Многие автомобили со временем приобретают коллекционную ценность. Но для этого, как правило, необходимо выполнение нескольких условий. Например, машина должна быть редкой. Хотя бы поэтому за ВАЗ-2108, -2109 и -21099 никогда не выстраивались очереди из коллекционеров. Но, кажется, у «зубила» всё же есть шанс стать уважаемым янгтаймером! Хотя бы из-за тех экземпляров, которые продаются или продавались на Авто.ру.
Почти сорок лет назад этот автомобиль одним внешним видом будоражил воображение отечественных автомобилистов. Да и в техническом плане было чем удивить — поперечное расположение двигателя, передний привод... «Восьмёрка» выпускалась с 1984 года, и тогда она оснащалась карбюраторным мотором объёмом 1,3 литра и мощностью 64 л.с. Моторы 1.1 шли на экспорт, а двигатели 1.5 на 73 л.с. появились только в 1987 году.
На Авто.ру необычные экземпляры 2108 появлялись несколько раз. Например, в апреле 2021 года в составе целой коллекции из 16 отечественных автомобилей. Цена всего набора составляла 16 000 000 рублей. То есть та-самая-«восьмёрка» стоила примерно миллион рублей.
В мае 2021 года в продаже появился редкий кабриолет. По словам продавца, машина была сделана для продажи в Бельгии, а тираж таких кабриолетов не превысил 500 экземпляров. За полностью отреставрированный автомобиль с оригинальной магнитолой Тонар, родным 70-сильным двигателем и механической коробкой просили 1 150 000 рублей.
«Девятка» появилась в 1987 году, и на неё сразу начали устанавливать усовершенствованный восьмиклапанный двигатель и пятиступенчатую коробку передач.
Нетронутые 2109 бывают на Авто.ру с завидной регулярностью, а цены на них могут удивить даже коллекционеров настоящих раритетов. Так, в 2021‑м опубликовано объявление о продаже вишнёвой короткокрылой «девятки» 1991 года выпуска на литых незаводских дисках. Внутри — полный сток: серый салон и тёмно-серая низкая консоль. На одометре — 6399 километров пробега, а заднее сиденье сохранило заводскую плёнку. Продавец готов был расстаться с автомобилем за миллион рублей.
Предложение на полмиллиона дороже появилось в ноябре прошлого года в Ростове-на-Дону. «Капсула времени» вишнёвого цвета на заводской резине БЛ и номерах старого образца была выпущена в 1992 году. Правда, этот автомобиль явно требовал внимания.
Вдвое дороже на продажу была выставлена машина 1997 года с пробегом в 10 километров. По словам продавца, автомобиль не проходил предпродажную подготовку и не вставал на учёт. Хэтчбек продавался в комплектации люкс, то есть с высокой центральной консолью и… электрическими стеклоподъёмниками!
Но дальше всех зашёл продавец из Тольятти. За новую 2109 он попросил 7 000 000 рублей! Машина 1992 года с 1,3-литровым мотором тоже не проходила предпродажную подготовку и сохранила оригинальные заводские пломбы. На ней до сих пор не установлены дворники и зеркала заднего вида. Кстати, эту «девятку» ещё можно купить — объявление до сих пор актуально.
Первый переднеприводный седан ВАЗа встал на конвейер в 1990 году. Он миновал эпоху коротких крыльев, а также первым получил инжекторный мотор. Каких-то серьёзных технических изменений (помимо торчащего сзади багажника) машина не претерпела.
Сразу один важный факт: «девяносто девятые» появляются в продаже не только в России. Так, продавец из Минска хотел расстаться с машиной с пробегом 732 километра за миллион рублей. По фотографиям истинное состояние экземпляра определить сложно, но, со слов хозяина, машина всё время с момента выпуска в 1993 году хранилась только в гараже.
В казахском городе Шымкент продавалась серебристая машина 2001 года выпуска с пробегом 1024 километра. За неё хотели выручить 5,7 миллиона тенге (около миллиона рублей по курсу 2020 года и 1,4 миллиона рублей по текущему курсу). Она оснащена карбюраторным 1,5-литровым двигателем мощностью 72 л.с. и рестайлинговой центральной консолью, которая устанавливалась на модели 2113, 2114 и 2115.
За чёрный инжекторный седан 2004 года выпуска, который попал в продажу летом прошлого года, хотели выручить 950 000 рублей. За эти деньги новый хозяин получил нетронутый временем экземпляр с пробегом 1300 километров. Из опций на борту имелись корректор фар, задние противотуманные фонари и аудиоподготовка.