишком умное шасси многим покажется не самым желанным партнёром в лесном болоте. Однако абсолютная проходимость Диско не вызывает вопросов, а на шоссе это вообще самый приятный и понятный автомобиль нашего теста.
В заметно устаревшем Infiniti QX80 прямо сейчас привлекают его безразмерные габариты (просто представьте — автомобиль крупнее «Крузака»!), простота конструкции и сравнительная доступность у дилеров. А ещё он роскошнее отделан, если, конечно, стилистика кожаного дивана придётся вам по душе.
Но если после этого теста вы поняли, что не готовы бесконечно долго ждать Land Cruiser с неизвестной заранее стоимостью, не хотите думать о надёжности шасси Discovery и не уверены в актуальности QX80, но по-прежнему мечтаете иметь брутальный и очень большой автомобиль, попробуйте позвонить… дилеру Chevrolet. Может, у него найдётся «живой» Tahoe нового поколения?
Новый «Крузак» или…
Toyota Land Cruiser 300
- + Брутальный образ
- + Отличный двигатель
- + Хорошая проходимость
- — Конструкция подвески
- — Валкость
- — Неудобная посадка
Комплектация
3.5 AT (415 л.с.) 4WDДвигатель
3.5 / 415 л.с / бензинКоробка передач
Автоматическая
Привод
ПолныйКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
12.1
Разгон до 100 км/ч
6.8
Land Rover Discovery
- + Аккуратный салон
- + Отличная проходимость
- + Запас места в салоне
- — Сенсорное управление
- — Не слишком комфортная подвеска
- — Неудобное управление АКП
Комплектация
3.0 AT (360 л.с.) 4WDДвигатель
3.0 / 360 л.с / бензинКоробка передач
Автоматическая
Привод
ПолныйКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
9.3
Разгон до 100 км/ч
6.5
Infiniti QX80
- + Очень посторный салон
- + Отличная шумоизоляция
- + Мотор V8
- — Большой расход топлива
- — Скромный арсенал для бездорожья
- — Устаревшая конструкци
Комплектация
5.6 AT (405 л.с.) 4WDДвигатель
5.6 / 405 л.с / бензинКоробка передач
Автоматическая
Привод
ПолныйКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
14.5
Разгон до 100 км/ч
7.5