Приложения для водителей: что должно быть в телефоне автомобилиста

Авария на магистрали: можно ли отъехать на обочину, чтобы не спровоцировать новое ДТП? Отвечает юрист
Разбор

Владислав Жук

Повторные аварии, когда кто-то врезается в остановившиеся после ДТП машины, бывают страшными — потому что происходят внезапно и на большой скорости. Всегда ли надо ждать инспекторов на дороге или будет правильнее быстрее её покинуть?

«На трассе отвлёкся и догнал едущий впереди автомобиль. Начали выставлять знаки и еле увернулись от проносящейся мимо машины. Аварийный знак — в лепёшку, сами чуть не оказались под колёсами. Решили съехать на обочину и там оформили Европротокол. Потом друзья сказали, что за это можно было лишиться прав. И как надо было поступать?»

Владислав Жук

Адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнёры»:

В повторных авариях часто страдают водители и пассажиры, причём в статистику они попадают как пешеходы. А покидать место ДТП водители боятся, ведь пункт 2.5 ПДД требует при аварии включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и запрещает перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Оставление места ДТП водителем (неважно — виновным или невиновным) является наказуемым. В соответствии с п. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, это лишение права управления на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

С другой стороны, закон не запрещает съезд на обочину после ДТП! Потому что, исходя из судебной практики, оставление места ДТП — это осознанное покидание водителем места происшествия как на автомобиле, так и без него. А пере­мещаться самому или на автомобиле с проезжей части на обочину не запрещается, если это происходит на глазах второго водителя и иных участников ДТП. Например, часто прямо в момент несерьёзных ДТП водители пытаются завершить манёвр после столкновения именно съездом на обочину.

Второй важный момент — это понятие «крайней необходимости», описанное в ст. 2.7 КоАП: состояние, когда допускается причинение ущерба ради того, чтобы предотвратить более существенный ущерб, если его опасность не может быть устранена иными средствами. И съезд на обочину на скоростных магистралях после ДТП можно трактовать именно как крайнюю необходимость! Когда весь поток движется на высокой скорости, легко не заметить ДТП и врезаться в стоящие посреди проезжей части автомобили.

Судебная практика чаще всего решает такие спорные ситуации в пользу водителей — особенно если дело доходит до судов высоких инстанций. Поэтому, когда поток машин представляет реальную опасность — смело съезжайте или как минимум уходите с места вместе с пассажирами. Последующие разбиратель­ства — ерунда в сравнении с той угрозой, которую может представлять поток несущегося транспорта.



Как поступали в таких случаях?

Почитать ещё