Hyundai Equus с «горящей» историей: о чём не рассказывает продавец

Во сколько обходится содержание Tesla Model 3: дневник трат
Разбор

Вячеслав Залевский

О машине

Марка и модель: Tesla Model 3
Год выпуска: 2020
Комплектация: Standard Range Plus
Пробег: 13 500 км
Город: Красноярск

О владельце

Возраст: 42 года
Стаж вождения: 22 года
Род занятий: IT-бизнес

После продажи 510-сильного Range Rover Sport резко захотелось купить новую машину. Решил пополнить свой парк ещё одним электромобилем: к тому моменту в гараже уже два года жил BMW i3. На его примере понял, что хочу электрокар с ёмкостью батареи не меньше 25 кВт⋅ч. У BMW — 17 кВт⋅ч.

Первый претендент — Jaguar I-Pace — отпал. Большинство продававшихся машин были вне бюджета. Мысли о Тесле, естественно, были. Как и сомнения: дилера нет, б/у не хочется, непонятно, где ремонтировать. Начал изучать вопрос, причём именно по Model 3. Model S — не моё. Понял, что в Model 3 Тесла проделала большую работу над ошибками. Что машина проще и дешевле S-ки, а Теслы уже не такая экзотика и при желании все проблемы решаемы.

Вариант с б/у не рассматривал. В основном продаются битые и непонятно кем и как восстановленные машины. Решил, что лучше доплачу, но закажу новую Теслу из Европы. Смысла переплачивать за более ёмкую батарею для себя не видел. Объективно мне и 300 км пробега хватит — а уж 400 км и подавно. Полный привод для меня не принципиален, задний даже веселее. Поэтому остановился на базовой комплектации Standard Range Plus с батареей 60 кВт⋅ч.

Машину пришлось брать из наличия. В пандемию поставок не было — как оказалось, из-за рестайлинга, а спрос был большой. В общем, несколько машин ушли, пока думал, после чего сказал продавцу, что берём любую. Покупал через компанию, которая занимается поставками «под ключ». Ждать пришлось месяц. Таможня была через Беларусь. ПТС оформлен на меня. Кстати, наличием ЭРА ГЛОНАСС никто не интересовался вообще. С учётом доставки Тесла обошлась примерно в 4,1 млн рублей. У другого импортера за аналогичную сумму можно было взять годовалую Model 3 Performance из США, но мне больше нравится новый автомобиль.

Условия эксплуатации

Езжу каждый день. В среднем 40 км, но бывает и в два раза больше. Пару раз в год — до 120 км в день. За год вышло почти 13 тыс. км. Живу в пригороде и спокойно оставляю машину на улице. Паркингом не пользуюсь. Гаража у меня нет.

Регулярные расходы

Техническое обслуживание

Траты за год: 0 руб.

Кроме «керамики» и шиномонтажа обслуживать Теслу не приходилось. Эти процедуры делаю в дилерском центре Jaguar Land Rover, где у меня с момента владения Range Rover хорошие условия на обслуживание.

Зарядка

Траты за год: 16 800 руб.

При размеренном движении средний расход энергии составляет примерно 14,5 кВт⋅ч/100 км. Но к спокойной езде Model 3 не располагает даже в базовой версии. Так что иногда выходит и 17,5 кВт⋅ч на 100 км. Ездить стараюсь спокойно, тормозить — за счёт рекуперации. Резко со светофора стартую редко, только если для души. 

Заряжаю летом раз в 3–5 дней, зимой — ежедневно. Следую инструкции: в морозы не эксплуатировать более 24 часов и не оставлять без зарядки. Зарядка у меня своя. Летом энергопотребление очень небольшое. Осенью и весной побольше. Зимой — из-за обогрева салона и батареи. Но если дневные пробеги укладываются в 80 километров, то такой Теслы хватит даже в −40°С. Тем не менее, если заряд батареи показывает 20–25%, это повод задуматься, что пора зарядиться. BMW i3 в этом отношении более экономичный. Тесла затратнее, но если зимой хранить её не на улице, а в тёплом помещении, то затраты будут заметно ниже — примерно на уровне осени.

Итого за год машина израсходовала 5446 кВт⋅ч. Из них 1200 кВт⋅ч только в январе и 3242 кВт⋅ч за все холода, с ноября по февраль. Летом расход составляет до 200 кВт⋅ч в месяц. Тариф у нас 3,20 рубля за киловатт-час (до июля был 3,05 рубля), одноставочный. Планирую перейти на трёхставочный и заряжать ночью по низкому тарифу за 1,92 рубля.

Мойка

Траты за год: 10 800 руб.

Моюсь в местной сети автомоек «25 часов». Моют нормально. Так как у нас грязь — обычное дело, то часто мыть не имеет смысла. Так что мою, когда совсем грязная. Средняя цена одной процедуры — 450 рублей.

Шиномонтаж

Траты за год: 6000 руб.

Шиномонтаж обходится в 3 тысячи рублей. Но это дилер Jaguar Land Rover, и за эти деньги и кофе дадут, и машину до блеска вымоют как внутри, так и снаружи. На зиму ставлю шипованную резину Michelin X-ice North 4.

Страховки и налоги

Траты за год: 35 300 руб.

ОСАГО обычное, тариф минимальный. Полноценный полис каско в Красноярске купить не смог. Только весной за 15 тыс. рублей оформил страховку в Тинькофф, и то это не каско, а, скорее, защита от водителей без полиса с премией до 1,5 млн. Транспортный налог за 2020 год считался по обычной ставке — 102 руб./л.с. На 2021 год налог был отменён.

Дневник трат за первый год владения

Август 2020 г.

Траты сверх регулярных расходов: 0 руб.

24 августа. Начитавшись гадостей про качество сборки Теслы, начал искать «косяки» в салоне своей машины. Кто ищет — тот, естественно, найдёт. Самое серьёзное — уплотнитель водительской двери с дефектом. Из поправимых мелочей: из-под заднего сиденья торчит набивка, плюс неаккуратно смонтировано напольное покрытие между водительским сиденьем и боковой стойкой. Царапины на панели боковой стойки, возможно, уже моих рук дело. Ожидал худшего, а тут нормальное качество. Range Rover тоже был неидеален. -0 руб.

1/3

Напольное покрытие

27 августа. Решил протестировать быструю зарядную станцию, которая есть у нас в городе на местной АЗС. Попробовал порт переменного тока (3 фазы, 60А, 43 кВт). С первого раза ничего не получилось — оказалось, что приехал в тот момент, когда систему перезагружали. 

Попозже попробовал снова. Но что-то вновь пошло не так. Тесла не захотела брать больше одной фазы и 16А, т.е. всего 3,6 кВт! Видимо, что-то с зарядной станцией, потому что Тесла должна брать три фазы. Пришлось заряжаться через порт постоянного тока. За 26 минут зарядил на 20 кВт⋅ч. -0 руб.

29 августа. Первый раз «заправился под горлышко» (на самом деле на 90%) от домашней сети. Тесла рекомендует это самое «горлышко» ограничить для повседневного использования 70–90% от ёмкости батареи, и только для дальних поездок заряжаться на 100%. Для зарядки использовал переноску. Наконец-то разобрался, как настроить мониторинг уровня заряда в процентах, а не при помощи инфографики. -0 руб.

Сентябрь 2020 г.

Траты сверх регулярных расходов: 62 000 руб.

3 сентября. Привязал свою Теслу к фирменному бесплатному приложению. Даже получил бесплатные 30 дней Premium Connectivity, подписка на которую стоит 9,99 фунта в месяц (почему именно в фунтах — непонятно). В списке платных опций нашёл подогрев задних сидений (300 фунтов) и полный автопилот (6800 фунтов). Плати, и всё заработает.

Первым делом решил привязать телефон в качестве ключа. Надоело возиться с карточкой (это штатный ключ Теслы), неудобно. Процедура несложная, но Тесла немного заглючила. После нескольких перезагрузок всё заработало: телефон успешно привязался и работает. Тем не менее машина то отключается, то на связи. Сигнал от домашней антенны слабоват. Надо будет что-то делать с этим. Или добиваться работы штатной для европейской Теслы e-sim, или модем ставить. -0 руб.

12 сентября. Перестал действовать подогрев сидения водителя. С пассажирским проблем нет. -0 руб.

15 сентября. Прикупил покрышки на зиму. Взял шипованные шины Michelin X-ice North 4. Обычно приобретаю последние модели Continental, но тут решил поэкспериментировать. Тем более, что штатно у Теслы тоже идут Michelin. -62 000 руб.

18 сентября. Заявку на карточку пользования зарядными станциями Россетей отправил почти месяц назад. Ответа пока нет. Но тут узнал, что их трёхфазные станции пока в свободном доступе.

Нашёл свободную станцию, достал кабель для общественных станций, который шёл в комплекте, подключил и... ничего. Автомобиль пишет, что видит станцию и ждёт начала зарядки. Так и не понял, в чём дело: в отсутствии карточки или что-то с машиной. -0 руб.

19 сентября. Когда получил автомобиль, на карте снизу увидел надпись «Щомыслицкий сельсь...». При просмотре видео с регистратора каждая запись имеет название «Щомыслицкий сельский совет». Надпись уже стала как родная, убрать ее никак не получается. -0 руб.

23 сентября. Обнаружил ещё одну недоработку в салоне: не до конца вставлен молдинг центральной консоли со стороны пассажира. Проблема решилась лёгким ударом ладонью. -0 руб.

Октябрь 2020 г.

Траты сверх регулярных расходов: 123 329 руб.

1 октября. Озаботился покупкой домашней зарядной станции. Зарядка от BMW i3 не подходит, поскольку она «американка», а Тесла — «европейка». Зимой Теслу нужно будет постоянно держать подключенной к сети для подогрева батареи. В принципе, хватит и штатной зарядки с 13А, но заряжает она долго. К тому же иметь запасную зарядку будет не лишним. 

1/2

Заказал зарядку из Китая. Судя по всему, это Zencar Model C 380V 32A. Дело не в цене — просто никакого другого варианта, который можно заказать без проблем, не нашёл. Отзывы из разных стран вроде неплохие, но пришедшее устройство немного смутило. Логотип Zencar совсем не такой, как на фото аналогичных зарядок в интернете, а на пистолете нет информации о производителе. Тестовая зарядка от одной фазы сработала. -28 500 руб.

3 октября. Прикупил коврик в багажник и органайзер в центральную консоль, куда он прямо просится. В базе есть только в подлокотнике. Коврик взял сгибающийся, чтобы не мешал использовать нишу в подполье. Уж очень она удобная — туда отлично помещаются покупки. -4829 руб.

1/2

5 октября. Пора переобуваться на зиму. Поехал к дилеру JLR. Заодно решил наклеить защитную плёнку на лобовое и крышу. Купить стекло на Model 3 в нашей глуши дешёво и быстро не получится. Кузов попросил обработать керамикой, а на стёкла нанесли гидрофобное покрытие. 

Так же попросил почистить стёкла изнутри и сделать химчистку потолка. Тесла ко мне пришла с сочными такими отпечатками чьих-то грязных лап. Такое ощущение, что предпродажную подготовку вообще не делали. Также была надежда, что электрик отремонтирует подогрев сидений, но, увы, нужного сотрудника на месте не оказалось. Зато кузов и салон сверкают как новые. -90 000 руб.

Ноябрь 2020 г.

Траты сверх регулярных расходов: 4840 руб.

2 ноября. Дошли руки избавиться от надоедливой надписи «Щомыслицкий сельский совет». Сделал Factory Reset (возврат к заводским настройкам). Конечно, пришлось все сделанные мной настройки повторить, но там немного — пять минут, и всё готово. -0 руб.

4 ноября. Вопрос с подогревом водительского сиденья решил самостоятельно. Полез посмотреть, в чём дело, и обнаружил, что не все коннекторы подсоединены. Подключил — всё заработало. -0 руб.

7 ноября. Тесла мне пришла без ковров в салоне. Выяснилось, что заказывать их надо отдельно, и со всеми таможнями и накрутками цена базовых велюровых ковриков получалась не 99 евро, а больше 17 000 руб. Поэтому временно положил в салон то, что нашёл в своих запасах, — велюровые от Mazda CX-7 спереди и резиновые от BMW i3 назад. 

Поиск ковриков оказался делом непростым. В Китае оригинальные велюровые ковры из-за доставки стоят те же 17 000 руб. Аналоги, судя по отзывам, так себе. Поиск на Ebay, Amazon ни к чему не привёл. Отечественные производители или не имеют лекал для Теслы, или что-то там обещают, но не факт, что получится хорошо. В итоге случайно нашёл ковры на польском сайте Allegro. Цена с доставкой — меньше 5000 руб. Решил попробовать. Легли ровно, цвет нормальный, но качество так себе. Если не понравится — буду искать дальше. -4840 руб.


Декабрь 2020 г.

Траты сверх регулярных расходов: 9500 руб.

1 декабря. Решил заказать нормальные коврики в салон. Взял у того же поставщика, что и ковёр в багажник. Коврики оказались трёхслойные, но очень лёгкие и объёмные, легли хорошо, точно повторяют форму пола. Совершенно не скользят: ни ковры по полу, ни ботинки по коврам — даже когда на ногах липкий мокрый снег. -9500 руб.

3 декабря. В сильный снегопад столкнулся с особенностью безрамочных дверей: когда открываю дверь, то с крыши капает вода, попадает на порог в салоне, при выходе из машины капает на ноги, спину и голову. Всё из-за то, что на верхней кромке окна образуется лёд. Надо не забывать заранее включать климат, чтобы лёд оттаял. -0 руб.

26 декабря. Стало холодать: вечером было −24°С, сегодня днём стабильно −30°С. Машина заряжена до 80%, салон нагрет. Покатался по делам, сделал три остановки, каждая минут на 10–15, всё с включенным на +25°С климатом. Трафик средний, пробок нет, но ехали все неспешно, да и на светофорах пришлось постоять. В итоге за два с лишним часа проехал 40 км, потратив на это 47% заряда (осталось 33%). Меня такой результат вполне устраивает. -0 руб.

1/3

28 декабря. Решил заглянуть на единственную в городе быструю зарядку ABB, 50 кВт. Чуда не произошло. Как и при домашней зарядке, сначала машина грела батарею, и лишь минут через 15 начала заряжаться. При том, что я сидел внутри и климат работал, в батарею залилось меньше 4 кВт⋅ч. Наверное, если подождать часик в кафе, то зальётся больше. Но всё равно какое-то количество энергии придётся затем потратить на обогрев. В итоге заскочить на 10 минут, чтобы залить немного энергии, — этот вариант не подойдёт. Надо подумать об установке Вебасто. -0 руб.

Январь 2021 г.

Траты сверх регулярных расходов: 0 руб.

23 января. В Тесле есть компьютерные игры, и некоторые из них требуют контроллер. Давно хотел купить, чтобы было чем заняться, если жду кого-то в машине. В Китае цены геймпада — от 3 тыс. рублей, но вдруг геймпад от Xbox One подойдёт? Подключил, запустил игру, всё работает! -0 руб.

Февраль 2021 г.

Траты сверх регулярных расходов: 0 руб.

23 февраля. Утром открыл заднюю левую дверь, а стекло не опускается. При этом льда точно нет: эта сторона была на солнце. Закрыл аккуратно, попытка номер два — тот же результат. На кнопки стекло не реагирует. Перезагрузка не помогла. Всё заработало, только когда загнал Теслу на пару часов на тёплую мойку. -0 руб.

Март 2021 г.

Траты сверх регулярных расходов: 0 руб.

1 марта. Перестала работать печка. Климат включён, но дует холодом. Эксперименты с разными режимами климата ни к чему не привели. Перезагрузка автомобиля не помогла. Из приложения тоже не удалось включить климат. После длительной стоянки печка ожила, но минут через 10 снова задула холодом. Через пару дней проблема решилась сама собой и больше не возникала. -0 руб.

Апрель 2021 г.

Траты сверх регулярных расходов: 1870 руб.

21 апреля. Маневрируя в узком дворе, задел столбик ограждения газона. Хуже всего то, что на столбике была острая пластина. Получил несколько глубоких царапин. Надо быть внимательным. С ремонтом алюминия всё непросто, а поиск двери пока ни к чему не привёл. Езжу так. -0 руб.

30 апреля. Ещё зимой стеклоочиститель со стороны водителя стал оставлять на окне полосу. Осмотр дворника показал, что у щётки оторван небольшой кусочек. По совету других теславодов, купил дворники Bosch. Подошли как родные. Внимательное изучение показало, что они и есть родные. Переплачивать за оригинал не имеет смысла. -1870 руб.

Май 2021 г.

Траты сверх регулярных расходов: 26 000 руб.

15 мая. Самостоятельно установил электропривод багажника. Комплект для установки — два привода, доводчик, контроллер и провода — заказал в Китае. Процесс установки на самом деле несложный, но с непривычки провозился два вечера. Самое долгое — протянуть провод в багажник. Чтобы снять пластиковую панель на двери багажника, нужно просто сильно тянуть — она держится на клипсах. -26 000 руб.

Июнь 2021 г.

Траты сверх регулярных расходов: 3600 руб.

5 июня. У версии Standard Range Plus нет премиального салона. Это значит, что нет подогрева сидений, сабвуфера, подсветки дверных карт и ног. Также отключена часть динамиков. Сами динамики — в задней полке, твиттеры в передних дверях и стойках — есть, но не работают. Потому что отсутствует часть проводки. Китайские умельцы этот вопрос решили. Купил у них нужный кабель и сам всё сделал, на всякий случай обесточив машину. Теперь работают все динамики, не хватает только сабвуфера. -1000 руб.

19 июня. В европейскую Теслу есть возможность установить внешнюю sim-карту. Но сделать это не так-то просто: модем находится в ногах пассажира. Для доступа к нему нужно снять со стороны пассажира панель под бардачком. Одна из щелей в модеме, которую ещё нужно заметить, — порт для sim-карты. Вставлять её крайне неудобно. Делаеть это надо лёжа на полу, причём ты не видишь, куда вставлять, — приходится помогать камерой смартфона или зеркалом. Помучившись, вроде вставил.

Теперь нужно сделать переключение. Начал изучать варианты. Спецы берут дорого, некоторые не стесняются заряжать цены и по 20–30 тыс. рублей. Несколько раз встречал информацию, что sim-карту можно активировать с помощью приложения Toolbox. Доступ к нему платный — 100 евро в час, 175 евро в сутки. Уже готовился оплатить часовой доступ, но было опасение, что не успею всё сделать за один час. Цена за сутки сопоставима с ценой, которую просят сторонние умельцы. 

Повезло, что группа теславодов организовала покупку Toolbox на сутки для всех желающих. Присоединился к ним. Когда получил доступ, то подготовил ноутбук с TeamViewer и диагностический кабель. 

Всё получилось, но sim-карта не заработала. Оказалось, что не вставил её до конца. Помогла пластиковая банковская карта — ей смог протолкнуть симку глубже и услышал характерный щелчок. Наконец-то на мониторе появилась заветная надпись LTE. -2600 руб.

Июль 2021 г.

Траты сверх регулярных расходов: 8700 руб.

30 июля. Решился на установку сабвуфера. От идеи искать родной отказался — в старшей комплектации стоят два усилителя и какой-то хитрый протокол передачи данных между ними. Проще поставить отдельный усилок и саб, подключив к динамикам.

Сабвуфер выбирал из активных корпусных. Взял JBL Stage 800BA. Пока выбирал, цены стали расти, но повезло найти за 8700 рублей. Когда получил, то решил сразу поставить. Подключил, короб поставил в подполье багажника. Бас, конечно, не убойный, но результатом доволен. Оказывается, раньше басов совсем не было. -8700 руб.

Что было дальше

Ничего серьёзного. Пришлось заменить задний фонарь, который вышел из строя из-за воды. Случай явно гарантийный, но вряд ли гарантия сработает в России. Купил за 20 тыс. рублей новый фонарь у дилера Теслы, когда был в отпуске в Дубае. Продолжение доработок — установка амбиентной подсветки салона.

В дальнейших планах

Особенных планов по Тесле нет. Менять не хочется, да и не на что. Буду ездить дальше. Качество Теслы устраивает, к мелким глюкам отношусь спокойно, недостатками их не считаю.

Траты за первый год: 

Регулярные: 68 900 руб.

Нерегулярные: 239 839 руб.

Итого: 308 739 руб.

Могли бы потратить столько на содержание Теслы?


Почитать ещё