Не Golf ты мне: всё, что нужно знать о новой Volkswagen Jetta для России

Вариаторность Лады: тест Весты с новой автоматической трансмиссией
Тесты

Валерий Арутин

Неповоротливость отечественного автопроизводителя, бывшая уже притчей во языцех, осталась в прошлом. Сегодня АвтоВАЗ с завидной регулярностью выкатывает новинку за новинкой — пусть не целыми моделями, но хотя бы версиями. В конце лета публике представили «автоматический» Xray Cross, и вот уже дебютирует Lada Vesta АТ с такой же трансмиссией.

Причём, в отличие от вазовского «кроссовера», Vesta получила новую коробку сразу во всех версиях – от седана в комплектации Classic до универсала SW Cross в «топе». Обошли вниманием только заряженную модификацию Sport, но оно и резонно. Товарные автомобили появятся в автосалонах в конце ноября, а уже сейчас у многих дилеров есть машины для пробных поездок. Мы же проехали на таких машинах несколько сотен километров по непростым дорогам Северного Кавказа.

Но сначала — краткое содержание предыдущих серий. Вообще, Vesta с двумя педалями существует с самого дебюта модели. Только это машина с «роботом» — обычной механической коробкой и сцеплением, которыми вместо водителя управляет электроника. Тогда, в 2015 году, вазовцы утверждали, что такая трансмиссия решает сразу все проблемы: у неё проще конструкция и выше КПД, чем у обычного «автомата». И, конечно, ниже цена.

Никого, казалось, не смущал тот факт, что «робот» с одним сцеплением в прошлом использовали Fiat, General Motors, Toyota, Peugeot и Citroen… и все признали этот путь тупиковым. Потому что такие коробки обычно дёргаются и тупят при переключениях, а сцепление или его исполнительный механизм служат не так долго, как хотелось бы. Потому что никакая электроника не в силах достойно имитировать работу ног живого водителя.

1/18

Те же симптомы присутствовали и у «робота» ВАЗ — хотя заводские инженеры уже по ходу серийного выпуска дорабатывали (довольно успешно, впрочем) «софт» трансмиссии. И вот теперь, наступив на общемировые грабли, вазовцы говорят, что «робот» был временным и вынужденным решением — Vesta AMT сходит со сцены, уступая место новой коробке передач.

В рассказах о новинке представители завода стараются избегать слова «вариатор», заменяя его термином «автоматическая трансмиссия». Не удивлюсь, если менеджерам в автосалонах тоже предпишут строго придерживаться этого правила, и такое может сбить с толку покупателей.

Но суть от терминологии не меняется: новая коробка Весты – это именно вариатор. А делает его японская фирма Jatco

Агрегат относится к серии JF015E, под разными индексами его устанавливают на многие модели концерна Renault-Nissan-Mitsubishi, а также на автомобили Suzuki. Главная конструктивная особенность коробки в том, что вариаторная часть с металлическим толкающим ремнём в ней совмещена с двухступенчатым планетарным редуктором, присущим классическим «автоматам». Это сочетание позволяет сделать агрегат компактнее, а также уменьшить нагрузку на ремень и конусы.

Впрочем, вариатор не единственная новинка вазовских седанов и универсалов. Заодно с ним Vesta AT получила и новый двигатель! Точнее, старый — знакомый по Renault агрегат H4M, производство которого несколько лет назад наладили в Тольятти. Совмещать вариатор с родными вазовскими моторами оказалось слишком хлопотно.

1/4
Двигатель H4M – с алюминиевым блоком цилиндров. Он легче вазовских моторов, поэтому силовой агрегат с вариатором весит почти также, как у Вест с механикой. В итоге инженерам не пришлось перенастраивать подвеску

Зато пара H4M + JF015E давно слётана на автомобилях Logan Stepway City, Renault Kaptur или вышеупомянутом Xray Cross. С одним только «но»: всё это машины платформы В0, а у Весты платформа своя. Поэтому воткнуть под капот новый силовой агрегат было сложнее — потребовались другие опоры двигателя, новые приводные валы, оригинальная система выпуска.

И эта адаптация — пожалуй, лучшее, что случилось с тольяттинским седаном за прошедшие годы. После выпуска универсала.

С новым мотором в салоне Весты стало заметно меньше шума и вибраций. Настолько, что я пару раз ловил себя на желании завести уже работающий двигатель. Хотя у него по японским традициям (а Renault H4M — это, в свою очередь, ниссановский HR16) даже нет декоративной крышки, с помощью которой с шумом борются европейские мотористы.

Благодаря вариатору мотор большую часть времени работает на оптимальных для дорожной ситуации оборотах. Когда Vesta едет с постоянной скоростью, стрелка тахометра гуляет у отметки 2000 об./мин — конечно, если это не скорость далеко за сотню. В таком режиме двигатель тоже почти неразличим в салоне — шины слышнее. Да и те шуршат не слишком громко — спасибо ворсовым подкрылкам, которые с недавних пор стали устанавливать на все Весты.

Но на обгонах или подъёмах обороты тут же подскакивают к четырём тысячам, а если нажать педаль газа «в пол», то и к пяти. Хотя даже в этом случае коробка старательно имитирует классический «автомат», перебирая виртуальные ступени. Тут мотор уже, конечно, подаёт голос — увы, безликий. И для напористого разгона 1,6-литровому «атмосфернику» банально не хватает силёнок. Особенно под капотом универсала SW Cross, у которого крупнее и тяжелее колёса.

H4M (АвтоВАЗ предпочитает этот индекс) развивает 113 л.с. — эта цифра находится посередине между показателями вазовских моторов 1.6 и 1.8. За счёт фазовраща­телей у японского агрегата побогаче «низы», да и ближе к отсечке он тянет исправно. Но в разгоне до 100 км/ч его преимущество невелико: седан Vesta AT тратит на это 11,3 секунды, а 122-сильная Vesta с «роботом» — всего на 0,8 секунды больше.

Вариаторность же Лады чувствуется только в режиме частичного дросселя — при плавном разгоне

Мне удалось даже поймать момент, когда скорость автомобиля росла, а обороты двигателя при этом снижались! И вряд ли Vesta AT понравится любителям светофорных гонок: трогается тольяттинский седан неторопливо и плавно. Да и в целом мотор реагирует на акселератор вяло, с задержками, заставляя водителя при активной езде не церемониться с педалью газа.

Вместе с новой коробкой Vesta получила новые приводные валы равной длины с промежуточной опорой, поэтому при резком старте машину не тянет в сторону

В чём причина? В настройках, которые прописали вазовские инженеры при адаптации силового агрегата к Весте. Впрочем, Logan Stepway City реагирует на газ похожим образом. Скорее всего, за счёт плавных реакций инженеры стараются сберечь дорогой вариатор. Jatco JF015E зарекомендовал себя довольно проблемным агрегатом, ещё со времен кроссоверов Nissan Juke и Qashqai первого поколения. У коробки отказывала гидравлика, ломалась солнечная шестерня в планетарном редукторе, быстро изнашивались конусы и ремень…

С тех пор вариатор дорабатывали и усиливали, но по-прежнему специалисты в один голос рекомендуют периодически менять в нём масло и избегать перегревов: трансмиссия не любит резких стартов, оффроуда, долгого ёрзанья в пробках и прочих издевательств.

SW Cross с его 17-дюймовыми колёсами на той же дороге уже не так комфортен: и трясёт сильнее, и шума в салоне больше, в том числе аэродинамического

Однако в документах АвтоВАЗа коробка проходит как «необслуживаемая», а масло в ней залито на весь срок службы. Статистика специализированных сервисов показывает, что при таком отношении вариатор отправляется в капремонт через 120–140 тысяч километров. Со щадящими вазовскими настройками пробег наверняка ещё увеличится, но в России и 200 тысяч – не повод выбросить машину на свалку, а значит имеет смысл позаботиться о продлении ресурса коробки заранее. Ведь в ней установлено аж два масляных фильтра (грубой и тонкой очистки), и они есть в каталогах запчастей Renault и Nissan. Равно как и фирменное масло Nissan CVT NS-3, у которого существует масса аналогов. То есть японцы считают, что обслуживание вариатору всё-таки необходимо?

Но в целом игра стоит свеч: Vesta с вариатором получилась очень гармоничным автомобилем. Да, драйверской эту версию не назвать: у вариатора нет даже спортивного режима, и ручной алгоритм скорости не добавляет. Ну так и шасси вазовского автомобиля приятное в управлении, но не азартное. Новый силовой агрегат отлично сочетается с комфортной, и при этом неубиваемой подвеской. На Кавказе хватает второстепенных дорог, где асфальт не перекладывали, кажется, со времён СССР. Ямы такие, что смотреть больно, а вариаторная Vesta мчит по ним со скоростью за сотню без намёков на пробои, на зависть кроссоверам.

Радует и то, что АвтоВАЗ продолжает внедрять на свои седаны приятные мелочи, скрашивающие жизнь водителя и пассажиров. В этот раз, заодно с новой коробкой, на Весту добавили складывающиеся зеркала, подсветку поворотов противотуманками, руль с подогревом, новую обивку сидений, чёрную отделку потолка и бескаркасные щётки!

Цены, конечно, тоже подросли: доплата за вариатор составляет 50 тысяч рублей против 25 тысяч за уходящий «робот». Правда, заодно с новой коробкой покупатель получит и задние дисковые тормоза на всех версиях автомобиля. Самый простой седан (Classic) обойдётся в 736 900 рублей, универсал — в 773 900 рублей. За машину с вариатором и всеми новыми «плюшками» нужно отдать уже от 924 900 рублей (седан в комплектации Exclusive) до 1 023 900 рублей (Vesta SW Cross Luxe с опциональными пакетами).

Но даже с этими ценниками «автоматическая» Vesta дешевле бюджетных «иномарок» В-класса в сравнимых комплектациях

И наверняка будет востребована. Да, Vesta и так в лидерах рынка, однако «робот» висел на ней мёртвым грузом. В дебюте доля машин с ним составляла 15–20 процентов, а в последнее время версию АМТ выбирал едва ли каждый десятый покупатель. И тот, наверняка, оставался недовольным.

При этом в целом по В-классу интерес к двухпедальным автомобилям растёт — их уже продают больше, чем машин с «механикой»! А значит, новая версия может серьёзно повлиять на цифры продаж вазовских седанов и универсалов, ведь по уровню комфорта «автоматическая» Vesta, как минимум, не уступает ближайшим конкурентам. Наконец, с вариатором машине открываются и совсем новые пути — в модные каршеринговые сервисы и прокаты. 


Какая Lada Vesta лучше — с вариатором или с роботом?


Есть мнение или опыт езды на Весте с автоматической коробкой? Поделитесь в комментариях!

Lada Vesta на Авто.ру


Характеристики LADA (ВАЗ) Vesta I
  • Комплектация

    1.6 CVT (113 л.с.)
  • Двигатель

    1.6 / 113 л.с / бензин
  • Коробка передач

    Вариатор
  • Привод

    Передний
  • Кузов

    Седан
  • Расход топлива

    7.1
  • Разгон до 100 км/ч

    11.3
  • Цена, ₽

    924 900
Почитать ещё