Удивительные факты про Энцо Феррари, которые вы (скорее всего) не знали

60 тысяч оборотов, итальянские корни и трагический финал: чем запомнился концепт-кар Chrysler Turbine
Подборки

Михаил Медведев

Прототипы и концепт-кары не попадают на конвейер по множеству разных причин: от отсутствия финансирования до неудачного дизайна. Но особенно обидно, когда получается так, как с революционным Chrysler Turbine. Сегодняшний герой рубрики «Старые, но не бесполезные» должен был стать прорывом, а закончил жизнь под гидравлическим прессом.

Уже во время дебюта он был доступен для тест-драйва

Удивительно в этом автомобиле если не всё, то многое. Например, пробную поездку на Chrysler Turbine мог совершить любой посетитель Нью-Йоркской всемирной выставки 1964 года! И именно в павильонах парка Флашинг-Медоус, по сути, и состоялась мировая премьера модели. 

Каждый участник тест-драйва, к слову, оставлял след в истории. Ведь он был среди первых людей в мире, кто пробовал в деле автомобиль с газотурбинным двигателем!

Под капотом этого «Крайслера» стоял почти авиационный мотор

Сегодня в эпоху всеобщей электрификации сложно поверить, что в середине XX века конкуренцию двигателям внутреннего сгорания составляли не электромоторы, а газотурбинные двигатели (ГТД)! Да-да, прямые родственники авиационных моторов — индустриального стандарта современных пассажирских лайнеров и военных самолётов.

1/3

Принцип работы «воздушного» и «наземного» ГТД почти одинаковый: в камеру сгорания попадает сжатый воздух, который смешивается с топливом и воспламеняется. Затем раскалённые газы раскручивают лопасти турбины и она вращается. Очень-очень быстро. И если в самолёте компрессор прогоняет воздух через весь двигатель, создавая воздушную струю, которая толкает воздушное судно, то на автомобиле к валу ГТД можно подключить коробку передач, обеспечив связь с колёсами.

Chrysler продвинулся в освоении таких моторов дальше всех

Вся суть в том, что газотурбинный двигатель компактнее и легче ДВС. В нём меньше подвижных деталей и деталей вообще. Он лишён вибраций и непривередлив к типу топлива — может работать на бензине, керосине, дизтопливе и даже на спирте. А ещё при схожей мощности ГТД намного более тяговитый, чем двигатель внутреннего сгорания. 

Минусы, правда, тоже есть. Прежде всего — высокая температура выхлопа и отсутствие режима торможения двигателем. Тем не менее потенциал газовых турбин воодушевлял многих автомобильных конструкторов. И тех, кто работал в фирме «Крайслер», в особенности.

Лишь третий по объёмам выпуска среди Большой детройтской тройки, Chrysler всегда считался американским фаворитом по инновациям. Логично, что осенью 1953 года именно под капотом «крайслеровского» автомобиля — серийного хардтопа Plymouth Belvedere — появился газотурбинный мотор CR1. Агрегат установили для проведения ходовых испытаний.

И тогда такие разработки были в тренде. В 1950-х годах с газовыми турбинами экспериментировали многие — Rover, FIAT, Ford и General Motors. Но именно творческие планы «Крайслера» оказались самыми далеко идущими.

Необычным мотором оснастили фантастический концепт-кар

Группа инженеров под руководством Джорджа Хюбнера планомерно совершенствовала конструкцию ГТД, избавляясь от врождённых недостатков и подчёркивая естественные достоинства. С каждой новой экспериментальной моделью представители прессы всё чаще задавали вопрос «Когда уже можно будет купить автомобиль с ГТД?». Наконец, в «Крайслере» решили, что пора!

1/4

Chrysler Turboflite

В 1961 году компания представила концепт-кар Turboflite. Футуристичная двухдверка — одна из последних работ знаменитого «крайслеровского» дизайнера Вирджила Экснера. В этом автомобиле удивляло вообще всё: подъёмный фонарь крыши как на боевом истребителе, монструозное антикрыло, обратный наклон передних стоек крыши, крайне необычное решение передних крыльев. Главное — «Турбофлайт» был полностью ходовым прототипом и приводился в движение газотурбинным мотором нового поколения с индексом CR2A.

Chrysler планировал серийный выпуск газотурбинных автомобилей

Но «Турбофлайт» был только присказкой, а сказкой обещал стать Chrysler Turbine — первый автомобиль с ГТД, на котором разрешили поездить обычным людям.  

Одни только его технические характеристики могли уронить любую челюсть. И если 130 с небольшим лошадиных сил не сильно впечатляли даже в 1960‑х, то 576 Нм крутящего момента шокируют и сегодня!

А ещё «Турбин» был очень красивым. Дизайн двухдверного хардтопа рисовал уже новый шеф-дизайнер Chrysler Элвуд Энгел — бывший «фордовский» стилист явно черпал вдохновение в пропорциях созданного им же «Тандербёрда» 1958 года. В некоторых кругах Chrysler Turbine иронично называли «Энгелбёрдом». Но выглядел «Турбин» и правда великолепно.

1/9

Образец сдержанного вкуса и едва ли не идеальных пропорций, Turbine получил невероятное оформление задней части кузова — напоминающее не то хвостовую часть реактивного самолёта, не то корму космического корабля. На нетрадиционный тип силового агрегата под капотом намекала и передняя оптика. В затейливом рисунке фар читаются аллюзии на лопатки газотурбинного двигателя.

1/3

Салон удивлял не меньше. В комбинации приборов появился пирометр — для измерения температуры выхлопа. А привычный тахометр был градуирован до 60 тысяч оборотов в минуту! Научная фантастика для обычного бензинового мотора, но норма жизни для ГТД.

Полсотни уникальных Крайслеров бесплатно выдавали на длительный тест-драйв

Несмотря на дороговизну — себестоимость каждого экземпляра Chrysler Turbine на нынешние деньги превышала 400 тысяч долларов! — полсотни машин раздали на бесплатные тест-драйвы. А как ещё узнать об особенностях эксплуатации необычной силовой установки в реальной жизни?

И отзывы в целом пошли положительные. Да, некоторые водители жаловались на сложную процедуру запуска (нужно было совершить восемь последовательных действий) и запаздывание при нажатии педали газа. Зато отсутствие вибраций, уверенную динамику (в зависимости от типа горючего — от 9 до 12 секунд до 100 км/ч), топливную всеядность отмечали все. Говорят, машина ездила даже на текиле! Удивительно, но и с надёжностью всё было тип-топ. И это на совершенно новой модели.

Однако столь масштабный эксперимент закончился ничем. К проблемам с высокой температурой выхлопа — в жаркую погоду «Турбины» на светофорах растапливали асфальт чуть ли не до жидкого состояния — прибавился и низкий уровень экологичности. В середине 1960-х этот параметр стал всё сильнее беспокоить американские надзорные органы. Короче говоря, газовым турбинам «Крайслера» требовалась дальнейшая доводка. 

Их осталось всего девять, но судьба одного неизвестна

Эксперименты с ГТД в «Крайслере» затухли лишь к концу 1970-х — когда у компании закончились деньги. Про «Турбины» к тому времени все тоже успели позабыть.

Формально Chrysler Turbine был импортным товаром: кузова изготовили специалисты итальянского ателье Ghia. В Штатах на них оформили лишь временный ввоз — на время того самого длительного тест-драйва. Затем компания должна была оплатить налоговую пошлину, вывезти машины из страны или уничтожить. К сожалению, в «Крайслере» выбрали наихудший из вариантов. Большинство из 55 экземпляров газотурбинного хардтопа сгинули под тяжестью гидравлических прессов.

Лишь девять машин сохранили в качестве исторических артефактов. Восемь экземпляров Chrysler Turbine сейчас находятся в американских музеях, а судьба ещё одного выжившего неизвестна.


Как вам идея с двигателем от самолёта?

Почитать ещё