Можно поставить знак аварийной остановки «на глаз» или сотрудники ГИБДД проверяют расстояние с рулеткой? Отвечает юрист

На что обратить внимание при покупке подержанных запчастей

Разбор

Редакция Авто.ру

Ничего личного, просто бизнес. На фоне сложностей с логистикой продавцы ожидаемо начали сдвигать сроки поставок, менять цены, поэтому и содержать машину стало накладно. Чтобы сэкономить, многие автовладельцы обратились к вторичному рынку компонентов. И это действительно разумный (а порой вообще единственный) выход из ситуации. Вот только выбирать б/у товары для своего автомобиля надо очень внимательно. Вместе с Яндекс Маркетом рассказываем, на что обращать внимание при покупке тех или иных деталей с пометкой «б/у».

Зимние шины

Ключевой фактор, который влияет на качество подержанных зимних покрышек и, соответственно, вашу безопасность, — состояние протектора. С него и нужно начинать осмотр. Разумеется, шины не должны быть сильно изношены. Особенно это касается так называемых «липучек» —  фрикционных моделей, которые отличаются относительно мягким составом резиновой смеси и потому стираются быстрее.

По идее, любая модель снабжена понятным даже неспециалисту индикатором TWI (Tread Wear Indicator) в виде исчезающих по мере убывания ресурса и глубины протектора цифр или выступающих в канавках бугорков-маячков. Но ориентируйтесь также и на здравый смысл: покупать на зиму покрышку с остатком «на сезон хватит — и ладно» — себе дороже. Хорошо держаться за скользкую поверхность «полысевшая» до 4–5 мм шина уже однозначно не сможет.

С шипованными вариантами ещё проще — чем больше «гвоздей» осталось в покрышке, тем лучше. И имейте в виду: если потеряны не единичные шипы, а треть и больше, то, вероятно, другим тоже недолго осталось. Уровень сцепления с поверхностью радикально упадёт, в «липучку» такая шина в силу нюансов конструкции не превратится. Да, специализированные мастерские сейчас предлагают услугу переошиповки, но качество подобного ремонта не всегда возвращает покрышке заводские параметры.

Имеет значение и дата производства шины. Со временем резина дубеет и теряет сцепные свойства, поэтому порой логичнее вместо лежавшего лет десять в гараже или на складе идеального с виду комплекта поискать вариант посвежее — хотя бы в возрасте до пяти лет. Точный год выпуска подскажет маркировка на боковине. Обычно это четыре цифры — первая пара обозначает неделю, а вторая — год. К примеру, 2118 — 21-я неделя 2018 года.

Само собой, обращайте внимание на общее состояние покрышек. «Грыжи» (вздутия резины) недопустимы, отремонтированные боковые порезы тоже не должны внушать доверия. Равно как потрескавшиеся или кривые даже на взгляд покрышки — скорее всего, их неправильно хранили или эксплуатировали на разбитых дорогах.

Летние шины

В общих чертах рекомендации по выбору зимних покрышек с пробегом справедливы и для подержанной летней резины. Проверяйте глубину протектора и состояние боковин, дату выпуска. Ищите следы крупных ремонтных работ. И не забывайте оценить геометрию шины, хотя бы просто покрутив её в руках или покатав по полу.

Есть, конечно, и специфические детали. Как правило, летние модели используют дольше, на более высоких скоростях и на асфальтовых дорогах с хорошим сцеплением. При таких условиях весомое значение приобретает техническое состояние автомобиля. Не следил владелец за углами установки колёс или исправностью подвески, забывал поддерживать нужное давление в шинах — всё это в конечном счёте отразится на состоянии покрышек.

Порой случается так, что совсем свежая резина с «жирным» остатком протектора изношена неравномерно. Вроде и выглядит в целом неплохо, а, допустим, внешний край стёрт чуть ли не до корда (каркаса) или протектор пошёл проплешинами. Такую покрышку покупать не стоит, всё равно её скоро придётся выбросить.

Весной этого года на Яндекс Маркете появился раздел Ресейл — в котором можно купить уценённые или витринные товары, а также товары, бывшие  в употреблении. И это не только бытовая техника и одежда — но и автозапчасти и даже шины. Для удобства покупателей разработана прозрачная система оценки, которая помогает понять реальное состояние протектора: новый (до 10% износа), отличный (10–25%), хороший (25–60%). Кроме того, шины проверяют на наличие боковых порезов и других критических дефектов.

Реклама / ООО «‎Яндекс»

Колёсные диски

Сразу скажем: колёса на осмотре должны быть чистыми. Иначе продавец, возможно, пытается за слоем грязи скрыть критические дефекты.

Начните оценку состояния от центра диска. Первым делом проверьте состояние крепёжных отверстий. Если их форма хоть немного отличается от идеально круглой, а посадочные места под шпильки/болты повреждены, надёжно зафиксировать такой диск на автомобиле не выйдет. 

Внимательно изучите спицы и обод. Так называемая «бордюрка» — царапины от неудачной парковки — обычно влияет только на внешний вид колеса. А вот действительно сильные удары выдадут себя вмятинами, трещинами, следами сварки или правки диска. Такие диски могут травить воздух или грозить сниженной прочностью — и это, как минимум, повод для хорошего торга.

Но даже если визуально всё в порядке, полезно свозить комплект на ближайший шиномонтаж и попросить мастера покрутить диски на балансировочном станке, тем самым проверив их геометрию. Сильно «бить» хорошие колёса не должны, иначе при сборке с шиной проблема только усугубится.

Кузовные детали

Выделим два главных пункта. Первый — физическое состояние подержанных компонентов. И неважно, пластиковую или металлическую кузовную деталь вы присматриваете — если видны коррозия, трещины, вмятины и прочие повреждения, это значит, что со временем именно вам придётся бороться с их последствиями. Небольшой рыжий «жучок» рискует стать крупным очагом ржавчины. Затёртое стекло не даст хорошего обзора и быстро приговорит щётки. Изношенная фурнитура кресла или салонных блоков управления не добавит комфорта и станет раздражать при использовании. В общем, окупится ли при таком раскладе привлекательная цена — большой вопрос.

Более того, когда нарушена геометрия или испорчены крепления, даже установить снятую с другой, вроде бы точно такой же машины, деталь бывает затруднительно. Опытный кузовной мастер-арматурщик, конечно, справится, но попросит за такую хлопотную работу явно больше денег. Поэтому проще и надёжнее сразу искать целые детали, которые смонтируются, как говорится, bolt-on — без доработки напильником.

Второй нюанс связан с подбором компонентов под конкретный автомобиль. Наивно рассчитывать, будто даже подходящий по цвету элемент встанет как родной. Краски со временем тускнеют по-разному, поэтому оттенок в любом случае будет отличаться. Без визита к малярам идеального вида не добиться.

И, разумеется, нужно принимать в расчёт особенности модификаций и исполнений для разных рынков. Далеко не факт, что условные крыло или бампер от привезённой из Америки модели без проблем подойдут на официально проданный в России экземпляр той же марки. А при установке, допустим, водительской двери в сборе от праворульного аналога, скорее всего, придётся менять ручку с замком. Поэтому во избежание неприятных сюрпризов перед покупкой лучше проконсультироваться с кузовным сервисом, где планируете ремонтировать машину. Обычно мастера в курсе таких особенностей и не отказывают в советах, ведь решать последствия ошибок придётся им самим, пусть и за ваши деньги.

Другие запчасти

Понятно, что в современном автомобиле сотни компонентов и для каждого случая подробную инструкцию не напишешь. Поэтому в качестве универсальной рекомендации примите следующее: даже подержанная деталь должна быть целой и функциональной. По этому параметру и проверяйте её в первую очередь при покупке.

Нет смысла экспериментировать с запчастями, которые по той или иной причине и «в прошлой жизни» уже не могли выполнять нужные задачи. Фильтры, тормозные колодки, свечи зажигания, ремни и прочие расходники вроде технических жидкостей повторно использовать точно не стоит — они, скорее всего, отслужили своё и потому сделают вашему автомобилю только хуже.

Ну а в остальном при желании сэкономить отодвиньте на второй план эстетическую сторону дела и сконцентрируйтесь на практических вещах. Что наиболее важно для конкретной детали? Головное устройство медиасистемы нужно надёжно зафиксировать в слоте передней панели — проверяйте исправность креплений и электроразъёмов. А заодно — состояние сенсорного экрана, чтобы не отвлекаться потом на выгоревшие сегменты и трещины на дисплее. Рычаг подвески должен иметь исходную геометрию, «живые» сайлент-блоки и шаровую опору без люфта. Фара обязана сохранять прозрачность оптических элементов и не иметь трещин на защитном стекле. И так далее.

Попробуйте навык работы с электронными каталогами запчастей — чтобы чётко понимать, детали с какими артикулами подходят именно вашему автомобилю. Не всегда такая проверка возможна, но на многих компонентах уникальные номера сохраняются даже после аварий или долгой эксплуатации — обязательно пользуйтесь этим при выборе.

Покупать запчасти «с пробегом» на Яндекс Маркете — это удобно и выгодно. Помимо предложений от тысяч разных поставщиков, у Маркета имеются развитая система скидок и бонусов, безопасная система сделки: есть возможность вернуть товар, — а также гарантия сроком от 14 до 90 дней (в зависимости от категории товара). Всё как на привычном маркетплейсе — можно оплатить покупку частями, собрать в корзину разные предложения, заказать курьера для доставки.

А раздел Ресейл вдобавок позволяет не только подобрать подержанные шины, но и продать старые покрышки без лишних нервов и хлопот. Выкупом занимаются проверенные партнёры Яндекс Маркета, поэтому клиент избавлен от общения с покупателями и риска встречи с мошенниками. Достаточно заполнить форму и показать шины специалисту — за товар заплатят сразу после получения, наличными или на карту.

Реклама / ООО «‎Яндекс»

Фотографии: Журнал Авто.ру, standret (freepik.com), gpointstudio (freepik.com), jcomp (freepik.com)


Готовы перейти на подержанные запчасти?