Штраф за парковку у мусорного контейнера: кому грозит и как оспорить

Навязанные услуги: как автомобилисты борются с дилерскими допами
Разбор

Екатерина Демишева

Проблема ненужного допоборудования или услуг, которые дилеры навязывают при покупке нового автомобиля, по-прежнему актуальна: из-за дефицита купить машину по рекомендованной розничной цене почти невозможно. Пользуясь ситуацией, дилеры предлагает только автомобили с дополнительным оборудованием, прибавляя к рекомендованной розничной стоимости сотни тысяч рублей!

Бороться с навязанными дилерскими допами клиенты решаются редко. Кто-то боится судебных издержек, а кто-то просто не видит в этом смысла. Но люди, которые всё-таки обращаются в суд, иногда добиваются успеха. Например, в Красноярском крае покупатель автомобиля смог отсудить у дилера почти 400 тысяч рублей! Рассказываем, как ему это удалось и что делать тем, кто решил бороться с навязанными услугами.

Как и с чем покупатели обращаются в суд

После покупки нового автомобиля житель Красноярского края решил, что дилер нарушил права потребителя, заставив его заплатить за допы. Автосалон навязал клиенту пакет услуг — юридическую поддержку, помощь на дороге и эвакуацию. Причём в качестве исполнителя в документах была указана сторонняя подрядная организация. Покупатель сперва связался именно с ней и письменно отказался от её услуг, но деньги ему не вернули. Тогда красноярец отправился с жалобой в местный Роспотребнадзор.

Ведомство провело проверку и выявило факт нарушения со стороны дилерского подрядчика. Дальше чиновники от имени покупателя пошли в суд и взыскали за навязывание дополнительных услуг при продаже автомобиля сумму в размере 392 100 рублей. Дилера оштрафовали и выдали ему предписание исключить из текста договора условие приобретения дополнительных услуг, которое ущемляет права потребителя. Подрядчика суд обязал вернуть стоимость навязанных услуг и компенсировать моральный вред.

Как рассказали в Роспотребнадзоре, похожий случай недавно произошёл и в Волгограде. Клиенту тоже навязали юридическую помощь и эвакуацию, а заключить договор купли-продажи без этих услуг дилер отказался. В ведомстве отметили, что это типичная ситуация и именно такой набор дополнительных услуг дилер обычно предлагает при покупке автомобиля в кредит.

Неудобные оговорки могут скрываться и в дополнительном соглашении к кредитному договору, объяснил Журналу Авто.ру эксперт рынка и автор телеграм-канала carintrade Павел Карин: «Например, дилер предлагает заключить кредитный договор, который якобы можно закрыть сразу после покупки машины и почти не потерять на процентах. А потом оказывается, что при досрочном погашении кредита придётся выплатить большой штраф. Или вместе с кредитом клиента обязуют застраховать жизнь, обещая, что по закону страховку после погашения кредита можно вернуть. А затем оказывается, что по документам это и не страховка вовсе — и вернуть её нельзя».

Когда спорить нет смысла

Часто в качестве дополнительного оборудования в документах фигурируют более осязаемые вещи — например, зимние шины, коврики в салон и багажник, брызговики, спутниковая сигнализация или защитная плёнка кузова. На такие допы клиенты жалуются реже, потому что, как правило, сами соглашаются на условия дилера и подписывают все бумаги, объяснил Карин.

«Здесь всё на 100% зависит от конкретного договора и формулировок допсоглашений. Если дилер допустил юридическую ошибку, то суд может встать на сторону клиента. Но если все условия прописаны в допсоглашении чётко и клиент его подписал, то непонятно, с чем вообще идти в суд. Ведь суд рассматривает документы, а не эмоции», — говорит эксперт.

Как объяснил в беседе с Авто.ру юрист Михаил Никитин, автомобилисту из Красноярского края выиграть суд помогла его принципиальная позиция. «Первый правильный шаг — обращение с заявлением об отказе от услуг и возврате денег за допы. Если дилер и подрядчик не реагируют, стоит обязательно обратиться в Роспотребнадзор», — добавляет Никитин.

Однако в случае навязывания дополнительного оборудования или услуг универсального рецепта по обращению в суд нет, говорит эксперт, поэтому при покупке автомобиля стоит всегда детально вчитываться в условия договора. «Дьявол тут кроется в деталях: сами комплектующие могут идти по рыночной цене, а 90% добавленной стоимости — это их установка. Судебные перспективы оценить невозможно, так как каждая ситуация индивидуальна, а автосалоны тоже всячески страхуются от ситуаций, когда покупатели захотят попробовать найти лазейки в свою пользу».

Как пояснила Журналу Авто.ру юрисконсульт компании «Правокард» Наталья Гребнева, с юридической точки зрения, удовлетворение исковых требований в таких историях может быть основано на том, что допы изначально включены в условие договора покупки автомобиля без возможности отказа от них, а это противоречит условиям ст. 32 Закона о защите прав потребителей.

Как правильно действовать при покупке

Наталья Гребнева советует ознакомиться с документами на покупку автомобиля заранее, а в сложных случаях — обратиться за юридической консультацией. Любые споры с дилером следует разрешать в рамках Закона о защите прав потребителей. «Обращаться нужно с учётом правового статуса гражданина, который приобретает автомобиль как покупатель. И ещё до обращения в суд покупателю сперва необходимо обратиться с письменной аргументированной претензией к автомобильному дилеру», — пояснила правозащитница.

Не исключено, что после такого обращения дилер решит вообще не связываться с проблемным клиентом или не захочет портить себе репутацию, пойдёт на уступки и продаст автомобиль с меньшей стоимостью или без допов. Если же дилер откажет, тогда есть смысл идти с жалобой в Роспотребнадзор и в суд. Однако если продавец составил все документы правильно, то подпись клиента под договором означает принятие всех условий, и шансы на решение вопроса в суде в этом случае минимальны.

Самым действенным способом приобретения автомобиля с минимальными допами и наценками или вообще без них Павел Карин считает активный анализ рынка и поиск нужной машины по всем дилерам марки, включая иногородних. То есть покупателю нужно как минимум обзвонить несколько дилерских центров, а пару-тройку лучших вариантов проговорить с продавцами лично. Не исключено, что где-то найдётся нужный автомобиль, который дилер будет готов отдать без накруток либо с тем оборудованием, которое клиент попросит сам.


Пытались спорить с дилером при покупке машины?

Почитать ещё