Водитель испортил или потерял протокол ГИБДД: чем это грозит?

Великие дизайнеры, о которых вы не слышали: Джованни Микелотти
Разбор

МИХАИЛ МЕДВЕДЕВ

Иногда дизайнеру хватает даже одной удачной работы, чтобы вписать своё имя в историю. Вспомним Альбрехта фон Гертца, который нарисовал BMW 507, или Малколма Сэйера, создателя бессмертного Jaguar E‑type. У других именитых маэстро за плечами по несколько ярких машин, а особо талантливые могут похвастать десятком или даже несколькими десятками успешных творений.

И есть Джованни Микелотти. За свою карьеру итальянский дизайнер создал более 1200 автомобилей и прототипов! Вы не ослышались — БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ ДВУХСОТ! Понятно, почему Микелотти порой называют автомобильным Пикассо: не за схожесть стилей, а за невероятную продуктивность.

Но Микелотти известен не только количеством, но и качеством своих работ. Даже странно, что имя, возможно, самого урожайного авто­мобильного дизайнера XX века совсем не на слуху. Хотя в его портфолио есть модели Alfa Romeo и Ferrari, BMW и Maserati, Aston Martin и Ford, Lancia и Jaguar. Проще, наверное, перечислить бренды, с которыми Джованни не сотрудничал. Но таких и впрямь немного. Плодовитый итальянец даже находил время, чтобы создавать автобусы и грузовики!

1/10

Fiat 132 Special Flares, 1972

Микелотти всегда точно знал, кем хочет стать, ведь он уроженец Турина. В начале XX века это был европейский Детройт: едва ли не весь бизнес города так или иначе обслуживал нужды авто­мобильной промышленности. И отец Джованни работал на заводе весьма известной в своё время авто­мобильной фирмы Itala. Считайте, сферу деятель­ности юный Микелотти не выбирал — она выбрала его.

Энрико Нарди и Джованни Микелотти возле 1960 Plymouth Silver Ray

Не дождавшись 16-летия, в 1936-м, Микелотти бросил школу и устроился стажёром в кузовное ателье Джузеппе Фарины. Если фамилия эта звучит знакомо, то это неспроста — Stabilimenti Farina со временем превратится во всемирно известную Pininfarina. Да, у Микелотти с самого начала были очень хорошие учителя. Способности, а ещё в большей степени трудолюбие и упорство юнца привлекли внимание известного итальянского дизайнера (а в прошлом и гонщика) Марио Ревелли де Бомонта. Опытный стилист, в ту пору работавший в ателье Фарины, взял Микелотти под крыло.

Уже после войны именно на базе работ Микелотти пойдут в серию обновлённая Alfa Romeo 6C 2500 SS и кастомные кузова для Talbot Lago T26. Тогда-то начинающий дизайнер вдруг поймёт одну простую вещь: лучше работать на себя, чем на большого начальника.

Alfa Romeo 6C 2500 SS Coupe

В 1949-м Микелетто открывает собственную дизайн-студию. Ну как студию... По сути, работал он у себя дома, как сказали бы сейчас, на удалёнке, предлагая всем желающим услуги фриланс-дизайнера. Брал за работу Джованни недорого, а делал всё качественно и в срок. И потому быстро оброс постоянной клиентурой. Много­численным в Италии кузовным ателье было выгоднее сотрудничать с плодовитым и чётко выдержи­вающим дедлайны стилистом со стороны, нежели кормить дорого­стоящий штат собственных дизайнеров.

Почему же фамилия Микелотти так редко всплывает в контексте машин 1950‑х годов? Просто большинство из них скрывалось за раскрученными брендами — Pinin Farina, Vignale, Touring, Ghia и так далее. Десятки и даже сотни его ранних работ — это по большей части заказные спецверсии на базе дорогих итальянских, французских и английских машин. Одних только вариаций на тему Ferrari 212 Export набралось 10 штук: три спайдера и семь купе. По некоторым подсчётам, за всю карьеру Микелотти создал дизайн для 192 моделей Ferrari.

Ferrari 212 MM Berlinetta

Известность Микелетто в узких профессиональ­ных кругах росла, а вместе с ней прибывала и клиентура. В середине 1950‑х он создаёт спортивное купе A106 для небольшой фирмы Alpine, которое становится классикой на все времена.

Renault Alpine A106

К нему обращаются из BMW — немцам срочно нужен недорогой и качественный проект спортивной двухдверки. Так появляется BMW 700 — автомобиль, который многие называют спасителем компании. Затем британцы из Triumph, у которых, как всегда, полно работы, но есть проблемы и с деньгами, и с дизайнерской фантазией, назначают Микелотти главным дизайнером, но... дистанционно. 

BMW 700 LS Luxus

На машинах с кастомными кузовами от Микелотти ездили многие знаме­нитости. От принцессы Нидерландов Беатрикс (пляжный DAF 32 Kini) до знаменитого актёра Стива Маккуина (Ferrari 365 GTB Daytona NART Spider). А ещё были легковушки FIAT, автобусы Leyland, заказы от японских брендов Prince и Hino. Всех и правда не перечесть!

К концу 1950-х студию Микелотти уже можно было считать фриланс кузовным ателье. Не менялся только подход Джованни к работе. Откуда бы ни приходил заказчик, он всегда получал отличное качество по сходной цене и в кратчайшие сроки. Всегда остававшийся стильным джентльменом — пиджак, рубашку и галстук носил постоянно, даже на рабочем месте — Микелотти выслушивал пожелания клиентов, что-то помечал в своём блокноте и... приглашал гостей отдохнуть в ближайшем кафе. Спустя несколько чашек эспрессо уже показывал заказчикам первые эскизы. 

Fiat 850 Shellette

Для Микелотти не было работы, за которую он бы не взялся. Новый серийный автомобиль, прототип, кастомный кузов, концепт-кар — пожалуйста! При этом он искусно избегал повторов и клише, к каждому проекту подходя как к единственному и неповторимому.

Незадолго до смерти (Джованни скончался в Турине 23 января 1980 года) в одном из интервью, отвечая на вопрос о том, довелось ли ему создавать что-то кроме автомобилей, Микелотти вспомнил про кофеварку, дизайн которой он разработал после войны. Полагаем, этот проект и вовсе занял у него не больше времени, чем требуется на приготовление чашечки кофе... 

Пять лучших работ Джованни Микелотти

Alpine A110

1/10

Возможно, главный вклад итальянского Пикассо в золотой фонд авто­мобильной классики. Серия спортивных купе для французского бренда началась со скромной модели А106 — по сути, эстетского аэро­динамического кузова на шасси демократичной модели 4CV. Затем появились «альпины» покрупнее, но сделанные по тому же рецепту. Сначала А108 на узлах Renault Dauphine, а уже потом легендарная «стодесятка» на шасси Renault 8 — будущий чемпион мира по ралли и шедевр дизайна на все времена. Самое забавное, что за дизайн А110 с Микелотти так и не расплатились...

BMW 2002

1/8

BMW 2002

Сотрудничество с Микелотти, приведшее к появлению удачной модели 700, стало началом большого совместного пути. По сути, именно итальянца следует благодарить за современный облик машин из Мюнхена. Джованни вместе с Вильгельмом Хоффмайштером разрабатывал дизайн машин так называемой Neue serie — нового поколения седанов BMW, включая легендарную модель 2002. Другой важный вклад Микелотти в классику BMW — модель Touring, прообраз первого серийного универсала из Мюнхена.

Triumph Spitfire

1/5

Здесь мог быть и любой другой «Триумф» 1960‑х. Эффектный родстер TR4 или стильный седан Herald своей харизмой и зрелостью обязаны лёгкой руке Микелотти. Но мы выделим именно Spitfire — едва ли не идеальное воплощение британского спорткара 60–70‑х. А Эдгардо Микелотти — сын дизайнера — называл именно «Спитфайр» любимой машиной отца.

Она ещё и создана в лучших скорострельных традициях Микелотти. Как-то погожим июньским деньком в домашнюю студию Джованни наведался главный конструктор Triumph. Гарри Уэбстер вообще-то отдыхал в Италии с женой и дочкой и заскочил буквально на пять минут — перекинуться парой слов о перспективном родстере. Но Микелотти не стал откладывать дело на потом. Он попросил немного подождать и, даже не выключая работавший в комнате телевизор, за несколько минут набросал эскиз будущего шедевра. Эффектный, недорогой, с отличной управляемостью — что ещё можно пожелать от спорткара?

OSCA 18S

1/6

Джованни Микелотти и OSCA model 18S

Прототип малоизвестной итальянской фирмы OSCA (её основателями были братья Мазерати) — это целая веха в авто­мобильном дизайне. Если приглядеться, в формах стильной двухдверки можно заметить что-то невероятно знакомое… Не напрягайтесь слишком сильно — речь о высокой крыше, которая через несколько лет после дебюта прототипа Микелотти появится на серийном Mercedes-Benz W113 Pagoda. Можно сказать, Джованни приложил руку не только к BMW, но и опосредованно к Mercedes-Benz...

Cunningham C3

1/7

Когда счёт автомобилям в портфолио мастера переваливает за тысячу, выбрать лучшие несложно. Сложно сократить этот список до пяти машин. Поэтому не будем вставлять сами себе палки в колёса: дорожная версия гоночного автомобиля американца Бриггза Каннингема просто невероятно хороша собой, чтобы её игнорировать. Изящное, не перенасыщенное формами и лишними изгибами, Cunningham C3 безупречно воплощает эстетику сдержанного дизайна. Ныне забытым искусством создавать автомобили, в облике которых нечего добавить или убрать, Джованни Микелотти владел в полной мере.


Видели когда-нибудь работы Микелотти живьём?

Почитать ещё