Выручайники: как не надо спасать застрявшие машины

Скандинавская нескромность: 7 фактов про забытое купе Volvo P1800
Подборки

Михаил Лобачев

Комменты

Автомобили, которые делает компания Volvo, можно назвать красивыми, хорошими, безопасными, но никак не весёлыми, азартными или очень увлекатель­ными. Да и сама марка этот имидж всячески поддер­живает — например, отказы­ваясь официально участ­вовать в гонках. Однако так было не всегда. Когда-то фирма всерьёз боролась с Chevrolet Corvette и Jaguar E-Type, а её оружием было купе P1800, которое дебюти­ровало почти одно­временно с британской двухдверкой. Рассказы­ваем о семи главных фактах из жизни скандинав­ской «зажигалки», которую недавно решили возродить.

Факт #1: это не первый спорткар Volvo

Volvo PV444


Ещё в начале пятидесятых Volvo готовилась к экспорту авто­мобилей в США. Начиная с 1955 года шведская компания пред­лагала заокеан­ским покупа­телям неплохую модель PV444, но она даже по меркам середины пяти­десятых оказалась старо­модной. Самый крупный и богатый, а соответ­ственно, и самый требова­тельный рынок на планете требовал более яркого и совер­шенного продукта. Например, спорткара, который смог бы составить конкуренцию Корвету...

1/5
Chevrolet Corvette Test Car

За проектирование спортивной модели в Volvo принялись с подачи основателя компании Ассара Габриэль­ссона. В 1953 году дебюти­ровал Chevrolet Corvette с рядной «шестёркой» 3.9 мощностью 152 л.с. и стекло­пластиковым кузовом. Информация о том, что General Motors работает над такой моделью, появилась задолго до выхода, поэтому конкуренты решили не отставать.

Ford Thunderbird

Компания Ford к 1955 году спроектиро­вала модель Thunderbird со 193-сильным V8, а шведы создали «по образу и подобию» Корвета свой P1900 (он же Volvo Sport).

1/5
Volvo P1900

Заказ на стеклопластиковый кузов для будущего прототипа P1900 основатель Volvo Ассар Габриэль­ссон сделал ещё во время своего визита в США. Его изготовила калифор­нийская фирма Glasspar. Инженеры Volvo спроекти­ровали простран­ственный каркас из труб, а агрегаты позаим­ствовали у всё той же модели PV444, но двигатель форсиро­вали с 51 до 70 л.с. Вот только популяр­ности новая модель так и не снискала. Она откровенно проигры­вала заокеанским оппонентам по мощности, поэтому в 1956 и 1957 году было собрано всего 67 экзем­пляров.

Факт #2: P1800 нарисовали в Италии, но сделал это швед

Провал Volvo Sport не остановил руковод­ство шведской фирмы в стремлении создать принципи­ально новую для марки модель. Работа над Volvo P1800 старто­вала в 1957 году — сразу после закрытия преды­дущего проекта. Руководил рождением новинки опытный инженер Хелмер Петерсон, пришедший в Volvo в 1942 году.

Интересно, что первым его проектом в фирме была компактная газо­генераторная установка для легкового авто­мобиля. Хоть Швеция и сохраняла формальный нейтра­литет во Второй мировой войне, но острый дефицит бензина ощущался и там. Многие авто­мобили, в том числе и легковые, были снабжены газо­генераторами – установками, вырабаты­вающими из дров или другого твёрдого топлива горючий газ, пригодный для питания ДВС.

1/9
Volvo P1800

Автором дизайна P1800 — и внешности, и интерьера — стал сын Хелмера, Пелле Петерсон. И это крайне занима­тельная история.

Дело в том, что руководитель компании Гуннар Энгелау, сменивший к тому времени отошедшего от активного управ­ления фирмой Ассара Габриэль­ссона, был убеждён, что проект спортивного авто­мобиля должен получить итальянский дизайн.

Пелле Петерсон

Он его, по сути, и получил. Заказ на разработку дизайна P1800 отдали фирме Frua в Турине. Контора Пьетро Фруа к этому времени отпочко­валась от именитого кузовного ателье Ghia. Чуть раньше Хелмер Петерсон поспособ­ствовал тому, чтобы его сын, окончивший к тому времени курс дизайна в Институте Пратта в США, был принят в Frua на стажировку. Пять вариантов эскизов будущей модели были пред­ставлены Frua совету директоров Volvo в обез­личенном виде, без указания имени создателей. В итоге был принят к производ­ству именно проект Пелле Петер­сона. Впослед­ствии Петерсон-младший стал известным дизайнером яхт.

1/7
Volvo P120 (Volvo Amazon)

Но одним только дизайном дело не ограничилось. Для спортивного купе P1800, которое базиро­валось на платформе новой модели Volvo Amazon, шведы подготовили новый двигатель мощностью 100 л.с. Как и силовой агрегат предше­ственника, этот мотор получил сдвоенный карбюратор. Впослед­ствии мощность агрегата доводили до 108, 115 и 120 л.с. А вот для машин попроще и подешевле его мощность посчитали слишком большой. Обычным седанам и универсалам Amazon на начальном этапе полагалось 75 или 90 «лошадей».

Факт #3: для P1800 не нашлось места на конвейере

Проект Volvo P1800 был готов к концу 1957 года, однако с запуском серийного произ­водства возникли проблемы: на конвейере пред­приятий шведского авто­произ­водителя ему не нашлось места. Поэтому для выпуска элегантного купе понадо­билось искать стороннего подрядчика.

1/5

Немецкое ателье Karmann, с которым Volvo уже практически наладила сотруд­ничество (дошло даже до подготовки рабочих чертежей) в итоге вынуждено было шведам отказать. Вмешался его основной заказчик, Volkswagen, который пригрозил Karmann разрывом отношений. Всё потому, что авто­мобили Volkswagen того же класса, что и будущий Volvo, на Karmann собирали аж с 1955-го! Рисковать стабильным сотруд­ничеством в пользу нового проекта немцы посчитали нецеле­сообразным.

Поэтому премьеры серийного P1800 пришлось ждать аж до 1960 года. Volvo P1800 был пред­ставлен широкой публике на автосалоне в Брюсселе. Элегантное купе приняли с восторгом, но даже тогда возмож­ности его производить (после провала с Karmann) у шведов всё ещё не было. Выручила Англия: перво­начально сборка Volvo P1800 была налажена на мощностях фирмы Jensen, а кузова изготав­ливала компания Pressed Steel.

Факт #4: англичане портили репутацию Volvo

Volvo P1800 собирался на мощностях Jensen до 1963 года. К этому времени шведы, устав от огрехов британской сборки, которые откро­венно портили их репутацию, твёрдо решили вернуть модель на историческую родину — выпуск авто­мобиля наладили на заводах в Гётеборге и Лунбю.

Однако кузовное производство перенесли в Швецию лишь в 1969-м, после очередной модерни­зации модели. Версия с индексом P1800 Е получила систему впрыска топлива от Bosch. С ней двигатель рас­качали до 120 л.с., а сочетался он с четырёх­ступенчатой «механикой» (простой или с овер­драйвом), а также с трёх­ступен­чатым автоматом, в котором остро нуждались американские покупатели.

По той же причине поставить АКП, кстати, пришлось и Ягуару на модель E-type. Для этого его создатели значительно увеличили длину кузова. Но это немного другая история...

1/3

Надо сказать, что даже после нескольких модерни­заций по своей динамике и энерго­вооружён­ности Volvo P1800 не дотягивал до своих конкурентов, у которых были либо гоночная родо­словная, либо могучие V-образ­ники, либо и то, и другое. Но и стоил при этом Volvo значительно дешевле E-Type и Corvette, не говоря уже о продукции Ferrari и Maserati. Так что в клиентах недостатка не было. Итоговый тираж P1800 приблизился к 40 тысячам экземпляров!

Более того: на исходе жизненного цикла в 1971 году модель получила экзотический кузов shooting brake! А сняли с произ­водства семейство P1800 скорее вынуж­денно и явно прежде­временно: на основном рынке, в США, подоспели новые экологи­ческие стандарты, адаптиро­вать к которым эту модель оказалось уже нецеле­сообразным.

Факт #5: на P1800 ездил Джеймс Бонд. Ну почти...

1/4

Стать полноценным автомобилем Джеймса Бонда шведскому купе было не суждено — для этого у самих англичан машин было предо­статочно. Но свою долю экранной славы Volvo P1800 всё же отхватил. В англий­ском теле­сериале «Святой» о при­ключениях детектива Саймона Темплара белым купе этой модели управлял главный герой. Его, по иронии судьбы, исполнил Роджер Мур, который впослед­ствии сыграл и Джеймса Бонда. Сериал был весьма популярен: с 1962 по 1969 год сняли 6 сезонов!

Факт #6: P1800 ещё и рекордсмен

1/5

Ещё одно достижение Volvo P1800 — мировой рекорд пробега, зафиксиро­ванный в Книге Гиннесса. Авто­мобиль американского школьного учителя Ирвина Гордона, приобретённый в 1966 году, прошёл вплоть до смерти владельца в 2018 году 3,2 миллиона миль (5,1 млн километров)!

Факт #7: Volvo вспомнили о P1800 в 2020 году

1/6
Volvo P1800 Cyan

Реинкарнировали модель в непростом для всего мира 2020 году. Купе Volvo P1800 Cyan построила компания Cyan Racing — бывший гоночной партнёр марки и cпортивное подразде­ление компании Geely, которой шведский автопроиз­водитель принад­лежит последние 10 лет. Спорткар на базе оригиналь­ного P1800 получил усиленный кузов с карбоно­выми элементами и 420-сильную «турбо­четвёрку». Причём в един­ственном экзем­пляре рестомод не останется – его планируется строить на заказ! А в будущем не исключено и появление чисто электрической версии.


Volvo P1800 — крутой?

Почитать ещё