Россияне готовы отказаться от гарантии ради бренда: опрос Авто.ру

Как оживить 28-летний Toyota RAV4 своими руками: дневник трат
Разбор

Вячеслав Залевский

О машине

Марка и модель: Toyota RAV4
Год выпуска: 1994
Комплектация: неизвестна
Пробег: 364 000 км
Город: Ясногорск, Тульская область

О владельце

Возраст: 35 лет
Стаж вождения: 16 лет
Род занятий: сфера IT

Машина мечты

Год владел «Нивой», но не хватило мне нервных клеток, чтоб обслуживать это чудо русского автопрома. Машина сама по себе была нормальная, но качество деталей никуда не годится. В итоге «Ниву» продал.

Вместо неё купил мечту детства — Toyota RAV4 первого поколения. Всегда хотел именно первый Рафик, причём «коротыш». Ещё владея «Нивой», активно искал подходящий вариант. Живые экземпляры стоили от 350 тысяч. Столько денег у меня не было, поэтому взял под восстановление, с одним хозяином в ПТС. На фото он был, конечно, ужасен, но воображение уже рисовало его готовым и блестящим. Быстро продал свою «Ниву» 2002 года выпуска, добавил немного и полетел за мечтой с пробегом 312 тыс. км, которую купил за 200 тысяч рублей. Домой ехал улыбаясь как дурачок всю дорогу.

Условия эксплуатации

Автомобиль ездит каждый день и много. Бездорожье тоже видит частенько, так как люблю фотографировать природу. Пробег за год получается где-то 20-25 тыс. км. Процесс восстановления машины мечты начался в первый год владения.

Обслуживание

Основную часть работ, в том числе и кузовных, делаю самостоятельно. Необходимый опыт и место для ремонта у меня есть. Удобно, когда за результат отвечаешь только перед самим собой.

Регулярные расходы 

Техническое обслуживание

Траты за год: 12 000 руб. 

Замену масла делаю каждые полгода. Стандартное ТО обходится примерно в 6 тысяч. 

Заправка

Траты за год: 98 000 руб.

Расход по трассе около 10 литров. В городе, в зависимости от времени года, Рафик потребляет около 13–15 литров. Заправляю АИ-92.

Мойка

Траты за год: 32 000 руб.

Все свои машины всегда мою на мойках самообслуживания, так как всё промываю лучше и тщательнее, чем мойщики. В зависимости от погоды мою Рафик примерно 1–2 раза в неделю. За раз трачу от 300 до 500 рублей.

Шиномонтаж 

Траты за год: 0 руб.

У меня два комплекта резины, чтобы каждый сезон не платить за шиномонтаж. Смену колёс делаю самостоятельно.

Страховки и налоги

Траты за год: 8110 руб.

Полис ОСАГО обошёлся в 4350 рублей. Налог — 3760 рублей.

Дневник трат за первый год владения

Июнь 2021 г.

Траты сверх регулярных расходов: 1330 руб.

5 июняНачал приводить машину в порядок. Заменил пыльники ШРУСов. Управился за вечер пятницы и утро субботы. Действовал по проверенному плану. Сначала ездил к знакомым в грузовой шиномонтаж, чтобы мощным пневмогайковертом отвернуть гайки ступицы и не мучиться дома, теряя время.

1/2

Сами пыльники снимал через внутренний ШРУС. На левом была небольшая трещина. Справа всё было гораздо хуже. -830 руб.

9 июняСлучайно нашёл в закромах кусок серого кожзама. Он остался после того, как перетягивал двери на одной из прошлых машин — Toyota Camry XV20. Решил немного освежить салон RAV4, тем более что родные вставки на дверях были сильно царапанные, а пассажирская ещё и с трещиной.

По работе всё просто. Сначала снял дверные карты, потом вставки. Намазал их клеем, обтянул и закрепил с обратной стороны с помощью степлера. Получилось отлично. -0 руб.

24 июня. Выдался отпуск, и я начал заниматься уставшим кузовом. Задние арки отсутствуют напрочь, как и правый порог. 

1/2

Начал с левой арки, так как с ней больше возиться из-за горловины бензобака. На неё потратил почти три дня. Каркас для арки делал из прутка 12 мм, к нему варил кромки, внутренние и внешние. Потом буду обрабатывать кислотным грунтом, акрилом и шовным герметиком плюс антигравием с пушсалом. Внутрь тоже залью пушсало. Считаю, что это лучший антикор для полостей. Не сохнет абсолютно и расползается. -500 руб.

25 июняПродолжил работы по кузову. Дело дошло до крыши и передних стоек. На левой был сквозной рыжик. Вырезал и заварил. Всё вычистил, укрыл «кислотником», акрилом и выровнял шпаклей.

RAV4 у меня будет двухцветным. Основной цвет — «Аквамарин 460». Стойки покрашу в чёрный металлик под лаком. По мне — отличная комбинация. -0 руб.

30 июня. Начал делать правую арку. Застарелой и обширной ржавчины тут оказалось гораздо больше. Но отступать уже некуда. Вся труха была вырезана, а всё, что нужно, — заварено. Левая арка прошла боевое крещение — поездку по трассе в ливень. Всё чисто и сухо. Здесь будет не хуже. -0 руб.

Июль 2021 г.

Траты сверх регулярных расходов: 2100 руб.

8 июляПриступил к правому порогу. Начал с него, так как он отсутствовал напрочь — остался только усилитель, да и от него порядочного куска сзади не хватало. Для замены взял профтрубу 100×100×3 мм. Получилось очень крепко. -900 руб.

12 июля. Решил отвлечься от кузовных будней и заменить масло в двигателе. Купил Lukoil Luxe 10W40. Пока поезжу на нём — надо, чтобы отмылся мотор, ведь при замене вместо масла слилась какая-то жижа, похожая на гудрон. Думаю ещё две замены сделать с интервалами в 4–5 тыс. км. Потом перейду на 5W30. -0 руб (расходы включены в регулярные).

14 июля. Закончил арки внутри и снаружи. Переварил кусок днища справа. Остался один левый порог, но он практически целый. Правое крыло — однозначно под замену. Также пришли задние подкрылки от Chery Tiggo. Нужно будет поставить и подогнать. -1200 руб.

19 июля. Наконец-то закончил сварку. Буду потихоньку готовить Рафик к покраске. Также поставил-то, о чём много думал после покупки, — декоративные пороги из 76-й трубы. -0 руб.

1/2

Август 2021 г. 

Траты сверх регулярных расходов: 3600 руб.

12 августа. Пока кузов готовится к покраске, решил заменить стучащие задние амортизаторы. Старые были в удручающем состоянии. Купил пару амортизаторов HOLA. Так же купил и установил проставки под задние пружины: детали от «Нивы» подходят идеально. После всех манипуляций RAV4 стал гораздо приятнее ехать по плохой дороге, да и в повороты теперь входит интереснее. -3000 руб.

1/2

17 августа. Из всех ламп в салоне работало только три на приборной панели и одна на кнопке аварийной сигнализации. Надо исправлять. Купил пару метров светодиодной ленты, снял приборку, все внутри отмыл, оттёр и приклеил ленту. Припаял к выводам для лампы освещения приборки. В панель отопителя тоже приклеил ленту. -600 руб.

Сентябрь 2021 г. 

Траты сверх регулярных расходов: 3000 руб.

8 сентября. Заказал накладку на петлю крышки багажника. Больше тысячи рублей за простой кусок пластика — это, конечно, грабёж, да и срок доставки немаленький. Зато оригинал. Так же купил в двери пару недорогих динамиков «Урал». -3000 руб.

Октябрь 2021 г. 

Траты сверх регулярных расходов: 24 200 руб.

4 октября. Завёл с утра машину, пока протирал стёкла, Рафик издал какой-то странный звук и заглох. Изучил ситуацию под капотом и выяснил, что оборвало ремень ГРМ. А ведь предыдущий хозяин пяткой бил себя в грудь, утверждая, что ремень и ролики новые. 

Хорошо, что это случилось в гараже. Запчасти заказал с запасом: ремень, ролики, сальники, помпу, уплотнительное кольцо маслонасоса. И правильно сделал, когда разобрал, то увидел, что помпа гремит в руках, как и все ролики. Сальник маслонасоса течёт, а сальник коленвала мокрый. -5700 руб.

8 октябряЗаменил все расходники, связанные с ГРМ. Подушку двигателя не снимал, всё отлично поменялось. В процессе замены выяснилось, что ранее кто-то неаккуратно снимал шкив коленвала и сломал кромку, которая с меткой. Пришлось выставлять по шестерне, потом наживлять шкив. После выставил новую метку на внешней плоскости шкива с помощью полотна по металлу. Сделал прорезь 2 мм глубиной, похожую на штатную. Перед запуском метки проверял не меньше пяти раз. Двигатель завёлся с пол-оборота. Звук приятный, не то что раньше. -0 руб.

12 октября. Закончил покраску. По материалам обошлась всего в 5500 рублей. Опыт — бесценен.

Заказал расширители арок, чтоб потом установить назад подкрылки, да и для красоты тоже. Подкрылки взял от фирмы TORBIK. Чтобы встали аккуратно, пришлось немного подрезать передние в районе бампера, а задние около порога. Теперь жду проставки для колёс. -11 500 руб.

26 октября. Наконец-то дошли руки до задних подкрылков, которые были давно куплены. С установленными расширителями они встали почти идеально, только в паре мест грел феном. Кромку подкрылков распрямлял тоже с помощью фена, иначе смотрится криво. Саморезы поставил чёрные, чтобы их не было видно.

Перед установкой под подкрылками и расширителями всё промазал толстым слоем смеси пушсала с маслом и мовилем. Заодно установил проставки — на 20 мм спереди и 30 мм сзади. -7000 руб.

Ноябрь 2021 г. 

Траты сверх регулярных расходов: 16 550 руб.

4 ноября. Купил оригинальные диски от третьего RAV4. Состояние идеальное. Параметры — R17 6.5J ET45 R17. Буду использовать их зимой. -4000 руб.

8 ноября. С момента покупки водительский стеклоподъёмник работал как-то странно. Мог просто остановиться и не до конца опускал стекло. В конце концов он умер окончательно, оставив напоследок щель в полтора сантиметра. Попытки поднять его руками не увенчались успехом. Начал искать деталь для ремонта. Удалось найти за адекватные деньги, в идеальном состоянии и без пробега по РФ. -1500 руб.

9 ноября. Двигатель страдал недержанием. Поскольку источник было не определить, то заказал сальники на свечные колодцы, прокладку крышки и прокладку заливной пробки. Взял карбклинер, тряпки, бензин и приступил. Все прокладки были в отвратительном состоянии. Также заменил сломанный щуп. -1950 руб.

19 ноября. Прошло 4 тыс. км, а значит, пора заменить масло. Взял на пробу масляный фильтр Nitto. -0 руб.

20 ноября. Поменял рулевые наконечники. Левый был очень изношен, даже колесо болталось и начало есть резину. Старые легко снялись, всё открутилось. После замены сразу поехал на сход-развал. -1400 руб.

26 ноябряСтал сильно течь радиатор, пора менять. Поскольку кондиционера у меня нет, то замена очень простая и быстрая. Радиатор брал Auradia. Фирма проверенная, никогда не подводила. -7000 руб.

30 ноября. Состояние задних фонарей было просто кошмарное. Все крепления сломаны, отражатели осыпались. Обновлённые фонари мне совсем не нравятся, поэтому купил подержанные от дорестайлинга. После реставрации и установки понял, что сделал всё правильно. -700 руб.

Декабрь 2021 г. 

Траты сверх регулярных расходов: 35 200 руб.

12 декабря. Появились рывки при сбросе газа и при включении задней передачи. Поменял подушки заднего редуктора, но ничего не изменилось. Ударов в трансмиссии нет, просто очень сильные толчки при движении задом, как будто мотор пытается выпрыгнуть. При трогании вперёд никаких ударов или толчков нет. На ходу при сбросе газа тоже клюёт носом, даёшь газ, снова толчок вне зависимости от передачи. Что делать непонятно. -7700 руб.

21 декабря. Обороты на холостом ходу плавали уже давно, но в последнее время проблема усилилась. Решил почистить дроссельную заслонку. Судя по состоянию крепежа, до меня этого не делал никто. Заслонка была ужасно грязная, на очистку ушло два полных баллона очистителя.

В мешке с запчастями, которой мне отдали вместе с машиной, нашёл некий датчик положения дроссельной заслонки. Сравнил с тем, что был установлен, — похож. Решил поставить. В результате полностью пропали толчки при сбросе газа и ускорении. Осталось решить проблему с задним ходом. -500 руб.

24 декабря. Получил летнюю резину. Вместо шоссейной будет AT Roadkruza RA1100. Резину брал во Владивостоке с доставкой. -27 000 руб.

Январь 2022 г. 

Траты сверх регулярных расходов: 3800 руб.

17 января. Пришёл новогодний подарок от любимой жены — задний спойлер. Вчера уже поставил, уж очень не терпелось. Через пару дней покрасил в цвет кузова и установил, подключив стоп-сигнал. Смотрится супер! Именно то, чего не хватало. -3000 руб.

25 январяС машиной до меня происходили неведомые вещи. Например, на центральной консоли были установлены кнопки непонятного происхождения, часть из которых не работала. Заказал вместо них оригинальные заглушки.

Также сделал нормальное освещение салона, а то ни одна лампа не горела. Снял плафоны, отмочил в тёплой воде и с моющим средством отмыл до блеска. Лампы поставил из тех, что были в наличии в гараже. -800 руб.

Февраль 2022 г. 

Траты сверх регулярных расходов: 0 руб.

8 февраля. Утром не завелась машина. Решил, что дело в трамблёре, но оказалось, что от времени устал датчик температуры охлаждающей жидкости. Поискал в своих запасах и нашёл нужную деталь с контрактного мотора моей бывшей Toyota Carina E. Состояние идеальное, подошёл как родной. Рафик завёлся с пол-оборота. -0 руб.

Март 2022 г. 

Траты сверх регулярных расходов: 43 420 руб. 

7 марта. Пришла пора заменить тот кривой, переваренный и покрытый килограммами шпатлёвки кошмар, что служил мне вместо задней двери. Заказал дверь на разборке во Владивостоке. По приходу разобрал, покрасил и установил. Для полной гармонии заказал квадратный номер. -14 000 руб.

14 марта. Решил перед летом провести большое ТО тормозной системы. Заменил все колодки, всё отчистил, спереди направляющие были в ужасном состоянии, заказал ремкомплект. Задние барабаны почистил и покрасил в чёрный цвет, чтобы как с завода. -5920 руб.

15 мартаПодрамник был в таком состоянии, что рычаги держались просто на честном японском слове. Разбор показал, что живых мест там просто нет, но открутилось всё нормально. Подрамник поменял, заварил торцевые отверстия, чтоб грязь больше не попадала туда, всё пролил горячим пушсалом, чтобы на века. Когда прокатился, то машину просто не узнал. Попутно поменял заднюю подушку двигателя. -8000 руб.

21 марта. Восстановил выхлоп. Для этого была куплена гофра глушителя, средняя часть и задняя банка. Так же купил и вварил датчик кислорода от Toyota Ipsum. С гофрой очень долго провозился, так как полуавтомата у меня нет, а разбирать не хотелось. После замены Рафик стал очень приятно урчать, нет дребезга и хлопков при сбросе газа, на ходу в машине стало довольно тихо, даже с учётом отсутствия шумки. -5000 руб.

30 марта. Поменял передние рычаги. Состояние сайлентблоков было печальное. На обоих рычагах были переварены крепления стоек стабилизатора, причём не так, как должно быть.

Также сменил поперечные задние рычаги и кардан, который был куплен ещё перед Новым годом. Болты на нижних рычагах открутились легко, а вот развальные втулки намертво прикипели. Пришлось вооружиться болгаркой. Состояние шаровых повергло меня в шок: за 28 лет их явно никто не менял, левая просто развалилась в руках. Как держались колёса — непонятно. С верхними рычагами всё было лучше, кроме болтов, которые тоже прикипели к сайлентблоку. После сборки прокатился — машина стала ещё собраннее, в повороты Рафик аж вкручивается. -10 500 руб.

Апрель 2022 г. 

Траты сверх регулярных расходов: 3200 руб.

27 апреля. Начал исправлять последствия прошлогоднего быстрого и дешёвого ремонта. Заменил переднее правое крыло. Нашёл с маленьким дефектом, зато без единого следа ржавчины и всего за 1000 рублей. Удалось договориться с продавцом, чтоб он полуавтоматом заварил небольшой разрыв возле фары. Итого имеем отличное крыло почти даром. Доставка обошлась дороже самой детали. -3200 руб.

Май 2022 г. 

Траты сверх регулярных расходов: 3500 руб.

19 мая. Решил поменять подножки на более интересные и практичные. Купил трубу 57 мм, рифлёный алюминий и четыре отвода по 90 градусов. Остальное нашлось в гараже. За два вечера сварил и покрасил. -3000 руб.

23 мая. На выходных зачистил, загрунтовал и покрасил диски в чёрный металлик. Теперь Рафик просто выглядит просто шикарно. -500 руб. 

Что было дальше

Самая интересная из последующих доработок установка кнопки запуска двигателя. Самый серьёзный ремонт случился в конце лета, когда RAV4 пробило прокладку ГБЦ.

Траты за первый год

Регулярные: 150 110 руб.

Нерегулярные: 139 900 руб.

Итого: 290 010 руб.

Взялись бы восстанавливать Land Cruiser 100?

Почитать ещё