Как выбрать хороший мотошлем: инструкция

Всё о техосмотре: что это, когда и как его нужно проходить
Учебник

Команда Авто.ру

За последние годы процедура техосмотра менялась несколько раз. На время пандемии она была отменена, с 1 октября 2020 года снова стала обязательной, а к началу 2022 года правительство частично упразднило ТО для частного транспорта. Из-за этого нередко возникает путаница и появляется вопрос, отменили или нет техосмотр в России. Подробно разбираем новые правила техосмотра для легковых автомобилей и рассказываем, нужно ли проходить техосмотр в 2022–2023 году.

Материал обновлён 17.11.2022.

Что такое техосмотр

Не нужно путать технический осмотр (ТО) с имеющим ту же аббревиатуру техническим обслуживанием. Обслуживание автомобиля регламентирует автопроизводитель, определяя перечень и регулярность работ, которые нужно выполнять с автомобилем — как необходимое условие для сохранения заводской гарантии и просто долгой службы машины. Подробнее узнать, как выбрать автосервис, можно из отдельного материала.

А вот технический осмотр — процедура, регламентируемая законом «О техническом осмотре транспортных средств», принятым в 2011 году, и почти двумя десятками уточняющих его подзаконных актов. При техосмотре в машине ничего не меняют и не регулируют, а лишь проверяют её на соответствие действующим регламентам и стандартам. Делать это могут только аккредитованные государством организации, которые по результатам осмотра оформляют специальный документ — диагностическую карту. В ней указывают состояние всех критически важных агрегатов в момент проверки и делают заключение об исправности машины.

Нужно ли проходить техосмотр в 2022–2023 году

Раньше все «легковушки» и мотоциклы старше 4 лет должны были регулярно получать диагностическую карту. Однако с 30 декабря 2021 года появился новый закон о техосмотре. В статье 15 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств» добавились пункты 7–9. Они позволяют владельцам легкового транспорта проходить ТО по собственному желанию. Но это справедливо только для тех автомобилей и мотоциклов, которые не участвуют в коммерческой деятельности и используются для собственных нужд владельца. При этом в их конструкцию и регистрационные данные не должны вноситься изменения.

Например, если на новую машину установлен мотор, отличающийся от заводского, техосмотр станет одним из пунктов узаконивания такой доработки. Обо всём, что помимо этого придётся сделать владельцу, мы рассказывали подробно. Не избежать посещения пункта ТО и в том случае, когда у автомобиля старше 4 лет меняется собственник, — предоставить действующую диагностическую карту при совершении регистрационных действий требует статья 15 Федерального закона №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств». О том, как поставить автомобиль на учёт, у нас есть отдельный подробный материал.

В остальных случаях государственный контроль за состоянием личного ТС не обязателен. А вот для коммерческого транспорта периодичность прохождения техосмотра автомобиля следующая:

  • Легковые автомобили, грузовики с разрешённой массой до 3,5 т, прицепы/полуприцепы, мототранспорт — каждые 2 года при возрасте 4–10 лет с даты изготовления, по достижении 11-летнего возраста интервал сокращается до 1 года. Пока технике не исполнится 4 года, ездить на техосмотр не нужно.
  • Автомобили, используемые для пассажирских перевозок (в том числе легковые такси), — раз в год в первые 5 лет с даты изготовления, затем — раз в полгода.
  • Спецтехника — каждые 6 месяцев.
  • Грузовики с разрешённой массой более 3,5 тонн, ТС, оборудованные спецсигналами, и учебные машины — раз в год.

Помните, что отсчёт возраста автомобиля начинается не с момента его первой покупки, а с года производства, указанного в ПТС и СТС. Если, например, в январе будет куплена машина 2022 года выпуска для работы в такси, то первый раз на пункт техосмотра её нужно будет отвезти уже в том же 2023, а не в 2024 году.

Нужен ли техосмотр для страховки в 2022 году

На данный момент диагностической карты нет в перечне документов, которые страховая компания имеет право требовать при оформлении ОСАГО. Список всего, что может запросить страховщик, есть в статье 15 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».  Поэтому даже те, кому надо проходить ТО, могут оформить полис в любой момент и без карты. Однако, если такой водитель попадёт в ДТП по своей вине, страховая компания выдвинет регрессивное требование. Другими словами, обяжет компенсировать все затраты на возмещение вреда потерпевшему. Это можно сделать на основании пункта и) части 1 статьи 14 закона №40-ФЗ.

Подробнее прочитать о том, зачем нужен полис ОСАГО и как выбрать компанию, где делать ОСАГО, можно в отдельных статьях.

Как наказывают за отсутствие техосмотра

Если закон требует оформления диагностической карты, а её по каким-то причинам нет, такое нарушение будет караться довольно серьёзным административным штрафом. Он прописан в пункте 1.1 статьи 12.5 КоАП и составляет 2000 рублей. А ещё у статьи есть примечание, что последующие штрафы за это нарушение разреша­ется выписывать не чаще чем раз в сутки.

Проверить онлайн, действительна ли диагностическая карта, можно через Единую автоматизированную информационную систему ЕАИСТО ГИБДД. Правда, максимально корректно проверка работает только в отношении карт, выданных после 1 апреля 2020 года. А в будущем данные техосмотра, как предполагается, будут вноситься прямо в ЭПТС автомобиля. О том, как получить электронный ПТС, у нас есть отдельная статья.

Где можно пройти техосмотр

В былые времена технический осмотр транспорта проводили сотрудники ГИБДД — в отделениях, где для этого было специальное оборудование. Сейчас контроль за состоянием транспортных средств передан в частные организации. Это могут быть специализированные фирмы, занимающиеся техосмотром, официальные дилеры автомобильных марок (в этом случае техосмотр можно совместить и с техобслуживанием) и даже независимые сервисы, занимающиеся ремонтом автомобилей или мотоциклов. Но выбирая подходящее вам место осмотра, нужно учитывать несколько важных факторов.

Аккредитация. Главное, на что нужно обратить внимание при прохождении техосмотра, — государственная аккредитация, которую в обязательном порядке должен иметь пункт осмотра. Её выдают при условии, что у фирмы есть необходимое оборудование, а её сотрудники соответствующим образом подготовлены. Список аккредитованных станций опубликован на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Московские станции можно также найти на локаторе столичного портала Госуслуг. Но лучше убедиться в легитимности осмотра лично — вы вправе потребовать на станции документ, подтверждающий её аккредитацию.

Область аккредитации. Пункт техосмотра сам может выбирать, каким транспортом станет заниматься. Одни работают со всеми типами автомобилей, другие предпочитают иметь дело, например, только с грузовиками. Исходя из этого критерия в разрешающих документах определяется так называемая область аккредитации предприятия. Для легковых машин она маркируется как М1 и также указывается в документах. Вы не сможете пройти техосмотр на легковом автомобиле в пункте для грузовиков.

Сколько стоит техосмотр

Предельная стоимость техосмотра рассчитывается раз в год по методике, разработанной Федеральной антимонопольной службой. Она изложена в Приказе №489/22 от 30.06.2022.  Там сказано, что каждый регион будет самостоятельно определять максимально возможную стоимость услуги с учётом местных особенностей. Перерасчёт будет производиться каждый год, а цена будет увеличиваться пропорционально инфляции. При этом ограничен и минимум прайса, так что провести работы дешевле, чем указанные ниже суммы, не получится.

Минимальная стоимость ТО по виду ТС:

  • мототранспорт (категория L) — 321 рубль;
  • легковые а/м (категория М1) — 913 рублей;
  • лёгкие грузовики и фургоны (категория N1) — 999 рублей;
  • грузовики с разрешённой массой от 3,5 до 12 т (категория N2) — 1821 рубль;
  • грузовики с разрешённой массой более 12 т (категория N3) — 1966 рублей;
  • микроавтобусы (категория М2) — 1563 рубля;
  • пассажирские автобусы (категория М3) — 1888 рублей;
  • легковые прицепы (категории О1 и О2) — 753 рубля;
  • грузовые прицепы (категории О3 и О4) — 1272 рубля.

Почему нельзя просто «покупать» техосмотр

Инспектор ГИБДД может проверить наличие диагностической карты у водителей, в том числе и в электронном виде — возить с собой бумажную версию необязательно. И раз подлинность бланка проконтролировать затруднительно, многие считают техосмотр просто очередной формальностью. В том числе и те, кто этими осмотрами должен был заниматься. Дошло до того, что диагностическими картами открыто (но незаконно) торгуют в интернете. Продавцы даже обещают, что проданная карта будет зарегистрирована в ЕАИСТО ГИБДД. Многие хотят сэкономить время на самой процедуре или средства на устранение выявленных неисправностей, поэтому решаются на такую покупку.

Однако контроль за проведением техосмотра постоянно ужесточают. Теперь, если выяснится, что диагностическая карта просто куплена, без реального осмотра автомобиля, её автоматически признают поддельной. А это грозит автовладельцу уже уголовной ответствен­ностью! Деяние обещают трактовать как нарушение ч.­ 3 статьи 327 УК «Приобретение, хранение и использование заведомо поддельного документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей», за что полагается от года ограничения свободы до года лишения свободы.

Продавцам диагностических карт тоже не поздоровится. Фирму, не имеющую аккредитации на техосмотр, оштрафуют на 300 тысяч рублей, а её сотруднику, участвовавшему в противоправном действии, назначат 480 часов обязательных работ или арестуют на полгода. Минимум 100 тысяч рублей штрафа заплатит и пункт с аккредитацией, не проверивший автомобиль должным образом. Этот факт может вскрыться в ходе контрольной проверки или если такая машина из-за неисправности попадёт в ДТП.

С 2021 года осмотр обязательно сопровождается фотосъёмкой автомобиля (с привязкой к дате и GPS-коорди­натам) — вместе с результатами она хранится в единой базе как подтверждение подлинности выданной карты.

Поэтому, если диагностическая карта нужна, её следует получить законным путём.

Что нужно для техосмотра автомобиля

Перед тем, как ехать на пункт осмотра и платить деньги, стоит подготовить автомобиль и всё остальное, что проверяется по ходу этой процедуры.

Документы. Прежде чем отправить машину на осмотр, эксперт посмотрит документы. Поэтому перед выездом на техосмотр проверьте, все ли бумаги вы взяли. Понадобятся ваш гражданский паспорт, свидетельство о регистрации или ПТС. Если автомобиль на процедуру представил не владелец, нужна ещё и доверенность на доставку машины до места осмотра и обратно. Её можно оформить в простой письменной форме. Подробнее о том, для чего ещё может потребоваться доверенность на автомобиль, можно прочитать здесь.

Обязательные аксессуары. Раньше проверка машины обязательно включала в себя осмотр аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя — но теперь их требуют на техосмотре только у водителей автобусов, все остальные категории проверять на наличие этих «аксессуаров» не будут. Однако ПДД всё ещё запрещают эксплуатацию машины без аптечки, огнетушителя и аварийного знака, об этом сказано в Главе 7 Приложения с перечнем неисправностей, запрещающих эксплуатацию.

Поэтому в любом случае стоит проверить, не пора ли купить аптечку. Какие медицинские средства должны быть в ней, мы писали в отдельной статье. Про огнетушитель в Журнале Авто.ру тоже есть материал. Если вкратце, его можно перезаправить — этим занимаются специализированные организации — или приобрести новый.

Дополнительное оснащение и разрешения на изменения конструкции. Техосмотр в том числе подтверждает, что в конструкцию автомобиля не вносились неразрешённые изменения. В частности, на машине не должно быть лебёдок, нештатных колёс, силовых бамперов и любых других элементов, не предусмотренных заводской комплектацией или не имеющих отдель­ного одобрения на установку. Даже газобаллонное оборудование без официального разрешения сочтут нарушением. Противо­сажевый фильтр или каталити­ческий нейтрали­затор не должны быть срезаны, если предусматривались конструкцией.

Сейчас на любое изменение конструкции владелец обязан сперва получить разрешение ГИБДД, а после проведения работ нужно ещё пройти техническую экспертизу. По её итогам на руки выдадут сертификат соответствия, а также протокол проверки безопасности. Затем со всеми документами нужно сделать перерегистрацию автомобиля в ГИБДД. Стоит взять с собой на техосмотр разрешение, сертификат и протокол — как доказательство того, что внесённые изменения легализованы.

Внешний вид автомобиля. Нужно ли мыть машину перед осмотром? Чёткого требования на этот счёт нет, но есть косвенные. Эксперт должен иметь возможность без помех определить цвет автомобиля, прочитать регистрационный знак и номера агрегатов, а также проверить состояние рассеивателей световых приборов. На грязной машине сделать это затруднительно, поэтому лучше приехать на чистой.

Что касается дефектов кузова, то с ними пройти техосмотр можно — ни один документ, регламентирующий процедуру, не содержит ограничений на этот счёт. Главное, чтобы вместе с помятыми кузовными элементами не были повреждены детали и агрегаты, от работоспособности которых зависит безопасность. Такие повреждения указаны в приложении к Правилам дорожного движения и в самой форме диагностической карты. Например, вмятина на двери — простительный недостаток. Но если при этом она плохо закрывается, это уже нарушение пункта 7.4 приложения к ПДД, и с таким повреждением техосмотр не пройти.

Как пройти техосмотр в 2022 году

Правила проведения техосмотра прописаны в Постановлении Правительства №1434. Операторы пунктов ТО должны работать по единой схеме, которая приведена во второй главе документа. Обычно процедура выглядит следующим образом:

  • Перед началом самого осмотра данные автомобиля вносятся в систему, а эксперт сравнивает идентификационные маркировки ТС с тем, что прописано в документах.
  • Если информация в ПТС или СТС отличается, то соответствующая отметка вносится в единую информационную базу как причина отказа в проведении осмотра. Иногда «развернуть» могут из-за повреждённой маркировки. На этот случай у нас есть инструкция о том, что делать, если не читается VIN.
  • Если всё в порядке, то с владельцем ТС (или его представителем) заключается договор на оказание платной услуги.
  • После подписания договора техосмотр оплачивается.
  • Машина отправляется на комплексную проверку.

Процедура включает в себя как визуальные проверки, так и инструментальные замеры работоспособности отдельных узлов. Весь процесс для личных легковых автомобилей, согласно установленному законом регламенту, занимает не более 30 минут. Показатели, которым должен соответствовать каждый проверяемый агрегат, указаны в обязательных требованиях к транспортным средствам разных категорий и основаны на положениях техрегламента Таможенного союза. Вот наиболее характерные требования к состоянию легкового автомобиля.

Тормоза. На диагностическом стенде производится замер тормозных сил, а также усилия на педали в момент торможения. Показатели тормозной силы колёс одной оси не должны различаться более чем на 20 процентов для дисковых механизмов и более чем на 25 процентов — для барабанных.

Не должно быть никаких подтеканий тормозной жидкости, коррозии, механических повреждений или трещин на трубках. Стояночный тормоз считается работоспособным, если он позволяет автомобилю удерживаться неподвижно на 23-процентном уклоне.

Рулевое управление. Усилие на руле должно быть плавным при любом угле поворота «баранки», усилитель исправен, работает ровно. Суммарный люфт рулевого управ­ления не может превышать 10 градусов, а люфтов в шарнирах тяг и поворотных цапфах не допускается. Колонка не должна двигаться относительно кузова или рамы автомобиля (если иное не преду­смотрено конструкцией), на ней не может быть повреждений или трещин.

Фары и фонари. На плафонах не должно быть никаких наклеек (в том числе цветных или «бронирующих» плёнок) и «ресничек». Головной свет только белый, задний — красный, все «поворот­ники» и повторители работают синхронно и светят только жёлтым. Запрещено менять тип источника света, если это не предусмотрено конструкцией. Поэтому тип фар допускается менять только целиком. Например, можно поставить светодиодные от более дорогой версии вместо базовых «галогенок». Световой пучок ближнего света должен соответствовать правостороннему движению. Необходимые угол регулировки и сила света описаны в пунктах 3.8.4–3.8.8 приложения к техрегламенту.

Стеклоочистители и стеклоомыватели. Форсунки и дворники должны просто работать. При этом нельзя демонтировать заводские механизмы и, например, ставить один дворник вместо двух, и наоборот.

Шины и колёса. Все колёса и шины на них обязаны быть одинакового типа и конструкции. Размерность шин должна совпадать, если иное не предусмотрено производителем. Рисунок протектора единообразный на всех четырёх колёсах, протектор изношен равномерно с остаточной глубиной не менее 1,6 мм для летних шин и 4,0 мм для зимних шин с соответствующей маркировкой. Если резина с шипами, то на всех колёсах. Сами диски должны быть без трещин, со всеми гайками. Если резина успела износиться, у нас уже есть полезные гайды о том, как выбрать зимние и летние шины.

Двигатель и его системы. Запрещены подтекания в системе питания. Замеры токсичности выхлопа проходят при 2000 об/мин, а допустимое содержание вредных веществ зависит от конструкции двигателя и его экологического класса и должно соответствовать текущим требованиям Совета Евразийской экономи­ческой комиссии. Проводится диагностика работы двигателя, в ходе которой не должны появляться ошибки или загораться соответствующие сигнальные лампы на щитке приборов. Максимальный уровень шума выхлопных газов у легковых автомобилей — 96 дБ при замере на расстоянии полметра от патрубка.

Стёкла и зеркала. Ветровое стекло должно быть без трещин и потёртостей стороны водителя, без накладок и наклеек (исключение — светозащитная полоса в верхней части шириной до 140 мм), со светопропускной способностью не менее 70 процентов (тот же показатель и для передних боковых зеркал). Зеркал заднего вида должно быть столько, сколько установлено на заводе.

Замки, фиксаторы и регуляторы. Замки дверей и регулировки кресел должны работать. То же относится и к клаксону, причём при нажатии он может издавать только монотонный звук. Все ремни безопасности должны быть на своём месте, не повреждённые и не порванные, в замках не должно быть заглушек. Если производителем предусмотрено устройство для буксировки прицепа, оно должно быть исправно и соответствовать заводской конструкции.

Что выдают по итогам техосмотра

Выполнив все необходимые проверки, эксперт пункта техосмотра вносит данные о работе агрегатов и систем в диагностическую карту. Когда все показания в норме, в карте будет указано, что автомобиль исправен и его разрешено эксплуатировать. Если нет — в карте появится отметка о необходимости устранить выявленные недостатки. В любом случае данные о состоянии агрегатов автомобиля и информация о его диагностической карте автоматически отправляются станцией в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра. Доступ к ней имеют как граждане, так и страховщики и правоохранительные органы.

Если в карте есть пометка об отклонениях в работе агрегатов и вердикт о неисправности, то нужно устранить все недостатки. Сделать это необходимо, согласно пункту 2 статьи 18 закона «О техническом осмотре транспортных средств», в сроки не более 20 дней. Затем придётся приехать на повторный осмотр — но проводить его будут только в отношении тех агрегатов, у которых ранее были выявлены отклонения. Если повторную проверку вы проходите на том же пункте техосмотра, то и заплатите уже не полную стоимость осмотра, а только за ту часть, что проверят заново. 

Впрочем, повторный техосмотр можно пройти и в любом другом аккредитованном центре, но тогда машину заново проверят по всем пунктам и, соответственно, заплатить придётся полную стоимость — как в первый раз.

Итак, совсем коротко

  • – По новым правилам в 2022 году для водителей, использующих легковую машину или мотоцикл только в личных целях, техосмотр отменён.

  • – Появиться на станции ТО обычным водителям потребуется только в случае перерегистрации или внесения изменений в конструкцию ТС.

  • – Страховка может быть куплена без техосмотра.

  • – Период, в который нужно проходить техосмотр, зависит от категории транспорта.

  • – Если на ТС должна быть оформлена диагностическая карта, но её нет, штраф составит 2000 рублей.

  • – Если виновник ДТП ездил с просроченным техосмотром (когда диагностическая карта требуется по закону), он получит регресс на страховую выплату потерпевшему.

  • – Пункты техосмотра проводят фотофиксацию работ с привязкой к координатам.

  • – У каждого пункта ТО должна быть государственная аккредитация, где указано, машины каких классов и типов он может проверять.

  • – Готовясь к техосмотру, машину лучше помыть. Проверять аптечку, аварийный треугольник и огнетушитель на ТО не будут, но стоит делать это самостоятельно.

  • – Все вмешательства в заводскую конструкцию машины должны быть официально разрешены ГИБДД и подтверждены сертификатом безопасности, который выдают после проверки. Тогда с ними не будет проблем при техосмотре.

  • – На пункте техосмотра сначала сверят заявленные в документах агрегатные номера с фактическими, после чего проведут как визуальный осмотр, например, замков, ремней и колёс, так и замеры на динамических стендах — тормозов, двигателя, световых приборов.

  • – Если автомобиль с первого раза не проходит ТО, придётся устранить недостатки и не позже чем через 20 дней вернуться на тот же пункт для повторного осмотра. Он будет короче — там проверят только агрегаты, которые потребовали ремонта.

Почитать ещё