Первый серийный MINI с электрической силовой установкой вышел на рынок летом 2019 года, а в 2021‑м пережил лёгкий рестайлинг. И именно такой автомобиль летом 2022 года появится в продаже в России, а самые нетерпеливые смогут забронировать машину из лимитированной первой партии уже в декабре 2021 года! Журнал Авто.ру успел познакомиться с машиной ещё до большой российской премьеры и готов рассказать 6 важных фактов про новинку, которые стоит знать прямо сейчас.
Электрический MINI выглядит... как MINI! Внешне он такой же яркий и прикольный, как и традиционная трёхдверка, а из заметных внешних отличий здесь только особая окраска кузова с яркими цветовыми акцентами, необычные колёсные диски и сплошная облицовка передней части кузова. Вместо выхлопной трубы — стилизованное под кругляш глушителя изображение электрической вилки.
А ещё у MINI Electric очень красивая крыша со сложной градиентной окраской, переходящей от чёрного к синему и обратно. И пускай она не то чтобы про электричество, но всё равно очень красивая!
Если не вглядываться, то Electric вообще можно принять за обычный хэтчбек: батарейный отсек под полом ничем себя не выдаёт, а все железки под капотом скрываются под большой пластиковой крышкой с выштампованной розеткой. А если снять эту крышку, перед глазами окажется… силовой агрегат — с трубками, проводами и разъёмами. Правда, владельцу тут делать нечего — регулярное ТО уже включено в стоимость машины.
Вообще, электрокар официально именуется MINI Cooper SE, но есть как минимум две страны, в которых он представлен именно как Mini Electric. Первая — Великобритания. А вторая — Россия! Впрочем, на корме багажника в любом случае будет шильдик «Cooper S» — зелёный с жёлтым. И есть в этой машине ещё кое-что очень британское, пусть и не совсем понятное в нашей стране. Речь про колёса! Необычные диски с пластиковыми накладками несимметричной формы на самом деле намекают на британскую трёхштыревую розетку типа G. Прикольно?
В салоне электрического MINI вновь нет заметных отличий от обычного. Привычный овал дисплея приборов, огромное блюдце центральной консоли с непривычно широким дисплеем медиасистемы внутри (с недавних пор он сенсорный), те же крутилки климатической установки, очаровательные тумблеры-переключатели и знакомый селектор трансмиссии. Отличия в основном стилистические: жёлто-зелёный интерфейс панели приборов демонстрирует диаграммы мощности и остаток пробега на фоне нарисованных батарей, а в недрах медиасистемы (которая, кстати, почему-то всё ещё не знакома с Android Auto) появилось несколько дополнительных пунктов экоменю. Ну и рычажок запуска силовой установки не красный, а тоже жёлто-зелёный.
Важнее то, что наличие батареи аккумуляторов под полом никак не повлияло на компоновку салона. Тут знакомая посадка — низкая, с вытянутыми вперёд ногами и близко расположенным рулевым колесом. Сзади — скромное двухместное сиденье, приглашать на которое неудобно даже подростков, и крошечный багажник, который по-прежнему вмещает те же 211 литров поклажи. Впрочем, для владельцев трёхдверных MINI это нормально, многие из них вообще считают свои машины двухместными, перемещаясь со сложенными задними креслами. Так что электрический вариант в этом смысле как минимум не хуже.
По большому счёту с толку сбивают только процесс «пуска» машины тумблером жёлтого цвета и фантастичный перезвон, которым она обозначает состояние готовности. Но это с непривычки. Потом щелчок тумблером, и необычная тишина в салоне ожившего экранами MINI будет казаться чем-то само собой разумеющимся.
Кажется, никто на рынке ещё не придумал идеального определения для синтезированного саунда, который электрокары издают при движении на пешеходных скоростях, но у всех он неизменно вызывает космические ассоциации. И MINI в этом смысле больше всего подходит звуковое сопровождение корабля «Пегас» из «Тайны третьей планеты», но хэтчбек озвучивает своё движение очень ненавязчиво и интеллигентно. А с закрытыми окнами в салоне и этого почти не слышно.
При быстрой езде слегка чувствуется, что этот маленький хэтч не очень лёгкий. По паспорту, Electric тяжелее, чем Cooper S, на 145 кг, оттого и поступь у него уже не такая воздушная. Зато центр масс на 30 мм ниже, чем у бензинового хэтчбека, а развесовка вообще близка к идеальной — и это то, что надо для нарезания сугубо городских шпилек! Фирменная вертлявость MINI тут ещё ярче: в поворотах электрокар ловок и проворен, радиус разворота мал, а реакции на руль столь же быстры, как и на акселератор. Прибавьте к этому возможность очень точно дозировать тягу, и получите почти идеальный автомобиль для прорезания городского потока!
Особенности электрической компоновки тоже ощущаются. На малых скоростях баранка кажется слегка перетяжелённой, да и на более высоких непривычно сопротивляется водителю: прозрачности, которой всегда радовали MINI, тут меньше. Плюс масса, из-за которой у электрокара чуть более жёсткие пружины и амортизаторы. Electric плотно проходит неровности и быстро приучает внимательнее относиться к лежачим полицейским. Но при этом оставляет впечатление очень крепко сбитого и очень отзывчивого автомобиля, который на городских улочках легко даст фору любому подогретому компакту!
Самое интригующее в ездовых повадках электрического MINI — возможность ездить с использованием только одной педали! Поначалу непривычно сильное замедление при отпускании акселератора удивляет, но вскоре начинает нравиться всё больше и больше! А потом вообще оказывается очень естественным: ты просто привыкаешь дозировать усилие на правой педали так, чтобы обеспечивать нужное ускорение или замедление! И каждый раз при включении рекуперации радуешься анимации на дисплее, которая буквально на глазах возвращает электричество в батареи.
Эффект, конечно, во многом психологический, ведь при замедлении педалью тормоза рекуперация тоже работает. Зато ездить «в одну педаль» — ну очень интересно. Причём в экорежимах Green и Green Plus рекуперация работает ещё эффективнее. Для толкания в пробках Green подходит нормально, но Green Plus, в котором отключается даже климатическая установка, подойдёт лишь для критических ситуаций — когда надо.
Если же езда в одну педаль не понравится, то можно вернуть ездовые ощущения к более привычным одним щелчком тумблера. Но при перезагрузке машины рекуперация будет как прежде — MINI старательно приучает к экономичному стилю вождения.
Компактная батарея ёмкостью 32,6 кВт·ч расположена под полом и снижает центр масс — благодаря этому электрокар так азартно управляется. В компании утверждают, что скромная ёмкость была выбрана сознательно, исходя из опыта реальной эксплуатации BMW i3. И что более дальнобойный MINI получился бы слишком тяжёлым, не таким подвижным и менее удобным.
Формально запас хода составляет 234 км — и эта цифра вполне достижима в тёплое время года. А вот зимой, если хочется кататься в своё удовольствие и не думать об экономии на обогреве салона, лучше отнимать от этого числа ещё четверть. В стерильных условиях MINI показывает пробег чуть меньше 8 км на 1 кВт·ч запасённой энергии (что в теории и соответствует 250 км общего пробега), в реальном же трафике этот «средний расход» падает почти вдвое — до 4,3 км на 1 кВт⋅ч. Поэтому в обычной жизни всё выглядит примерно так: полностью заряженный автомобиль обещает около 200 км пробега, при попадании в трафик снижает запас примерно до 170 км, которые в итоге превращаются в почти гарантированные 140 километров пробега. Получается, что при ежедневном пробеге в пределах 40 километров запаса хода хватит минимум на три дня.
Впрочем, маленькая батарея хороша ещё и тем, что её не надо долго заряжать. От обычной бытовой розетки на 220 вольт восстановить запас энергии можно за 12 с половиной часов. Электрокары с более мощными батареями от бытовой энергосети будут заряжаться несколько суток.
К тому же в Москве уже много общедоступных и бесплатных станций зарядки, с помощью которых «заправить» MINI можно за пару часов. Для небольших городских пробегов по центру такой инфраструктуры хватает уже сейчас, а если у владельца есть мощная розетка у дома или в подземном паркинге офиса, то проблема запаса хода перестаёт существовать.
Фирменная настенная зарядка мощностью 11 кВт позволяет заполнить батарею с нуля до 80% всего за 2,5 часа. Для полной зарядки потребуется на час больше. А если есть возможность использовать мощную 50-киловаттную станцию переменного тока, то на полное восстановление заряда батареи уйдёт меньше полутора часов. Правда, самая мощная общедоступная станция в Москве выдала вдвое меньше, но и это тоже очень неплохо.
В Англии стоимость MINI Electric лежит в диапазоне от 26 000 до 32 550 фунтов (2,55–3,2 млн рублей), но эти цифры складываются с учётом правительственной субсидии. Комплектаций всего три, и названий у них нет — только цифры.
В России электрический MINI пока анонсирован по цене в 3,6 миллиона, в которую входит солидный, но не абсолютно полный набор оборудования. В списке опций будут разные варианты колёсных дисков, проекционный дисплей, аудиосистема Harman/Kardon, адаптивные фары, задняя камера, ассистент парковки, навигация с пробками, панорамная крыша и разные варианты внешней и внутренней отделки, включая крышу градиентной сине-чёрной окраски.
Но даже со всеми опциями MINI Electric в России может стоить меньше 4 миллионов рублей, и в этом случае он окажется самым доступным электрокаром среди официально продаваемых на российском рынке. Главное достоинство которого заключается в том, что это… любимый многими MINI. К которому почти не нужно привыкать и от которого потом сложно будет отвыкнуть.
Больше подробностей про MINI Electric — на официальном сайте MINI!