Модники. Geely Tugella против Haval F7x: сравнительный тест китайских кросс-купе

Слишком много но. Все плюсы и минусы УАЗ Patriot: подробный тест
Тесты

Михаил Николаенко

За 17 лет жизни УАЗ Patriot восемь раз давал поводы для обязательных тестов — благодаря регулярным комплексным и точечным обновлениям. Но и без обновлений у этой машины всегда была актуальной ключевая причина продолжения конвейерной жизни: этому автомобилю просто нет альтернатив за его цену. Тем более, в разгар кризисного 2022 года. Посмотрим, каким стал большой отечественный внедорожник сегодня?

УАЗ Патриот
1 545 000 – 2 140 000 ₽
Оценка: 3,2 из 5
Плюсы
  • Вместительность
  • Проходимость
  • Цена
Минусы
  • Высокий расход топлива
  • Невысокое качество
  • Необходимость доработок
Стоимость владения* в год при пробеге 17 500 км:
ОСАГО
13 300 ₽
КАСКО
83 100 ₽
ТО за год
7200 ₽
Транспортный налог
5250 ₽
Топливо
139 400 ₽
Итого
248 250 ₽

* Стоимость полисов и налог рассчитаны для водителя старше 22 лет и со стажем более 4 лет, проживающего в Москве

Сегодня кажется, что будущее УАЗа туманно: разработку новых моделей завод не ведёт и прямо сейчас готовится отдать часть площадей под сборку китайских машин. Впрочем, заводу к жизни в условиях неопределённости привыкать не нужно, и сегодня в Ульяновске продолжают выпускать свои автомобили. А самый главный из них — Patriot — уже второй месяц оказывается в топе продаж. Конечно, это происходит на фоне рухнувшего рынка и тотального дефицита, но именно в этой ситуации доступный автомобиль — как в смысле наличия, так и по стоимости — ценится особенно!

При этом с начала года УАЗ уже трижды поднимал цены. Последнее подорожание стало рекордным, и теперь Патриот стоит от 1 545 000 рублей. А у нас на тесте оказалась куда более дорогая версия — с «автоматом», в топовой комплектации и с набором опций. Цена такого автомобиля сегодня 2 203 500 рублей.

Интерьер

Интерьер Патриота принципиально не менялся с 2016 года, когда состоялось одно из наиболее масштабных обновлений модели. Именно тогда Патриот получил руль с регулировкой по высоте и по вылету, что значительно упрощает поиск удобной посадки для водителей различных комплекций. Правда, если баранка стоит в нижнем выдвинутом положении, то упитанному человеку попадать на водительское место непросто — между рулём и центральной стойкой остаётся маловато пространства. Позже машине добавили ручки на стойках, а в 2019-м стали доступны новые кресла, которые устанавливаются за доплату. 

Материалы отделки и качество сборки салона тоже прежние, что не очень хорошо: на картинках интерьер выглядит неплохо, а в реальности он одновременно грубый и хлипкий. Зато к обзорности нет никаких вопросов: посадка высокая, зеркала крупные, а стойки достаточно тонкие.

1/12

Современный интерьер Патриота на фотографиях выглядит неплохо, хотя центральная консоль кому-то покажется слишком пустой. Плохо, что собран он из довольно грубого и гулкого пластика. Зато есть полноценный климат-контроль и сенсорная мультимедийка. А единственная заметная претензия к эргономике — слишком низкий рычаг «автомата»

Практичность

Простор — одно из главных достоинств ульяновского внедорожника. На втором ряду предостаточно места как в ногах, так и над головой, да и втроём тут сидеть ничего не мешает: трансмиссионный тоннель едва-едва выступает из пола. В отсутствие третьего пассажира можно воспользоваться удобным высоким подлокотником. 

Здорово, что Патриот со временем оброс всякими приятными опциями вроде подогревов сидений и руля или электрообогрева ветрового стекла. Однако в машине, которая сходит с конвейера, решены не все бытовые вопросы. И если с нехваткой портов USB (в Патриоте всего один порт на весь салон, да ещё и упрятанный в бардачок) разобраться нетрудно, то, например, с нестабильно работающим климат-контролем сделать ничего не получится.

Багажник тоже хочется как-то облагородить, хотя по части вместительности к нему вопросов нет. Радуют и почти квадратный проём, и нормальная погрузочная высота. Немного портят отсек выступающие арки колёс, но в реальности это может помешать только при перевозке очень габаритных грузов. И в такой ситуации куда больше помех создадут задние сиденья, которые складываются с большущей ступенькой.

1/10

Почти ровный пол, простор и даже не низкий, как у многих рамных машин, диван. Никаких регулировок нет, но и без них на втором ряду Патриота нормально

Техника и надёжность

Масштабное техническое обновление УАЗ Патриот пережил в 2018 году, когда на машине появилось немало модернизированных агрегатов. Например, новый передний мост с более жёсткой рулевой трапецией и открытыми поворотными кулаками, двухлистовые рессоры сзади вместо трёхлистовых, а также новые сцепление и кулиса рычага механической коробки. Улучшена была и шумоизоляция.

Но более заметным апдейтом стал доработанный 2,7-литровый двигатель ЗМЗ, получивший приставку Pro. Он отличается усиленной головкой блока и жаропрочными клапанами, увеличенной с 9,1:1 до 9,8:1 степенью сжатия, изменёнными фазами газораспределения, новым выпускным коллектором и двухрядной цепью ГРМ, иной прокладкой поддона картера, которая должна предотвратить течи масла, иностранными клапанами. И этот мотор мощнее прежнего: 150 л.с. и 235 Нм против 135 сил и 217 Нм.

Завод обещает минимум 250 тыс. км пробега, но при хорошем обслуживании (например, мотор требует полусинтетику высоких классов по API) можно рассчитывать и на 350 тысяч. Судя по отзывам владельцев, до 100–150 тыс. двигатель ходит вообще без вложений, если не считать мелкие неисправности вроде откручи­вающихся от вибрации креплений навесных агрегатов. А дальше всё зависит от эксплуатации: например, у машин с ГБО к 150 тысячам начинаются ожидаемые проблемы с прогаром клапанов, хотя бензиновые без проблем преодолевают и эту отметку.

В 2019 году этот двигатель стали сочетать и с автоматической коробкой передач. Из-за габаритов «автомата» Патриоту пришлось немного переделать пол, отодвинуть назад раздатку и установить другие карданные валы. Кроме того, у силового агрегата появились новые опоры — они должны уменьшить уровень вибраций.

Опасаться «автомата» не стоит — это старый и проверенный агрегат General Motors 6L50, который впоследствии стал выпускаться бельгийско-французской компанией Punch Powerglide и использовался на автомобилях GM и даже на BMW. В случае с Патриотом важно то, что коробка имеет двукратный запас по выносливости: она способна переваривать до 300 л.с. и 500 Нм крутящего момента. В Штатах эту коробку ставили на мощные 8‑цилиндровые пикапы, так что запас надёжности у неё очень большой. С Патриотом она пройдёт не менее 300 тыс. км.

Считается, что этот «автомат» не любит езды на высоких скоростях, но на Патриоте быстро ездить и не хочется. Единственная рекомендация — чаще менять рабочую жидкость: не раз в 80 000 км, а хотя бы каждые 60 000 км пробега. Сам агрегат в России давно изучен, и с его ремонтом проблем нет. И то же можно сказать о цепной раздатке Dymos с электронным управлением, которая ставится на Патриот с 2014 года и уже зарекомендовала себя более тихой и надёжной в сравнении с механической. Главное, не злоупотреблять ездой по твёрдым покрытиям с подключённой передней осью!

А вот мелочами Патриот по-прежнему досаждает: есть проблемы с исправностью термостата, часто отказывают электронные компоненты, а у карданов, особенно при нагрузках на бездорожье, приходится периодически менять шлицы и крестовины. Шприцевания и смазка если и помогают, то ненадолго. А при очень жёстких нагрузках, бывает, ломаются даже полуоси, и тут всё сильно зависит от качества узлов. Хорошо хоть, что при последней модернизации Патриот избавился от слабых шкворней передней подвески.

В общем, на тему надёжности машин Ульяновского автозавода можно написать отдельное «руководство по эксплуатации». А реальное количество неисправностей, с которыми может столкнуться покупатель, зависит от качества сборки каждого конкретного автомобиля. Увы, обладатели УАЗов до сих пор встречаются даже с такими серьёзными дефектами, как криво сваренная на заводе рама. И у Патриота всё ещё есть склонность к коррозии — комплексная обработка внедорожника просто необходима, и делать её нужно сразу после покупки. Даже у свежей тестовой машины уже появилась ржавчина на внутренней поверхности капота. 

Главная рекомендация в отношении двигателя и сопутствующих узлов — обращать внимание на состояние и защиту проводки. А также на систему охлаждения — на работу термостата и качество шлангов (судя по многочисленным отзывам, их лучше поменять ещё перед первой зимой). Много неудобств доставляет и быстро «устающая» помпа. Но это лишь самые базовые рекомендации — на деле советов по самостоятельной модернизации подкапотного содержимого на порядок больше и изучать их по форумам придётся долго.

Езда

Масштабные апдейты 2018 года положительно сказались на повадках Патриота, хотя не изменили его характер в корне. И если пересесть в него из кроссовера, то ощущать себя будешь водителем грузовика: руль налит густым искус­ственным усилием, но связь с колёсами совершенно невнятная. На небольшие отклонения руля машина почти не реагирует, а потом резко меняет курс. Прямую внедорожник держать не может: даже на небольшой скорости он плавает по полосе, заставляя постоянно подруливать, и реагирует на любые неровности, колею и волны асфальта, смещаясь с траектории. С ростом скорости всё это только усугубляется.

Продолжительные поездки за рулём ульяновского внедорожника вообще сильно утомляют, особенно с непривычки. Несмотря на все старания конструкторов, Патриот по-прежнему очень шумный автомобиль. Даже при том, что в общей какофонии звуков уже не участвуют шестерни механической коробки…

И именно «автомат» на самом деле меняет отношение к Патриоту в лучшую сторону. Работает шести­ступенчатый агрегат пусть и не бесшовно, но мягко и логично, с адекватными паузами при переключениях вниз и вообще без промедлений на старте. А благодаря шестой передаче, которая длиннее пятой ступени механической коробки, двигатель меньше напрягается на трассовых скоростях.

Правда, разгоняться до шоссейных ограничений, несмотря на прибавку сил, Патриоту по-прежнему тяжеловато. До городских 60–70 километров в час 150-сильный мотор ускоряет машину достаточно бодро и позволяет уверенно держаться в потоке, но «сотню» автомобиль набирает долгие 14–15 секунд. При этом уже на 120 км/ч за рулём Патриота становится не очень комфортно из-за слабой курсовой устойчивости. И никакого запаса тяги на трассе уже нет, поэтому выходить в левый ряд на обгон стоит только хорошенько оценив обстановку.

Патриот по-прежнему не показывает на борткомпьютере средний расход топлива. По паспорту он расходует 13,7 литра в смешанном цикле, но в действительности примерно столько внедорожник потребляет в уверенном темпе на трассе. В городе расход может легко перевалить и за 17 литров. Хорошо, что его можно заправлять 92-м бензином.

Что ещё? Например, педаль тормоза тяжёлая и совершенно неинформативная, а тестовый экземпляр при замедлении заметно тянуло в сторону. Подвеска обладает впечатляющей энергоёмкостью, но безбожно трясёт и подкидывает машину на «острых» неровностях, особенно когда в машине никого кроме водителя нет. И повторяет весь невидимый глазу микропрофиль дороги.

Останавливается Патриот с клевками, поворачивает — с большими и резкими кренами, вышвыривая пассажиров с сидений. И хотя в крутых поворотах он ведёт себя прогнозируемо и даже не слишком упирается в начале манёвра, но закладывать лихие виражи на высоком рамнике с непривычки страшновато!

И лишь на бездорожье УАЗ способен впечатлить по-настоящему! Хотя стоковой машине для этого потребуются умелые руки: база у Патриота длинная, а некоторые узлы под днищем явно нуждаются в дополнительной защите. К тому же весит внедорожник за две тонны, а мощности у него по-прежнему маловато. Но и без доработок он может заехать очень далеко и глубоко — благодаря хорошей геометрии кузова и полноценной блокировке межосевого и заднего  дифференциалов. И даже переключать режимы трансмиссии теперь можно быстро и без усилий — просто вращая шайбу на тоннеле! 

Хорошим помощником на офроуде станет и новый «автомат» — с ним проще дозировать тягу и аккуратно трогаться на уклонах. При этом он обладает честным ручным режимом, в котором не переключается «вверх» на высоких оборотах. А ещё Патриот с АКП позволяет и штурмовать рыхлые участки в режиме «газ в пол», и тормозить двигателем на крутых спусках.

1/4

Впрочем, в погоне за красивым снимком мы всё-таки умудрились застрять. Внедорожник сел брюхом на бровку склона, резко закопавшись одним из задних колёс, — и тут уже не помогли ни понижающий ряд, ни опциональная блокировка заднего дифференциала, ни вспомогательная электроника. И вытащить его кроссовером мы не смогли, потребовалась помощь тяжёлого полноприводника с мощным мотором. Наглядная иллюстрация шутки про крутой внедорожник и забег за трактором!

Оснащение

Несмотря на то, что цены на новые автомобили меняются каждый день, мы продолжаем указывать официальную стоимость машин на момент публикации — для того, чтобы уточнить их позиционирование в сегменте, а также на фоне конкурентов.

В 2019 году доплата за автоматическую трансмиссию для Патриота составляла всего 99 тысяч рублей, а сегодня за этот узел просят… 235 тысяч. И вовсе не факт, что даже за такие деньги машина с АКП в принципе найдётся на складах. А ещё «автомат» нельзя докупить к стартовой комплектации «Классик» за 1 545 000 рублей. Впрочем, в базовой версии в машине вообще не будет ничего «лишнего» — ни пассажирской подушки безопасности или ремней с пред­натяжителями, ни электро­механического управления раздаткой и колёсного стояночного тормоза (по умолчанию устанавливается трансмиссионный).

Внедорожник в комплектации «Комфорт» (или «Комфорт Автомат») за 1 700 000 или 1 935 000 рублей способен похвастать не только вышепере­численным, но и зеркалами с подогревом, подсветкой бардачка, сигнализацией с ДУ центрального замка. А главное — сиденьями новой конструкции. 

Визуально отличия версии «Люкс» («Люкс Автомат») за 1 820 000 или 2 055 000 рублей заключаются в наличии легкосплавных дисков вместо стальных. Кроме того, на машине появляются бокс запасного колеса, борткомпьютер, мульти­медийная система с навигацией, круиз-контроль, кожаный руль с подогревом, набор вспомогательных систем во главе с ESP, а также пневмоупоры капота.

Наконец, топовый Патриот «Люкс Премиум» стоимостью от 1 905 000 или 2 140 000 рублей в зависимости от коробки дополнительно оснащается рейлингами, шторкой багажника, сиденьями с частичной отделкой искусственной кожей, климат-контролем, датчиками парковки, подогревом задних сидений, дополнительным отопителем салона, электрообогревом ветрового стекла, камерой заднего вида и бескаркасными «дворниками». 

Блокировка дифференциала заднего моста и окраска «металлик» обойдутся в 48 и 15,5 тысяч рублей. Также в списке опций есть лебёдка (71 тысяча) и пакет «экспедици­онного» оборудования (220 тысяч рублей): блокировка с лебёдкой, зубастые шины, фаркоп, защита порогов, багажник на крышу с лестницей и ярко-оранжевый цвет. Причём всё это сертифи­цированное оборудование, которое будет внесено в ПТС при покупке.

Конкуренты

1/4

Lada Niva Legend 

Прямых конкурентов у Патриота просто нет. Но тем, кто готов поступиться размерами и некоторыми внедорожными способностями, можно присмотреться к классической «Ниве» в пятидверном исполнении. Она намного дешевле: 918 900 – 998 900 рублей

Вывод

УАЗ Патриот — это по-прежнему не самый качественный и не самый лёгкий в обращении автомобиль, который при этом сохранил харизму классического внедорожника. И сегодня, в середине 2022 года, его всё ещё приходится возить на доработки прямо из автосалона — причём не ради улучшения, а ради повышения надёжности и комфорта. 

Не всё оборудование функционирует надёжно, поэтому приобретение топовых комплектаций Патриота видится не самым разумным решением. Но версию с АКП рассматривать стоит точно: ульяновский внедорожник с «автоматом» воспринимается совсем иначе. Правда, и стоит иностранный агрегат теперь немало: 11–12 процентов от цены машины! И вопрос доступности агрегата в будущем остаётся открытым: прямо сейчас у дилеров такие машины есть, а запас коробок позволит выпускать их ещё какое-то время, но новые «автоматы» УАЗ пока не получает, а локализация их производства даже не планировалась.

Ну а самый главный вывод в отношении большого ульяновского внедорожника всё такой же, каким был год, три, пять и даже восемь лет назад: это проходимый, большой и сравнительно комфортный автомобиль, который во многих уголках нашей страны будет незаменимым. Ничего сопоставимого на рынке новых автомобилей за такие деньги попросту нет. И в ближайшее время точно не появится.


Готовы рассмотреть покупку ульяновского внедорожника?

Характеристики УАЗ Patriot I Рестайлинг 3
  • Комплектация

    2.7 AT (150 л.с.) 4WD
  • Двигатель

    2.7 / 150 л.с / бензин
  • Коробка передач

    Автоматическая
  • Привод

    Полный
  • Кузов

    Внедорожник 5 дв.

    УАЗ Patriot на Авто.ру


    Фото: Вячеслав Крылов

    Почитать ещё