Покупаем Hyundai Creta первого поколения с пробегом: гид по выбору корейского кроссовера

Все свои: изобретатели из Ростова и их гигантский 3D-принтер для печати запчастей

Разбор

Александр Мирошкин

Мы уже рассказали много историй о предпринимателях, которые делают что-то нужное и интересное для автомобилей и автомобилистов в России. А сегодня в рамках проекта «Все свои!», который Авто.ру проводит при поддержке банка для предпринимателей Точка, вас ждёт ещё более вдохновляющая история. Наши герои — два молодых человека из Ростова-на-Дону, Антон и Александр, которые не только написали нам одними из первых, но и своими руками построили 3D-принтер, способный напечатать половину Смарта или целый бампер для автомобиля нормального размера! Мы съездили к ним в гости, чтобы посмотреть на это чудо техники вживую.

Зачем делать 3D-принтер самостоятельно, если его просто можно купить?

Да, 3D-принтер действительно можно просто заказать на AliExpress! И стоить он будет относительно недорого. Но у устройств из Китая есть две проблемы. Первая: они, как правило, небольшие и пригодны для печати разве что сувенирной продукции или мелких деталей. Сделать на них что-то крупное невозможно.

Вторая проблема: печатать на таких 3D-принтерах можно не из любых материалов, потому что они обычно открытого типа, а значит, температурные режимы, необходимые для работы с некоторыми видами пластика, в этом случае соблюдать невозможно.

Конечно, на рынке есть промышленные устройства с большими и изолированными от внешнего влияния отсеками для печати. Например, BigRep ONE, который умеет делать детали размером 1100х1050х1000 миллиметров. Неплохо? Однако стоит такой станок больше пяти миллионов рублей!

Поэтому Антон и Александр решили не тратить время на бесполезные поиски того, чего нет, а построить 3D-принтер самостоятельно. Да ещё и такой, чтобы тот же BigRep ONE позеленел от зависти.

Они правда сделали его сами?

Да, полностью! В 2018 году ребята определились с направлением, которое хотели бы освоить и превратить в бизнес (рассматривались и другие, менее технологичные варианты), и начали работу над своим 3D-принтером. Вдохновением для устройства стали дельта-роботы — устройства со сложной, но очень эффектной кинематикой. Изначально Антон — большой любитель техники и микросхем с детства — хотел построить принтер, который работал бы по схожему принципу. Но взвесив все «за» и «против», от этой идеи отказались. Устройство получилось бы слишком громоздким, чтобы печатать детали тех размеров, которые были нужны Антону и Александру. Да и детали для его сборки пришлось бы изготавливать на высокоточном оборудовании — это недёшево, а свободных средств было мало.

Поэтому начался поиск менее сложных, но не менее эффективных вариантов. Изучали разные возможности, но проектировали всё самостоятельно. Чертежи и электронные схемы вычерчены в небольшой тетради, которая и сейчас лежит неподалёку от станка.

Когда устройство, по принципу действия отчасти напоминающее картезианского (декартового) робота, было нарисовано на бумаге, приступили к поиску подходящих компонентов. Их — внезапно — не нашлось! И тут у многих опустились бы руки, а исписанная тетрадь отправилась бы на дальнюю полку до лучших времён, но наши герои не сдались, а начали долгий и тернистый путь поиска поставщиков.

Изготовить верхнюю часть рамы для принтера согласился мастер из родного для Антона Каменск-Шахтинского. Работу он выполнил хорошо, но потом появилась проблема с транспортировкой в Ростов. Сначала хотели везти на обычном пикапе, но рама в него не поместилась. Поэтому пришлось задействовать ГАЗель для транспортировки негабарита, которую нашли по знакомым.

1/4

Непростым был и поиск экструдера — устройства, которое нагревает пластик и подаёт его на печать. Зато подходящий экструдер в итоге удалось найти прямо в Ростове! Оказалось, в городе уже есть человек, который занимается продажей и производством запчастей для 3D-принтеров. И нужный экструдер удалось взять за несколько десятков, а не сотен тысяч рублей.

Параллельно парни продолжали работать в других местах, потому что постройка принтера на тот момент деньги только отнимала, а когда бизнес начнёт приносить хоть какие-то доходы — оставалось непонятно. 

Постепенно большинство нужных деталей были найдены, но, когда началась сборка, выяснилось, что поставить принтер в обычном гараже невозможно! Да, по предварительным замерам он умещался, однако слишком низкий потолок не давал полностью двигаться порталу с экструдером в вертикальном направлении. Пришлось искать что-то попросторнее.

1/4

После того, как подходящее место было найдено, принтер собрали и обшили сэндвич-панелями, которые позволяют поддерживать внутри области печати оптимальную температуру, начался не менее кропотливый и утомительный процесс отладки работы принтера и регулировки стола, на котором располагаются детали во время печати. Для того, чтобы вывести его в горизонтальное положение, используется 512 регулировочных болтов. А теперь представьте, сколько нужно времени для подкрутки каждого из них, чтобы поверхность огромного стола была идеально ровной. Представили? А теперь правильный ответ: на это ушло полгода!

Поначалу Антона с Александром не хотело принимать и сообщество российских 3D-печатников. Любые обращения за советами в тематических чатах и форумах натыкались на неоднозначную реакцию: никто не верил, что два человека в состоянии по собственному проекту собрать принтер, способный печатать детали размером 2500 х 2500 х 800 миллиметров.

Но в 2022 году принтер был собран. И стал печатать! Товарные образцы для клиентов ребята начали делать за несколько месяцев до нашего приезда. Антон к тому моменту из городской администрации, где он работал видеографом, уже уволился.

Сколько стоило создание такого принтера?! Наверное, миллионы?!

Антон и Александр — простые парни из Ростова-на-Дону, которые захотели сделать что-то большое, крутое и важное. И творили они в условиях строго ограниченного бюджета и максимальной экономии — в том числе на собственных нуждах.

По их подсчётам получилось, что устройство, настроенное и готовое к производству деталей на продажу, обошлось примерно в полмиллиона рублей! Да, 500 000 рублей за рабочий образец, который можно использовать в коммерческих целях. В десять раз дешевле упомянутого выше BigRep ONE.

Но важно понимать, что прямо сейчас 3D-принтер выглядит неидеально, особенно снаружи. Устройство можно сделать более симпатичным, но в текущем виде его фотографии в красивый каталог не поставишь. Есть и что доделать по технической части. Например, систему подогрева стола (уже в работе). Какие-то дополнительные средства точно потребуются. Но принтер работает, печатает и приносит своим создателям прибыль!

Из чего печатают детали?

Печатать этот принтер может почти из любых видов пластика. И многие из них уже были опробованы. Например, PLA, ABS и PETG. Правда, у каждого из них свои нюансы. Скажем, последний позволяет печатать без проблем даже на открытом принтере и без строгого соблюдения температурного режима в печатной камере. Но у деталей из этого материала, по словам Антона, ограниченная область применения. Допустим, вы захотите напечатать из PETG-пластика какой-нибудь кузовной элемент, а ваша машина часто стоит под палящим солнцем. Значит, почти со 100-процентной вероятностью эта деталь совсем скоро превратится в труху, потому что материал плохо переносит долгое воздействие высоких температур.

1/4

Материал для печати приходит ребятам вот в таком виде. И перед использованием бобины часто нужно её перематывать. Потому что наматывают пластик до самой границы бобины, а во время печати нить может соскочить за стенку, уменьшится натяжение и весь процесс будет испорчен

Наиболее пригодными для автомобилей считаются детали, сделанные из ABS-пластика. Им не гнушаются даже большие автопроизводители. Скажем, передние крылья на Lada Vesta Sport изготовлены именно из него. Но печать из ABS-пластика — работа тонкая и кропотливая. Необходимо строго выдерживать температурные режимы (идеальная температура для печати — 45 градусов) и не допускать никакого движения воздуха в области печати.

Поэтому Антон и Александр обшили свой принтер панелями и используют подогреваемый стол. А ещё ABS-пластик даёт усадку, и этот нюанс тоже необходимо учитывать. Но во время отладки и первых проб ребята изучили разные варианты и знают, что, как и из чего печатать.

1/3
Что можно напечатать на этом принтере?

Да хоть чёрта лысого! Главное, чтобы этот чёрт помещался в область печати 2,5 на 2,5 метра и не превышал по высоте 80 сантиметров. Прямо сейчас ребята делают автомобильные компоненты — потому что на них есть спрос (в том числе из-за дефицита и ограничений поставок из-за границы), а ещё потому, что Александр очень любит машины. Но печатать наши сегодняшние герои могут хоть мебель, хоть чехлы для смартфонов. По сути, нужна только документация или отсканированный образец.

1/3
Сканируют тоже сами?

Пока наши герои отдают сканирование на подряд — Антону и Александру возвращают 3D-модель, которую нужно загрузить в компьютер и отправить на печать.

А где берут ПО для принтера? Оно, наверное, дорогое…

Вообще-то, оно бесплатное! Для управления печатью ребята используют программу, которая называется Fluidd. Вдаваться в тонкости её архитектуры и работы мы не будем, но, кажется, даже начинающие пользователи смогут разобраться с ней без особых проблем.

В неё загружается проект для печати. В ней же задаётся скорость, контролируется температура экструдера и подсчитывается оставшееся время печати. Следить нужно за массой нюансов — например, с какой скоростью печатная голова проходит изгиб детали. Потому что ошибка может привести к тому, что голова просто потащит заготовку за собой, сдвинет её с места, а то и вовсе уронит. Считай — вся работа насмарку.

1/3

Вероятно, компьютер для управления принтером можно было найти готовым и просто купить. Однако Антон и здесь решил всё сделать самостоятельно. Поэтому то, что вы видите на этой фотографии, он собрал собственноручно. И оно работает!

А ещё управлять печатью через Fluidd можно даже с помощью смартфона. У ПО есть мобильная версия, с помощью которой удобно следить за всеми параметрами и корректировать их в режиме реального времени. Нужно лишь, чтобы принтер был подключен к интернету.

Как дела идут сейчас и сколько стоит печать?

Так вышло, что ещё до запуска принтера в коммерческую эксплуатацию о проекте ребят узнали многие ростовские предприниматели, которые занимаются автомобилями и продажей запчастей. Всё благодаря сарафанному радио, которое Антон с Александром запустили заранее. Поэтому продавать ребята начали прямо сразу.

Скажем, владелец соседнего помещения занимается обслуживанием и доработками японских автомобилей. Есть у него Scion dB, на нём — антикрыло, которое очень нравится некоторым его клиентам, а найти такое же в продаже сейчас сложно. Поэтому деталь отсканировали и отдали ребятам на печать. И именно его изготавливал принтер, когда мы приехали в гости. 

1/2

Другой клиент заказал небольшие пластиковые заглушки в виде решёток. Теперь он собирается продавать такие детали в эксклюзивном порядке!

Свои решётки заказчик получает прямо с печатного стола, а вот антикрыльям ещё требуется финишная доработка. Как минимум их нужно покрасить, предварительно отшлифовав. Ведь даже у отлично напечатанной детали хорошо видно слои печати, а поверхность никак не получается идеально гладкой, но такое кому-то даже нравится.

Впрочем, у наших героев уже есть план, как доработать принтер, чтобы детали выходили готовыми для покраски. Но это пока тайна.

1/2

Прямо сейчас ребята оценивают свои изделия в 10–20 рублей за грамм. Окончательная стоимость зависит от сложности, объёмов и других факторов. Например, напечатанный автомобильный бампер весит примерно два с половиной килограмма. То есть стоить такой элемент будет 25 000 рублей, но ребята готовы давать скидки и обсуждать условия в индивидуальном порядке.

В целом такой прайс соответствует текущим рыночным реалиям. Вот только вряд ли в обычном сервисе вам смогут напечатать целый бампер вместо разбитого. Или капот. Но вы же теперь знаете, к кому обратиться?

Заказать печать сейчас можно либо лично связавшись с ребятами, либо написав им в группу Alprina (именно так называется компания) во «ВКонтакте». Удобных форм для заказа, красивого приложения с каталогом или собственного колл-центра у парней пока нет. А значит, этому бизнесу ещё есть куда расти! 

Впечатлены историями героев проекта «Все свои»? Задумываетесь о собственном бизнесе — большом или не очень, и не обязательно связанном с машинами? У банка для предпринимателей и предприятий «Точка» есть для вас специальное предложение, действительное до конца сентября, — первые три месяца обслуживания счёта бесплатно по промокоду AutoRu!

«Точка» избавит от множества рутинных забот: возьмёт на себя регистрацию бизнеса, ведение бухгалтерии и налоговой отчётности, а также работу с тендерами. А если останутся вопросы, то поддержка «Точки» всегда придёт на помощь!

Банк поможет с рекламой вашего бизнеса в интернете, запустить продажу ваших товаров на маркетплейсах, найдёт новых контрагентов, а также позволит расширить круг полезных бизнес-знакомств с помощью бесплатного сервиса Нетворк. Не запрещайте себе мечтать!


Фотографии: Вячеслав Крылов

Решились бы вписаться в похожий проект на начальном этапе?

Почитать ещё