Автомобили, которые делает компания Volvo, можно назвать красивыми, хорошими, безопасными, но никак не весёлыми, азартными или очень увлекательными. Да и сама марка этот имидж всячески поддерживает — например, отказываясь официально участвовать в гонках. Однако так было не всегда. Когда-то фирма всерьёз боролась с Chevrolet Corvette и Jaguar
Факт #1: это не первый спорткар Volvo

Volvo PV444
Ещё в начале пятидесятых Volvo готовилась к экспорту автомобилей в США. Начиная с 1955 года шведская компания предлагала заокеанским покупателям неплохую модель PV444, но она даже по меркам середины пятидесятых оказалась старомодной. Самый крупный и богатый, а соответственно, и самый требовательный рынок на планете требовал более яркого и совершенного продукта. Например, спорткара, который смог бы составить конкуренцию Корвету...
За проектирование спортивной модели в Volvo принялись с подачи основателя компании Ассара Габриэльссона. В 1953 году дебютировал Chevrolet Corvette с рядной «шестёркой» 3.9 мощностью 152 л.с. и стеклопластиковым кузовом. Информация о том, что General Motors работает над такой моделью, появилась задолго до выхода, поэтому конкуренты решили не отставать.

Ford Thunderbird
Компания Ford к 1955 году спроектировала модель Thunderbird со 193-сильным V8, а шведы создали «по образу и подобию» Корвета свой P1900 (он же Volvo Sport).
Заказ на стеклопластиковый кузов для будущего прототипа P1900 основатель Volvo Ассар Габриэльссон сделал ещё во время своего визита в США. Его изготовила калифорнийская фирма Glasspar. Инженеры Volvo спроектировали пространственный каркас из труб, а агрегаты позаимствовали у всё той же модели PV444, но двигатель форсировали с 51 до 70 л.с. Вот только популярности новая модель так и не снискала. Она откровенно проигрывала заокеанским оппонентам по мощности, поэтому в 1956 и 1957 году было собрано всего 67 экземпляров.
Факт #2: P1800 нарисовали в Италии, но сделал это швед
Провал Volvo Sport не остановил руководство шведской фирмы в стремлении создать принципиально новую для марки модель. Работа над Volvo P1800 стартовала в 1957 году — сразу после закрытия предыдущего проекта. Руководил рождением новинки опытный инженер Хелмер Петерсон, пришедший в Volvo в 1942 году.
Интересно, что первым его проектом в фирме была компактная газогенераторная установка для легкового автомобиля. Хоть Швеция и сохраняла формальный нейтралитет во Второй мировой войне, но острый дефицит бензина ощущался и там. Многие автомобили, в том числе и легковые, были снабжены газогенераторами – установками, вырабатывающими из дров или другого твёрдого топлива горючий газ, пригодный для питания ДВС.
Автором дизайна P1800 — и внешности, и интерьера — стал сын Хелмера, Пелле Петерсон. И это крайне занимательная история.
Дело в том, что руководитель компании Гуннар Энгелау, сменивший к тому времени отошедшего от активного управления фирмой Ассара Габриэльссона, был убеждён, что проект спортивного автомобиля должен получить итальянский дизайн.

Пелле Петерсон
Он его, по сути, и получил. Заказ на разработку дизайна P1800 отдали фирме Frua в Турине. Контора Пьетро Фруа к этому времени отпочковалась от именитого кузовного ателье Ghia. Чуть раньше Хелмер Петерсон поспособствовал тому, чтобы его сын, окончивший к тому времени курс дизайна в Институте Пратта в США, был принят в Frua на стажировку. Пять вариантов эскизов будущей модели были представлены Frua совету директоров Volvo в обезличенном виде, без указания имени создателей. В итоге был принят к производству именно проект Пелле Петерсона. Впоследствии Петерсон-младший стал известным дизайнером яхт.
Но одним только дизайном дело не ограничилось. Для спортивного купе P1800, которое базировалось на платформе новой модели Volvo Amazon, шведы подготовили новый двигатель мощностью 100 л.с. Как и силовой агрегат предшественника, этот мотор получил сдвоенный карбюратор. Впоследствии мощность агрегата доводили до 108, 115 и 120 л.с. А вот для машин попроще и подешевле его мощность посчитали слишком большой. Обычным седанам и универсалам Amazon на начальном этапе полагалось 75 или 90 «лошадей».
Факт #3: для P1800 не нашлось места на конвейере
Проект Volvo P1800 был готов к концу 1957 года, однако с запуском серийного производства возникли проблемы: на конвейере предприятий шведского автопроизводителя ему не нашлось места. Поэтому для выпуска элегантного купе понадобилось искать стороннего подрядчика.
Немецкое ателье Karmann, с которым Volvo уже практически наладила сотрудничество (дошло даже до подготовки рабочих чертежей) в итоге вынуждено было шведам отказать. Вмешался его основной заказчик, Volkswagen, который пригрозил Karmann разрывом отношений. Всё потому, что автомобили Volkswagen того же класса, что и будущий Volvo, на Karmann собирали аж с
Поэтому премьеры серийного P1800 пришлось ждать аж до 1960 года. Volvo P1800 был представлен широкой публике на автосалоне в Брюсселе. Элегантное купе приняли с восторгом, но даже тогда возможности его производить (после провала с Karmann) у шведов всё ещё не было. Выручила Англия: первоначально сборка Volvo P1800 была налажена на мощностях фирмы Jensen, а кузова изготавливала компания Pressed Steel.
Факт #4: англичане портили репутацию Volvo
Volvo P1800 собирался на мощностях Jensen до 1963 года. К этому времени шведы, устав от огрехов британской сборки, которые откровенно портили их репутацию, твёрдо решили вернуть модель на историческую родину — выпуск автомобиля наладили на заводах в Гётеборге и Лунбю.
Однако кузовное производство перенесли в Швецию лишь в
По той же причине поставить АКП, кстати, пришлось и Ягуару на модель
Надо сказать, что даже после нескольких модернизаций по своей динамике и энерговооружённости Volvo P1800 не дотягивал до своих конкурентов, у которых были либо гоночная родословная, либо могучие
Более того: на исходе жизненного цикла в 1971 году модель получила экзотический кузов shooting brake! А сняли с производства семейство P1800 скорее вынужденно и явно преждевременно: на основном рынке, в США, подоспели новые экологические стандарты, адаптировать к которым эту модель оказалось уже нецелесообразным.
Факт #5: на P1800 ездил Джеймс Бонд. Ну почти...
Стать полноценным автомобилем Джеймса Бонда шведскому купе было не суждено — для этого у самих англичан машин было предостаточно. Но свою долю экранной славы Volvo P1800 всё же отхватил. В английском телесериале «Святой» о приключениях детектива Саймона Темплара белым купе этой модели управлял главный герой. Его, по иронии судьбы, исполнил Роджер Мур, который впоследствии сыграл и Джеймса Бонда. Сериал был весьма популярен: с 1962 по 1969 год сняли 6 сезонов!
Факт #6: P1800 ещё и рекордсмен
Ещё одно достижение Volvo P1800 — мировой рекорд пробега, зафиксированный в Книге Гиннесса. Автомобиль американского школьного учителя Ирвина Гордона, приобретённый в 1966 году, прошёл вплоть до смерти владельца в 2018 году 3,2 миллиона миль (5,1 млн километров)!
Факт #7: Volvo вспомнили о P1800 в 2020 году
Реинкарнировали модель в непростом для всего мира 2020 году. Купе Volvo P1800 Cyan построила компания Cyan Racing — бывший гоночной партнёр марки и cпортивное подразделение компании Geely, которой шведский автопроизводитель принадлежит последние 10 лет. Спорткар на базе оригинального P1800 получил усиленный кузов с карбоновыми элементами и 420-сильную «турбочетвёрку». Причём в единственном экземпляре рестомод не останется – его планируется строить на заказ! А в будущем не исключено и появление чисто электрической версии.