Удешевление автокредитов в России может привести к росту цен на машины: что говорят эксперты

Все свои: российские создатели электрических мотоциклов и машин для любителей активного отдыха
Разбор

Иван Ананьев

Разыскивая героев для проекта «Все свои!», который Авто.ру проводит при поддержке банка для предпринимателей Точка, мы познакомились с десятками изобретателей и рационализаторов, которые буквально на коленке придумывают и делают необычные вещи. Ведь в мире, где всё давно изобретено и выставлено на Aliexpress, всё ещё находится место для оригинальных решений и энтузиастов, готовых сделать ещё лучше. Поэтому сегодня мы познакомимся с людьми, которые придумали и пустили в производство особую технику для спорта и отдыха. И дело вовсе не ограничивается установкой модных электродвигателей на готовую технику — зачастую они заново изобретают сам принцип движения!

Кто это такие?

Торговая марка Eliq, под которой выпускается необычный электрический транспорт, — это плод сотрудничества нескольких нестандартно мыслящих людей. Сам бренд придумал владелец магазина электротранспорта Simargl Electro Алексей Коршунов, когда решил переделать бензиновый квадроцикл в электрический, чтобы занять пустующую нишу между электрическими велосипедами и электромобилями.

Разыскивая партнёров, Алексей познакомился с Андреем Бойко и Максимом Дзвониским, создателями компании Emax, которая занималась установкой электрических двигателей на транспорт с ДВС. А ещё у них нашёлся готовый электрический эндуро собственной разработки: сварная рама из алюминиевого профиля, низкорасположенный в раме электромотор мощностью 3 или 4 кВт и съёмный аккумулятор на 52 А·ч, который в теории обеспечивает 110 км хода даже в боевом режиме по пересечённой местности. В итоге уже серийные байки DWX 250 появились в салоне Simargl, а для бренда Eliq лаборатория Emax разработала и запустила в производство целый комплект очень интересной техники.

1/4

Эндуро Emax построен на алюминиевой раме собственного производства — и даже без пластикового обвеса он выглядит круто!

Чем они занимаются?

Ещё одним партнёром стала компания Ф-МоторСпорт из Фрязино, производитель спортивных багги. Она разработала заднеприводный багги, в который команда Emax интегрировала электромотор от Nissan Leaf с перенастроенной электроникой и батарею ёмкостью 25,5 кВт·ч (что при напряжении 355 В соответствует 72 А·ч). До сотни эта конструкция разгоняется за 4,8 с! Запас хода декларируется на уровне 170 км, но в спортивном режиме езды он будет меньше.

Как говорит Алексей, по динамическим характеристикам электробагги сильно отличается от бензинового, а езда на почти бесшумной машине по дикой природе — это совершенно особый кайф. Кроме того, багги Eliq получился очень комфортным, и там, где условный «крузак» будет ехать с пешеходной скоростью, электробагги позволит нестись от души.

Такой багги оценивается в 3–4,5 млн рублей — в зависимости от потребностей клиента (например, можно отказаться от шумоизоляции). Но это всё-таки техника для удовольствия, а не соревнований. Чтобы сделать что-то посерьёзнее, партнёры решили адаптировать тот же электромотор к серийному Can-Am Maverik, сохранив полный привод и жёсткие подвески.

Пришлось самим разрабатывать выносливые цепные редукторы (ременные не выдерживали рабочих температур), мастерить трансмиссию, «врезаться» в CAN-шину Маверика, чтобы сохранить родные органы управления и приборы. Аппарат получился боевой, но в сравнении с Eliq более тяжёлый, шумный (из-за сложной трансмиссии) и с меньшим запасом хода. К тому же стоимость машины получается больше 6 миллионов рублей, поэтому выводить её на рынок бренд пока не решается.

1/5

Этот багги на базе Can-Am Maverik оснащён электромотором от Nissan Leaf

Зато электрические квадроциклы Eliq уходят буквально с колёс! Поэтому компания продаёт не готовые решения, а киты с установкой от лаборатории Emax для переделки бензиновых квадриков BRP в электрические. Стоит такой комплект 1,3 млн (плюс 100 тыс. за установку), но объём переделок большой, а по характеристикам конечный продукт превосходит исходник, в том числе и в ощущениях. В лаборатории Emax на квадроцикл ставят сразу три мотора мощностью 3 или 4 кВт (один спереди и связку из двух сзади), что даёт ярко выраженные заднеприводные манеры. Первые 50 км/ч с места квадрик набирает за 2,8 секунды, а в боевом режиме проезжает на одной зарядке до 120 километров.

1/4

При переделке квадроциклов BRP на них ставят три электромотора: один приводит передние колёса, связка из двух других — задние. Пустить квадрик в занос тягой проще простого! 

Что ещё? Например, электрические снегоходы— туристический SE Alaska и утилитарный «Арктик». Первый сделан в Китае по заказу Eliq и несёт на борту 2 электромотора суммарной мощностью 10 кВт и батарею на 175 А·ч, рассчитанную на 90 километров хода.

Второй, похожий на советский «Буран», делает компания БТС из Рыбинска и поставляет в основном в виде кит-комплектов для самостоятельной сборки. В электроварианте он имеет один мотор с отдачей 3, 4 или 6 кВт и отличается скромным запасом хода (35 км в средней конфигурации с батареей 90 А·ч). Впрочем, аккумуляторы можно докупать (одна батарея на 50 А·ч стоит 160 тыс. рублей) и брать с собой в дорогу — площадок для груза у снегоходов хватает.

1/2

Eliq Арктик максимально прост: «заводится», управляется и освещается буквально тремя кнопками. Под носовым обтекателем масса места для груза или запасных аккумуляторов — ведь двигатель очень маленький 

Пожалуй, самый оригинальный продукт — электрический сноуборд, езда на котором даёт принципиально новые ощущения. Как говорит Алексей Коршунов, в «доску» можно влюбиться, если получится разобраться с управлением (маневрировать можно только наклонами тела) и научиться получать удовольствие. С 4-киловаттным мотором борд так рвёт с места, что широкая гусеница сначала срывается в пробуксовку, потом поднимает нос аппарата и с большой скоростью (до 65 км/ч) парит над снежным полем. Создатели рассказывают, что экспериментировали и с мотором мощностью 6 кВт, но быстро поняли, что такая мощность уже явно избыточна.

У сноуборда есть бензиновый прототип, который выпускают в Омске на заводе «Сибмастер» с двигателями Lifan мощностью 8–13 л.с. — именно оттуда Eliq получает заготовки. Электрический вариант быстрее и динамичнее, а аккумуляторы (здесь используются те же блоки, что и на снегоходах) можно менять прямо в поле. Впрочем, расчётные 30 км пробега на одном — это 2–3 часа катания по плотному снегу. И это уже действительно массовый продукт, который выпускается сотнями экземпляров! Даже с учётом немаленькой цены в 400 тысяч рублей.

1/3

Аккумулятор и двигатель открыты всем ветрам — и спокойно выдерживают даже попадание в воду

В перерывах между производством электробайков ребята занимаются конверсией частных бензиновых эндуро в электрические: «уставшие» мотоциклы получают вторую жизнь, а их владельцы — совершенно новые ощущения. В свободное время здесь развлекаются, например, тем, что собирают самодельные электровелосипеды — с алюминиевой рамой, сложными подвесками и компактными моторчиками!

1/4

Производственный цех лаборатории Emax занимается в том числе конверсией бензиновых мотоциклов в электрические

А ещё мы обнаружили в цеху заготовки для сноурайдеров — снегоходов на базе мотоцикла. Вместо заднего колеса у них длинная гусеница, а спереди — широкая лыжа. Но если традиционные сноурайдеры строятся на базе мотоциклов-эндуро путём замены заднего колеса на гусеничный движитель, то рама конструкции Emax изначально собирается вокруг электромотора и гусеницы: водитель сидит не перед, а над движителем, что позволяет приблизить управляемость сноурайдера к мотоциклетной.

1/2

Наверное, все компоненты просто закупают в Китае, а в России только устанавливают? Или нет?

Нет! Конечно, совсем без компонентов из КНР не обошлось. Но без них сейчас, кажется, не обходится ни одно производство. Если китайские электродвигатели никакой адаптации не требуют (они просты по конструкции и не боятся суровых условий), то с аккумуляторами работы намного больше. Когда-то парни из Emax начинали с производства просто более ёмких и надёжных батарей для уже существующей техники, но сейчас для мотоциклов DWX и техники Eliq им приходится делать совершенно новые сборки в разных форм-факторах. При этом и требования к надёжности батарей стали другими: они должны работать в любых температурах, выдерживать сильную тряску и попадание в воду.

Как рассказывает директор лаборатории и сооснователь компании Emax Максим Дзвониский, CATL-ячейки подбирают, исходя из стабильности характеристик, собирают в нужный формат, заливают компаундом и упаковывают в корпус требуемого формата, на который, если нужно, монтируют контроллеры и дисплеи. Мелкие пластиковые детали для сборок выпекают тут же — на 3D-принтерах собственного (!) производства.

1/4

Emax делает разные батареи. Например, такие — для расширения возможностей «чужой» китайской техники: они ставятся на место штатных и обеспечивают больший пробег

Алюминиевые корпуса для батарей варят на слесарном производстве. В небольшом ангаре пилят, гнут и режут железные профили, приваривают друг к другу алюминиевые детали, фрезеруют элементы корпусов редукторов и электромоторов.

Здесь почти всё делают своими руками на несложных станках и из российского металла. Правда, первые образцы заготовок для рам с хитрым профилем Emax заказывал в Китае, но потом нашёл местного поставщика. А вот элементы для батарей пока только китайские, других не найти.

1/6

Корпуса для аккумуляторов делают из алюминиевых панелей, которые варят аргоном

За кадром остаётся работа программистов, которые занимаются адаптацией своей электроники к фирменным бортовым системам и блокам управления.

Можно ли ездить на технике Eliq каждый день?

Можно, если это белый smart, мелькающий на некоторых фотографиях. Эта машина — немного хулиганский проект главы Emax Андрея Бойко с мотором от Nissan Leaf! И, судя по ощущениям, тут уже не штатные ниссановские 109 л.с., а несколько больше. В режиме «газ в пол» лёгкая трёхдверка, может, и не потрясает динамикой, как топовая Tesla, но разгоняется более чем убедительно. И при этом остаётся совершенно привычной в управлении. Андрей ездит на нём каждый день, и делает это действительно быстро. Проблема только в том, что эта переделка никак не оформлена.

1/2

Этот smart несёт в заднем свесе мотор от Nissan Leaf — перенастроенный и более мощный

Вопрос документации для подобной техники вообще сложный. С одной стороны, существуют сертификаты на батареи. С другой, сертифицировать и оформить мелкосерийный транспорт для выезда на дороги общего пользования почти невозможно — поэтому с законом он не конфликтует только до тех пор, пока находится в статусе средства для спорта и отдыха. 

На пути к массовости есть два связанных между собой препятствия — цены и скромные возможности производства. Спрос на дорогие, но прикольные игрушки пока умеренный, а для того, чтобы сделать их более доступными, нужно инвестировать в расширение производства и делать его поточным. Пока таких возможностей у горстки увлечённых людей нет. Но кто знает, чем закончится простое увлечение, когда все вокруг распробуют забавные электрички и побегут менять двигатели внутреннего сгорания на электромоторы?

Впечатлены историями героев проекта «Все свои»? Задумываетесь о собственном бизнесе — большом или не очень, и не обязательно связанном с машинами? У банка для предпринимателей и предприятий «Точка» есть для вас специальное предложение, действительное до конца сентября, — первые три месяца обслуживания счёта бесплатно по промокоду AutoRu!

«Точка» избавит от множества рутинных забот: возьмёт на себя регистрацию бизнеса, ведение бухгалтерии и налоговой отчётности, а также работу с тендерами. А если останутся вопросы, то поддержка «Точки» всегда придёт на помощь!

Банк поможет с рекламой вашего бизнеса в интернете, запустить продажу ваших товаров на маркетплейсах, найдёт новых контрагентов, а также позволит расширить круг полезных бизнес-знакомств с помощью бесплатного сервиса Нетворк. Не запрещайте себе мечтать!


Как вам идея электрического снаряда для развлечений?

Почитать ещё