Как расшифровать VIN Mercedes-Benz

Все свои: широкие обвесы из России, которые покорили Америку

Разбор

Юрий Урюков

Комменты

Проект «Все свои!», который Авто.ру проводит при поддержке банка для предпринимателей Точка и Яндекс Маркета, набирает обороты. Наш новый герой — московская компания Shirokai. И парадокс заключается в том, что это имя уже неплохо известно зарубежным фанатам кастомайзинга: комплекты кузовного расширения пользуются спросом в Америке, Европе, да и вообще по миру. Однако в нашей стране о производителе стильных обвесов за пределами узкой тусовки ценителей не знает почти никто. Исправляем это весьма досадное недоразумение.

Почему кузовной тюнинг, да ещё и такой специфический?

В автопроме хватает примеров, когда начало успешному бизнесу положило недовольство уже имеющимися на рынке продуктами. Не разочаруйся чешский книготорговец Вацлав Клемент качеством импортного велосипеда, не знали бы мы сейчас марки Skoda. Не поругайся эмоциональные Энцо Феррари и Ферручио Ламборгини из-за красных машин, выбор автомобилей у блогеров и футболистов был бы немного уже.

Андрей Кондухов

Наша история начинается примерно так же. Лет десять назад петролхэд Андрей Кондухов решил добавить индивидуальности своей Toyota Altezza и приобрёл на японском аукционе комплект расширения кузова. Однако детали внезапно оказались настолько кривыми, что ставить их на машину не имело смысла. Но поскольку Андрей тогда работал в компании по производству рекламных конструкций из пластика, он предпочёл не унывать и попробовал сделать нужные компоненты самостоятельно, но уже надлежащего качества. А потом наладил и изготовление деталей — для таких же разочарованных, но увлечённых людей, как и он.

Что же он сделал?

Первой продукцией новой марки Clinched (тогда наши герои назывались так) стали универсальные фендеры — недорогие расширители колёсных арок из гибкого АБС-пластика, которые подходили машинам с диаметром дисков от 17 до 20 дюймов. Эти детали пользовались особым успехом у отечественных дрифтеров. Оно и понятно: на тот момент никто в России подобными вещами не занимался, то есть рыночная ниша, по сути, пустовала. Да чего уж: аналогов, по словам Андрея, не было не только в России, но и во всём мире!

1/4

Команда московского офиса Shirokai: руководитель Андрей Кондухов, дизайнер Фёдор Стецкевич, специалист по медиа Михаил Колотушкин. Парни занимают совсем крохотное помещение на Трёхгорной мануфактуре, но отсутствие размаха совершенно не мешает им творить классные вещи

А когда Андрей познакомился с дизайнером Фёдором Стецкевичем — выпускником Строгановки и тоже большим автомобильным энтузиастом — творческая энергия тандема вывела бизнес на новый виток. Ребята приступили к созданию специализированных комплектов, предназначенных для доработки конкретных моделей. А на роль опытного образца решили взять всё ту же Toyota Altezza, придумав для неё, помимо расширителей, ещё и стильный спойлер-дактейл.

От идеи до готового продукта прошло четыре месяца. Андрей с теплотой вспоминает тот момент, когда пошёл на парковку примерять к автомобилю первый небольшой элемент. Это, по сути, и был выход на путь взрослого кастомайзинга. Следом Андрей и Фёдор изготовили оригинальный бодикит для купе BMW 3 серии (Е92), представили проект на столичном тюнинг-шоу и привлекли свежую аудиторию.

Например, расширение для Audi A7 Sportback после выставки проектировали уже под заказчика. И пошло-поехало. Своей очереди ждали «трёшка» BMW серии F30, Lexus IS, Mitsubishi Lancer Evolution седьмого, восьмого и девятого поколений. Процесс пошёл!

Когда появилась Америка

До 2015 года компания создавала себе репутацию в основном с помощью сарафанного радио: информация распространялась через автомобильные сообщества, довольных клиентов и друзей фирмы. К слову, Андрей и сейчас поддерживает с покупателями плотный контакт, лично общаясь с ними в тематических чатах, хотя счёт выпущенным комплектам идёт уже на сотни.

Но с расширением ассортимента продукции изменилась и стратегия продвижения. Парни открыли в Москве фирменную мастерскую для установки деталей, запустили сайт, развили активность в социальных сетях и вышли на eBay — самую очевидную на тот момент площадку для привлечения международной клиентуры. И это сработало: за границей проявили интерес, а наши ребята вовремя его удовлетворили, порой отправляя дилерам комплекты бесплатно — просто на пробу.

1/4

В 2016-м на крупнейшей выставке тюнинга SEMA в Лас-Вегасе впервые показали доработанные местными партнёрами машины с российским расширением. А спустя всего год Clinched организовала на SEMA полноценный собственный стенд, где демонстрировали комплекты для Ford Mustang в трёх вариантах, включая опытный карбоновый. С ним, кстати, пришлось немало повозиться, в том числе с логистикой: смежник затянул производство, поэтому Андрей потащил коробку в Америку на себе, чтобы успеть собрать выставочный образец в срок. Экспериментировали в компании и с металлическими расширителями, однако практика показала, что АБС-пластик заменить сложно. Да и незачем. 

Была на стенде Clinched и Audi A7, премьера которой запомнилась забавным случаем. Когда владелец запиленной «а-седьмой» давал интервью, в кадре постоянно мешался какой-то настырный мужик — и так, и эдак к машине пристраивался, всё не мог оторваться. Излишне любопытным посетителем оказался дизайнер немецкого бренда, который приложил руку к облику исходника! Резюме заводского художника оказалось кратким и ёмким: «Круто сделали!».

Благодаря Фёдору со стилем был полный порядок, но прагматичные американцы запали ещё и на выгодное соотношение цена/качество. Россияне предлагали комплекты расширения за 3000–5000 долларов, то есть в 2–3 раза дешевле японских аналогов. 

Как появился бренд Shirokai

Визиты на SEMA окончательно убедили Андрея, что надо ориентироваться на экспорт. Прежде всего — в Америку, где сложилась устойчивая автомобильная культура и не менее устойчивый спрос на широченные обвесы. Выход на новый рынок потребовал передать долю в компании локальным партнёрам. Казалось, дела идут как надо, но появились разногласия, детали которых ребята раскрывать не могут. Поэтому в 2019-м, через три года после начала сотрудничества, Андрей и Фёдор вышли из проекта. Но не для того, чтобы сложить руки, а для того, чтобы упаковать весь опыт в новую компанию.

1/2

Комплект уходит заказчику в одной коробке. Отдельно приходится упаковывать только длинные пороги для некоторых моделей, вроде Dodge Charger

В фундамент заложили узнаваемость бренда. Взять хотя бы название. Shirokai — удачно синтезированное слово, которое хлёстко звучит на английском, напоминает о Японии и намекает на расширение в русском прочтении. Аналогично с логотипом, где пара крестообразных «пуговиц» символизирует вторую итерацию бизнеса, а цветовая гамма отсылает к японскому флагу.

Наконец, акцент с выпуска универсальных фендеров окончательно сместили в сторону специализированных бодикитов. И линейка постоянно растёт: компания Shirokai охватила основные американские масл-кары, BMW M2 и M4, а также MINI Cooper, для которых разработаны расширители, дактейлы, пороги, сплиттеры и прочие навесные элементы. В общем, пакет под ключ!

1/8

Коммуникацию полностью переключили на английский язык, так что некоторые новые клиенты (старые покупатели были в курсе всех пертурбаций, в том числе из-за того, что Андрей постоянно поддерживал с ними связь) теперь немало удивляются, увидев по трек-номеру посылки страну отправки. Мол, как это — мои ништяки идут аж из России?! Впрочем, Shirokai происхождение изделий и не скрывает. А настороженность покупателя обычно рассеивается после первой примерки деталей к автомобилю.

Хит продаж – комплекты для Ford Mustang в кузове S197, которых Shirokai изготовила уже больше полусотни!
1/13

И сколько же в Широкаях российского

Готовы? Присели? Всё российское! А если конкретнее, то все ключевые составляющие бизнеса — инжиниринг и дизайн, производство и склад готовой продукции. 

На рубеже 2015–2016 годов компания отказалась от самостоятельного изготовления деталей и передала это смежникам: российскому и белорусскому предприятиям, поставляющим пластик и на другие автомобильные предприятия. Например, на ЛиАЗ и БелАЗ. Иначе не получалось обеспечить высокое качество. 

Если универсальные фендеры можно было делать «на коленке», то заточенные под конкретный автомобиль киты немыслимы без высокоточных матриц, современных станков с программным управлением и правильного сырья. Ведь замысел в том, чтобы кузовные элементы Shirokai были прочными и просто вставали на место без доработки напильником.

Фёдор Стецкевич

Подготовка очередного комплекта расширения требует 3D-сканирования исходной машины, составления математической модели и, разумеется, художественного проектирования. На столе Фёдора Стецкевича — обширная подборка крутых эскизов: хоть сейчас переноси на постер и вешай на стену. 

До трансформации в финальный виртуальный вариант каждый проект проходит через руки дизайнера и становится осязаемым. Не в этой ли тёплой ламповой олдскульности секрет успеха китов Shirokai? Ведь стараниями художника в реальный мир переносятся наши любимые тачки из самых смелых фантазий. 

«Мама, я увеличил Chevy Camaro из Hot Wheels!»
1/2

Время на разработку дизайна комплекта расширения — величина переменная. Так, образ бодикита для Ford Mustang Фёдор Стецкевич набросал буквально за 15 минут, а вот с Dodge Challenger пришлось возиться чуть ли не целый месяц

А почему в России мы таких машин не видим?

Комплекс причин. В конце концов, сама по себе индустрия тюнинга в нашей стране уже много лет находится в зачаточном состоянии. Если по той же SEMA можно гулять днями, сточить подошвы и не увидеть всех экспонатов, то российские тематические шоу обычно скромно ютятся в одном зале не самого большого выставочного центра.

Есть в нашей стране и законодательные ограничения, мешающие развитию подобных проектов: пункт 1 статьи 12.5 КоАП. Согласно ему, за любую не заводскую мелочь рискуешь получить приостановку регистрации машины. И это при том, что, к примеру, немецкий дилер Shirokai без особого труда получил на продукцию марки сертификат безопасности по строгим нормам TÜV.

1/7

К тому же кузовной стайлинг — крайне недешёвое удовольствие. Ведь в реальности установкой бодикита дело не заканчивается. Под новый образ нередко приходится переделывать ходовую часть, подбирать правильные колёса, красить обвес и так далее. В итоге бюджет подобного проекта играючи подбирается к отметке в 20 000 долларов. Так тратиться готовы очень немногие, особенно по эту сторону океана.

Поэтому Shirokai отказалась в России от собственного техцентра. Продавая один комплект в год, мастерскую не окупить. Но Андрей со товарищи всегда готовы посоветовать грамотных спецов, которые всё сделают хорошо, а некоторые энтузиасты вообще устанавливают заказанные детали самостоятельно — при грамотной выкройке и руках из правильного места дело это нехитрое.

Какие планы у Shirokai в условиях новой реальности

С выпуском комплектов проблем нет. У смежников хватает сырья, заводы работают без сбоев. Спрос за рубежом по-прежнему велик. Поэтому ребята не собираются ставить процесс на паузу.

В работе дебютные киты расширения для внедорожников: Jeep Grand Cherokee и Dodge Durango. Планируются детали для Porsche 911 (серии 991), причём не исключено, что их выделят в отдельную, премиальную линейку. Андрей предполагает, что слишком доступная цена способна отпугнуть привыкших к эксклюзивности поршеводов.

1/4

Ещё Shirokai собирается вернуться к теме бодикитов для MINI Cooper. Казалось бы, неочевидный вариант для расширения, и ставку на него компания не делала. Просто Фёдор однажды решил сочинить обвес для собственной машины и поделился набросками на личной страничке в соцсетях. А люди внезапно заинтересовались. По технологическим причинам тогда выпустили всего десять комплектов. И даже самому автору идеи не досталось, а желание опоздавших оказалось так велико, что одному из счастливчиков за уже установленный обвес предлагали 20 000 долларов.

Больше всего проблем сейчас в области логистики и финансовых расчётов. И Россия, и западные страны взаимно закручивают гайки, сводя на нет прежние международные торговые отношения. По словам Андрея, если раньше условный американец при получении посылки от Shirokai платил 2% стоимости, то теперь пошлина доходит до 80%! Вдобавок наша страна ограничила экспорт запасных частей, к которым отнесли и обвесы.

1/7

Лёгкого и быстрого решения этих проблем на сегодня не видно, так что планы на 2022 год в любом случае придётся корректировать: вместо ожидаемых 120–140 комплектов покупателям, вероятно, отправят 80–100, а при самом негативном раскладе — 20–30. Не исключено, что ради спасения бизнеса компания временно релоцируется. Но парни не унывают — жизнь продолжается, а тюнеры по всему миру по-прежнему хотят строить очень широкие машины.

Впечатлены историями героев проекта «Все свои»? Задумываетесь о собственном бизнесе — большом или не очень, и не обязательно связанном с машинами? У банка для предпринимателей и предприятий «Точка» есть для вас специальное предложение, действительное до конца сентября — первые три месяца обслуживания счёта бесплатно по промокоду AutoRu!

«Точка» избавит от множества рутинных забот: возьмёт на себя регистрацию бизнеса, ведение бухгалтерии и налоговой отчётности, а также работу с тендерами. А если останутся вопросы, то поддержка «Точки» всегда придёт на помощь!

Банк поможет с рекламой вашего бизнеса в интернете, запустить продажу ваших товаров на маркетплейсах, найдёт новых контрагентов, а также позволит расширить круг полезных бизнес-знакомств с помощью бесплатного сервиса Нетворк. Не запрещайте себе мечтать!

Знали, что обвесы от Shirokai и Clinched — российские?

Почитать ещё