Наверное, не слишком справедливо утверждать, что Луиджи Колани — совсем уж неизвестный дизайнер. Однако немногие с ходу вспомнят автомобили (по крайней мере, серийные), созданные этим бунтарём. А ведь счёт моделям неутомимого и взбалмошного гения Луиджи перевалил за десятки, если не сотни…
Его настоящее имя — Лутц. Он родился 2 августа 1928 года. И вовсе не в солнечной Эмилио-Романе, Риме или Флоренции, как можно подумать, а в Берлине. Да, Колани вовсе не синьор, а герр. При этом в его жилах бурлил коктейль польской (по материнской линии) и курдской (по отцовской) крови.
Говорят, у ребенка, выросшего рядом со стадионом, больше шансов стать футболистом. А юный Лутц с рождения попал под влияние самых современных на тот момент образчиков технического прогресса, во многом и определивших его будущее. Буквально в 200 метрах от дома Колани проходила железная дорога — будущий сорвиголова от дизайна впитывал образы и формы скоростных локомотивов, пожирающих расстояние между Берлином и Дрезденом. Совсем неподалёку располагался и берлинский «Темпельхоф» — не просто аэропорт, а ещё и место показательных полётов экспериментальных самолётов и дирижаблей. Автомобили? Они тоже были поблизости.
«Мне было, наверное, три с чем-то годика, когда я увидел роскошный Mercedes-Benz, припаркованный у ворот нашего соседа, — с вечно блуждающей улыбкой в усах будет вспоминать Колани уже в зрелом возрасте. — Аэродинамическая задняя часть машины произвела на меня громадное впечатление. Я таращился на неё три часа напролёт…»
Войну польско-курдское семейство Колани пережило относительно благополучно. Берлин, конечно, попал под бомбардировки, но не под такие как, скажем, Лейпциг. Ещё Лутцу повезло оказаться в западной зоне оккупации немецкой столицы. Несколько километров восточнее, и возможно, Колани мы бы знали как дизайнера автомобилей «Трабант», магнитофонов «Штерн» или компьютеров «Роботрон».
Колани поступил в Берлинский институт изящных искусств, а чуть позже стал абитуриентом Парижского политеха, где увлёкся аэродинамикой. Потом была финальная полировка артистических скиллов в Сорбонне, после чего молодой дизайнер отправился в свободное плавание. Но пока ещё не автомобильное.
Молодому Колани, который примерно тогда и решил сменить скучноватое немецкое имя на распевное итальянское, было интересно вообще всё. Он набирался опыта в цехах авиастроительной фирмы «Дуглас», работал над стеклопластиковыми кузовами для французской «Симки», всерьёз увлекался мебелью, кухонными принадлежностями, яхтами и так далее. Самопровозглашённый итальянец занимался даже дизайном карандашей, унитазов и похоронных принадлежностей!
Со временем Колани получит признание, деньги и славу чуть ли не во всех сферах дизайна. Корпус фотокамеры Canon T‑90 единогласно считается шедевром и классикой, а созданные Луиджи наушники-вкладыши для Sony попали даже в музей современного дизайна в Нью-Йорке. Однако автомобильный мир всегда относился к нему несерьёзно, даже не пытаясь скрывать иронию.
Скепсис родился не на пустом месте. Знаменитая «Автомобильная энциклопедия Бьюли» — пожалуй, самый авторитетный автомобильный справочник мира — марке Colani уделил ровно две строчки: «Берлинская фирма по выпуску автомобилей для самостоятельной сборки, работавшая с 1964‑го по 1968‑й». Да-да, Колани пробовал делать автомобили под своей маркой!
Но стильный, лёгкий кит-кар Colani GT на агрегатах VW Kafer, по сути, так и остался единственным автомобильным творением Луиджи, которое более-менее можно назвать серийным. Всё остальное? «Мазня, бред, псевдонаучные представления об аэродинамике!» — отмахивались от работ Колани коллеги из автомобильных компаний и кузовных ателье.
Colani GT
А ведь Колани отметился даже в Формуле‑1. Именно он разработал оперение болида Eifelland Type 21, который выступал в начале 1970‑х. И пусть особых успехов машина не добилась, сам факт уже вызывает уважение.
Eifelland Type 21
Луиджи пробовал сотрудничать с крупными брендами, но каждый раз попытка заканчивалась ничем. Эго итальянца просто не помещалось в застёгнутый на все пуговицы формат автомобильного дизайна, который проповедовали большие компании. А в своих огненных интервью Колани не щадил никого и не брал пленных.
«Что эти парни знают об автомобилях? — спрашивал он, пренебрежительно кивая в сторону GM, Mercedes-Benz, Porsche и BMW. — Да они не имеют ни малейшего представления о том, как будет выглядеть автомобиль будущего! Я же, например, создал таких несколько...»
Конечно, чудаковатого парня в мешковатых белых свитерах и трениках (собственного дизайна, разумеется), который ещё и курит как паровоз («20 сигар в день — это моя норма на протяжении последних 40 лет!») так удобно считать и клоуном, и шутом, и городским сумасшедшим. Одно только звание «Лучшие усы года», полученное от международной ассоциации любителей усов, легко объясняет весь масштаб несерьёзного отношения к персоне Колани.
Но за плотными клубами дыма проступали грандиозные контуры личности, умного и талантливого человека. При всём скепсисе по поводу псевдонаучных измышлений Колани по части аэродинамики руководство Volkswagen, например, охотно оплачивало его разработки в области сверхэкономичных автомобилей.
Как не вспомнить и армаду из 13 аэродинамических моделей дизайна Луиджи. Серия называлась Utah и в конце 1980‑х регулярно наведывалась на гонки на дне высохшего соляного озера Бонневилль. И среди них были не только автомобили.
Но даже это меркнет рядом с умением шокировать и удивлять, которым Колани владел в совершенстве. Спустя десятилетия созданные им автомобили, предметы и объекты заставляют остановиться, перевести дух и заново пережить всю ту палитру эмоций, которую он сам испытал трёхлетним пацаном, разглядывая обводы соседского Мерседеса.
Volkswagen Colani GT
Стильный, элегантный и, можно сказать, даже приземлённый по футуристическим стандартам Колани кит-кар базировался на шасси «Жука» и выпускался во второй половине 1960‑х. За четыре года построили около 1700 экземпляров этого миловидного родстера — ярчайшего доказательства того факта, что абсолютно прекрасным может быть даже недорогой автомобиль.
Mercedes-Benz C112
Совсем другой случай. О том, чтобы этот Mercedes-Benz пошёл в серию, не могло быть речи. Фирма из Штутгарта вообще упорно делала вид, что это розовое нечто не имеет к трёхлучевому бренду никакого отношения. Колани, впрочем, и не настаивал. Он просто показал и доказал, что у его интерпретации суперкара С111 коэффициент лобового сопротивления даже ниже, чем на оригинале, — всего 0,2! Остальное уже неважно.
Ferrari Testa D’oro
Одна из главных звёзд того самого рекордного десанта в Бонневилле. В основе уникального Ferrari — шасси модели Testarossa и 12-цилиндровый двигатель, который инженеры фирмы Lotec не без помощи пары турбонагнетателей раскочегарили до 750 «лошадей». Ну а дизайн кузова — ясно чьих рук дело... Вызывающий, выжигающий, но выверенный до миллиметра. По дну соляного озера Testa D’oro разогналась до 350 км/ч.
Lada Gorbi
Где хайп, там и Колани. К этому в мире дизайна привыкли быстро. На волне перестройки и потепления отношений между Советским Союзом и странами капиталистического блока немец создал футуристичную Lada Gorbi — внедорожник с элементами подвески от стоковой «Нивы», полноуправляемым шасси и полулежачими креслами в салоне. Почему для названия модели Луиджи выбрал популярное на западе прозвище президента Горбачёва? Потому что это весело!
Vision 2005
Аэродинамические грузовики Колани — это вообще отдельная глава в автомобильном дизайне, о которой мы обязательно поговорим отдельно. Серия началась в 1978‑м с Colani Truck 2001, поражавшим коэффициентом лобового сопротивления — 0,4. Для огромной фуры это действительно «всего»! Потом будут другие «обманщики воздуха», такие, например, как Vision 2005 с трёхлопастным стеклоочистителем, напоминающим мерседесовскую эмблему. Кстати, тоже фирменная разработка Луиджи.
Colani Motorrad (1978)