Как на обыкновенном УАЗе проехать настоящую гонку (и выиграть её)

В поисках стабильности. Все плюсы и минусы Exeed TXL: подробный тест
Тесты

Андрей Колтун

Времена сейчас быстрые. Компании Chery лишь 25 лет от роду, а у неё уже есть свой премиальный бренд Exeed. Причём первенец линейки — среднеразмерный кроссовер TXL — всего за два года успел дважды обновиться! Да и на дорогах он встречается всё чаще. Впрочем, не только благодаря модернизациям, но и из-за ситуации на рынке. За последние полтора года в России было продано почти 5,5 тыс. экземпляров — это почти уровень более доступного Chery Tiggo 8 Pro. Так за что выбирают Exeed TXL?

Exeed TXL
3 669 900 — 4 319 900 ₽
Оценка: 3,7 из 5
Плюсы
  • Солидная внешность
  • Богатое базовое оснащение
  • Просторный салон
Минусы
  • Посредственная динамика с базовым мотором
  • Излишне чувствительная к неровностям подвеска
  • Неудобное водительское кресло
Стоимость владения* в год при пробеге 17 500 км:
ОСАГО
22 769 ₽
КАСКО
183 500 ₽
ТО за год
14 110 ₽
Транспортный налог
9300 ₽
Топливо
84 787 ₽
Итого
314 466 ₽

* Стоимость полисов и налог рассчитаны для водителя старше 22 лет и со стажем более 4 лет, проживающего в Москве

Пробежимся ещё раз по всем изменениям. Год назад название бренда звучало иначе, и сегодня на дорогах часто встречаются TXL с надписью Cheryexeed. Но после скорого рестайлинга на перемычке между фарами кросса осталась только надпись Exeed, которую к тому же научили приветственно переливаться, когда приближаешься к машине с ключом в кармане. Тогда же автомобиль получил новый бампер с выполненными в виде вертикальных стоек противотуманками и четырьмя декоративными планками между ними. Последние выгодно обращают на себя внимание на кузовах светлых цветов, но более выразительно TXL выглядит в пурпурном или тёмно-сером. Чёрный цвет делает лицо Иксида каким-то пустым — словно машине заклеили рот.

Апгрейд по технике Exeed TXL получил совсем недавно: помимо турбомотора 1.6 кросс обзавёлся двухлитровым агрегатом, который автоматически означает улучшенную комплектацию Sport Edition. А у версий с 1.6 комплектаций две: Luxury и Flagship. На наших фотографиях — машина в версии Flagship, но оптимальной мы посчитали менее дорогую, начальную. Сейчас объясним почему.

Интерьер

Первая и самая стойкая ассоциация в салоне TXL — кинотеатр. Дорогой зал, с претензией на роскошь. В центре внимания — большой экран, бесшовно сшитый из двух дисплеев диагональю 12,3 дюйма. Справа на широкой центральной консоли прикрыты крышечкой два подстаканника. В темноте загорается контурная подсветка, почти как в кинозалах для указания проходов между рядами.

Правда, репертуар панели приборов ограничен всего тремя сюжетами: комфорт, эко и спорт. Последний наиболее информативен, но режет глаз красным, к тому же часть показаний перекрывается рулем.

Зато если к мультимедийному устройству удалось подключить телефон на базе Android, можно развлекать себя записанными на смартфоне фильмами или сюжетами с YouTube. Хорошая графика, никаких тормозов, быстрые отклики на прикосновения к экрану — и понятное меню. Да и звук аудиосистемы Sony приятный. Apple CarPlay работает без нареканий.

Увы, к остальному придраться можно. Кресла, обитые кожзамом и простроченные ромбиком, не слишком удобны. Подушка короткая, плоская и почти без боковой поддержки — в дальней дороге устаёшь. Вдобавок высоким водителям явно захочется опустить сиденье ниже, а руль вытянуть на себя побольше. Раздельный климат-контроль работает не совсем адекватно, особенно если водитель и пассажир задали разные параметры: из дефлекторов дует то теплом, то холодом. Стабильности не хватает! Да и сама глянцевая поверхность блока климат-контроля нещадно бликует на солнце и собирает отпечатки пальцев.

В салоне вообще многовато блестящего: дверные ручки, накладка на нижней спице руля, блоки кнопок на руле… Столь обильная лакировка выглядит чересчур показушно и несолидно — а ведь мы говорим о продукте с претензией на премиум!

1/11

Очевидно, что на материалах отделки и на дизайнере китайцы не экономили. В целом салон выглядит дорого и производит приятное впечатление. Разве что с глянцем перебор

Практичность

Зато галантно встречать своего хозяина TXL действительно умеет блестяще — и это вовсе не ирония. Подходишь к автомобилю на близкое расстояние с ключом в кармане, и все замки автоматически разблокируются. А если подойти к корме, то багажная дверь ещё и откроется сама — удобно, когда руки заняты поклажей. И при посадке можно не опасаться за чистоту своих брюк. Нижние кромки дверей с пластиковыми накладками надежно прикрывают пороги от грязи.

Вопросы возникнут только у владельцев двухлитровых машин, которые по умолчанию оснащаются выдвижными подножками с яркой подсветкой. Эффектно, но взрослым они только мешают, а пнуть по ногам и испачкать штаны уличной грязью могут. Польза от них будет детям. Ну и зимой в сугробе парковаться надо аккуратнее.

По количеству подстаканников и ёмкостей для мелочей Exeed TXL если и не рекордсмен, то уж точно не в числе отстающих. То, что покрупнее, можно пристроить в глубокий бокс между передними сиденьями или в перчаточный ящик. А вот нижний ярус центрального тоннеля показался нам не совсем удобным. Места там много, но поверхность неровная и без резинового покрытия — вещи будут скользить и громыхать.

1/9

На картинке сиденья выглядят шикарно, но обивка из кожзама не кажется суперкачественной и к удобству посадки есть вопросы. Подушка коротковата, спинка лишена обогрева и вентиляции, боковая поддержка развита слабо

На заднем ряду очень просторно. Даже если отодвинуть передние сиденья до упора назад, остаётся приличный запас места для ног. Упереться своей макушкой в крышу сможет разве что баскетболист, да и то не каждый. Наконец, невысокий трансмиссионный тоннель не помешает расположиться на диване и троим. Правда, обогрев распространяется только на боковые части сиденья, и USB-разъёмов для зарядки гаджетов лишь два.

Багажник у TXL по меркам среднеразмерных кроссоверов вполне стандартного объёма. Заявленные в характеристиках минимальные 600 литров намеряли явно не до уровня сдвижной шторки, а, скорее, под крышу. А вот максимальные 1,46 кубометра, доступные при сложенных спинках дивана, кажутся более правдоподобными. Вот с дополнительными удобствами в багажнике не очень — есть только боковые крючки для пакетов и сумок.

Техника и надёжность

Exeed TXL построен на модульной платформе M3X, позволяющей конструировать автомобили различных классов и с разными силовыми агрегатами. Изначально кроссовер располагал единственным двигателем — рядной 1,6-литровой «четвёркой» F4J16 с турбонаддувом мощностью 186 л.с. и тягой в 275 Н·м, для которой производитель допускает 92-й бензин.  

У сконструированного совместно со специалистами австрийской фирмы AVL мотора головка и блок цилиндров отлиты из алюминия, но поршневые гильзы чугунные. То есть вполне ремонтопригодный вариант. Что, на наш взгляд, немаловажно, учитывая соотношение скромного рабочего объёма и высокой отдачи. Впрочем, об отказах китайско-австрийского агрегата мы пока не слышали.

Второй вариант — рядная турбочетвёрка SQRF4J20C, которая изначально ставилась только на флагманский Exeed VX. Правда, для TXL мощность уменьшили с 249 до 197 л.с., опять же как и для Chery Tiggo 8 Pro Max. Информации о проблемах с этим мотором нет даже в китайских источниках. А если что-то и случится с двигателями, то есть гарантия, покрывающая 200 000 км пробега.

Данное обязательство распространяется и на 7-ступенчатый робот Getrag с мокрыми сцеплениями, и на выпускаемую по лицензии BorgWarner электромагнитную муфту подключения заднего моста. И сами по себе эти узлы вызывают меньше опасений. В начале своей жизни преселективная коробка попортила немало нервов владельцам Фордов, BMW и Mini, но на сегодняшний день благодаря методичным доработкам и новым прошивкам избавилась от врождённых болячек. Что же касается муфты, то жалоб в её адрес вообще не поступало.

Езда

За ездовые повадки Exeed TXL сильно не похвалишь. Инженерам пока не удалось найти оптимальный баланс между плавностью хода и энергоёмкостью подвески: едет автомобиль жестковато. В этом есть плюсы — если нужно резко сменить курс или быстро пройти поворот, кросс чётко выполняет команды рулём, а виражи пишет без пугающих кренов. Когда лимит сцепных свойств шин превышен, машина прогнозируемо скользит передом наружу поворота. 

Правда, понять при этом, на какой именно угол повёрнуты колёса, непросто. Адекватной обратной связью руль не балует, вместо плавно нарастающего усилия — синтетическая густота, особенно в спортивном режиме.

Главный минус подвески — тряска на неровностях. С мелочью типа дорожных швов и небольших стыков амортизаторы и пружины в принципе справляются, но перед дефектами среднего и крупного калибра уже пасуют. Если асфальт не идеально ровный, нужно всё время смотреть, что именно попадает под колёса. 

Последний совет особенно актуален для любителей прохватить по грунтовке. Да, 210 мм дорожного просвета — неплохой запас, чтобы не встрять на гребне колеи или на большой кочке. Но в спешке пробить подвеску на очередном ухабе можно на раз-два. Мало того, из-за коротких ходов стоек TXL легко вывесить на неровностях так, что два колеса окажутся в воздухе. 

Но ведь это полноприводный автомобиль, что пока редкость для моделей из Китая! Да ещё и с муфтой именитой фирмы BorgWaner. Китайцы заверяют, что в штатных режимах весь крутящий момент от двигателя поступает к передним колёсам и лишь при их пробуксовке часть тяги уходит назад. В идеале это должно происходить плавно и быстро, но... В TXL муфта подключения задней оси вступает в дело с ощутимой задержкой. И то же касается псевдоблокировок — слишком уж долго думает электроника!  

Итог предсказуем: на рыхлом грунте можно уже зарыться, прежде чем кроссовер успеет выехать из ловушки, а в случае классического диагонального вывешивания помощь псевдоблокировок весьма условна. Но если нашёлся хоть какой-то зацеп, шанс выехать есть — главное, не стесняться давить на газ и не отключать ESP. Иногда это получается слишком резко, но смягчить реакции машины нельзя: никаких специальных программ для разного вида бездорожья в автомобиле нет. 

1/4

Заявленный производителем просвет — 210 мм. Мы намеряли 200, что не сильно меньше

И по динамике Exeed не впечатляет. Более-менее адекватное ускорение связка базового 186-сильного мотора и 7-ступенчатого робота выдаёт только в рамках городских скоростей. От потока не отстанешь, но быстрые ускорения при перестроениях даются силовой установке посложнее. Пока на тахометре меньше 3000 об/мин, на частичное нажатие педали газа двигатель отзывается плавным набором скорости. А надавишь в пол — коробка замешкается на полторы-две секунды, прежде чем включить нужную передачу.

Спортивный режим частично лечит задумчивость робота и помогает при обгонах на трассе. Но на скоростях выше 120 км/ч TXL разгоняется уже без энтузиазма. Да и накладной такая езда выходит: даже при нежном обращении с правой педалью Exeed расходует не менее 11 литров бензина на сотню, а если приходится часто обгонять или толкаться в пробках — то все 13.

Свежий двухлитровый мотор подходит кроссоверу намного лучше. По мощности он всего на 11 сил превосходит двигатель 1.6, а заявленная разница в разгоне до сотни кажется несущественной (9,0 вместо 9,8 секунды), но крутящий момент решает: 375 против 275 Н·м! Это даёт и ощущение запаса под правой педалью, и позволяет коробке реже переключаться вниз. Всё это делает езду менее натужной и более плавной. Да, при быстром старте с места «робот» по-прежнему медлит, но то, что двухлитровый TXL легче набирает скорость на ходу, заметно отчётливо, особенно на трассе.

В любом случае, на TXL приятнее ехать спокойно — в таком режиме от езды можно получить удовольствие. Если мотор не напрягать резкими разгонами, в салоне будет очень тихо. Шумоизоляция отлично глушит шины даже на абразивном асфальте. Не создаёт акустического дискомфорта и набегающий поток воздуха. А в двухлитровых машинах с многослойными передними стёклами спереди ещё тише.

Оснащение

Несмотря на то что цены на новые автомобили меняются каждый день, мы продолжаем указывать официальную стоимость машин на момент публикации — для того, чтобы уточнить их позиционирование в сегменте, а также на фоне конкурентов.

Exeed TXL не умеет самостоятельно парковаться — но за исключением этого ассистента китайский кросс может похвастать полным набором благ, присущих дорогим автомобилям. В щедрости не откажешь даже начальной версии Luxury, которая с учётом безусловной скидки производителя продаётся за 3 669 900 рублей.

Трудно объяснить, почему ей не досталось салонного зеркала с самозатемнением — совершенно обычной по нынешним временам опции. При этом китайцы не поскупились на 18-дюймовые легкосплавные диски, полностью светодиодные фары и задние фонари, раздельный климат-контроль, кожаную отделку сидений, электрические обогревы руля, ветрового стекла и форсунок омывателей, передние и задние парктроники, систему камер кругового обзора, ассистенты при движении в гору и на спуске, электропривод двери багажника с функцией бесконтактного открытия и мультимедийную систему с достойной акустикой Arkamys. Учитывая, что TXL полноприводный по умолчанию, такой «базовый» набор нам кажется оптимальным.

Комплектация Flagship за 3 919 900 рублей не делает кроссовер динамичнее и комфортнее на ходу. Четверть миллиона — это доплата за более крупные 19-дюймовые колеса, панорамную крышу с люком, улучшенную обивку кресел, вентиляцию передних сидений, акустику Sony и набор ассистентов, включающий активный круиз-контроль, системы удержания в полосе и помощи при движении в пробках, плюс упомянутое самозатемняющееся зеркало. 

А двухлитровый мотор полагается только новой комплектации Sport Edition, которая дополнена выдвижными подножками, USB-разъёмами формата Type-C, многослойными передними стёклами, тонировкой задней полусферы, полноразмерной запаской вместо докатки и встроенным видеорегистратором. Стоимость такой машины — 4 319 900 рублей.

Конкуренты

1/4

Chery Tiggo 8 Pro Max

Ближайший полноприводный родственник лишь на 58 мм короче TXL, но при этом не уступает в оснащении. Под капотом — тяговитый 2‑литровый турбомотор, развивающий 197 л.с. и 375 Н·м крутящего момента, а салон по умолчанию 7‑местный. А цены чуть-чуть ниже: начальная версия Dreamline стоит 3 890 900 рублей, а топовый Ultimate — 4 190 900 рублей

Вывод

Солидные размеры и внешность, экран как у Мерседеса, блок климат-контроля как в Range Rover, полный привод, кожа, обогревы всех сидений и камеры кругового обзора — устоять перед столь внушительным набором благ непросто. За те же условные четыре миллиона столько всего в упомянутых выше «корейцах» вам не дадут.

Но ведь способности автомобиля измеряются не только диагональю дисплея мультимедийной системы и мягкостью пластика — не менее важны динамика, управляемость, ходовой комфорт и эргономика. Чем выше цена, тем больше внимания к этим свойствам. И тут к Exeed TXL, особенно с начальным двигателем, появляются вопросы. На жёсткость подвески и посредственную тягу можно было бы закрыть глаза, если бы этот продукт не подавался рынку как «премиальный». 

Но если забыть про премиальность, то перед нами — просто очередной недешёвый кроссовер. Просторный, хорошо оснащённый и очень приличный снаружи и внутри. И с ним, как и со многими другими «китайцами», пока придётся идти на некоторые компромиссы. Которых будет чуть меньше в случае двухлитровой версии.


Exeed TXL или конкуренты?

Характеристики EXEED TXL I Рестайлинг
  • Комплектация

    1.6 AMT (186 л.с.) 4WD
  • Двигатель

    1.6 / 186 л.с / бензин
  • Коробка передач

    Роботизированная
  • Привод

    Полный
  • Кузов

    Внедорожник 5 дв.
  • Расход топлива

    7.6
  • Разгон до 100 км/ч

    9.8

Exeed TXL на Авто.ру


Фото: Вячеслав Крылов

Почитать ещё