КИРИЛЛ БРЕВДО
Построив завод под Тулой и застолбив за собой первое место по продажам среди китайских марок, бренд Haval не собирается останавливаться и вообще имеет основательные планы на российский рынок. А главным орудием марки прямо сейчас стал компактный кроссовер Haval Jolion: современная начинка, щедрое оснащение и относительно умеренная цена. Всё это может показаться достаточно убедительными аргументами для тех, кто всерьёз готов рассматривать китайский автомобиль в качестве альтернативы более раскрученным маркам.
Эта модель борется за звание главной новинки 2021 года в России
Проголосовать!* Стоимость полисов и налог рассчитаны для водителя старше 22 лет и со стажем более 4 лет, проживающего в Москве
Jolion дебютировал в середине лета 2021 года и вроде бы обрадовал очень приятной ценой, но... Вскоре подорожал сразу на 90 000 рублей. И если прежде цены стартовали с отметки в 1 189 000 рублей, то сейчас входной порог поднялся до 1 279 000. То ли ещё будет?
Впрочем, даже с такими ценами Jolion не теряет привлекательности. Например, тестовый экземпляр в топовой комплектации Premium с безальтернативной роботизированной коробкой 7DCT (но с приводом только на передние колёса) стоит умеренные 1 649 000 рублей. С полноприводной трансмиссией такой кроссовер обошёлся бы всего на 120 тысяч дороже. Да-да, всего — ведь полноприводная Hyundai Creta нового поколения в самой богатой комплектации уже перевалила за отметку в 2 миллиона рублей.
Интерьер
Внутренний мир Джолиона приятен не только на вид, но и на ощупь. Материалы приличные и интересные, а экономия обнаруживает себя разве что на дверных картах из жёсткого пластика. Правда, разнообразие материалов и фактур слегка удивляет — есть ощущение, что дизайнеры хотели показать сразу всё, на что они способны. И это у нас на тесте была машина ещё со скромной чёрной отделкой, хотя существуют и куда более нарядные варианты с белым кожзамом или отделкой цвета варёной сгущёнки. В более простых версиях будет ткань.
Главный прокол по части эргономики — невозможность отрегулировать руль по вылету ни в одной из комплектаций. Тем, кто привык сидеть поближе к «баранке», придётся сдвигать кресло вперёд. Зато обзорность неплоха даже с учётом широких передних стоек. До левой стеклоочиститель не доходит примерно сантиметра четыре, что неприятно, но не слишком критично. Зато наружные зеркала ну очень информативные и большие! А внутреннее — с изюминкой: обрамляющий его резиновый ободок можно снять, и тогда зеркало станет безрамочным. Интересное решение, но зачем оно? На парковке очень кстати оказалась система кругового обзора с прекрасной картинкой и графическими подсказками парковочных датчиков.
Практичность
Садиться в Jolion следует с аккуратностью, чтобы не запачкать джинсы о пороги, которые китайские инженеры не стали закрывать накладками на двери. Хотя, например, арки задних колёс всё же изолированы от внешней среды — и на том спасибо. Бесключевой доступ есть во всех комплектациях, но работает он непривычно: для разблокировки нужно тянуть за ручку дважды — сначала разблокируется центральный замок, и лишь потом срабатывает замок двери. Но иногда и с двух раз сделать это не получается. К тому же датчик и кнопка предусмотрены только со стороны водителя, так что, если хочется услужливо открыть дверь перед попутчицей, придётся извлекать ключ из кармана и жать на кнопку.
На заднем ряду очень просторно. Порадовало отсутствие напольного тоннеля на переднеприводной машине, да и на версиях с полным приводом он возвышается над уровнем пола весьма незначительно. Никаких регулировок не предусмотрено, но этого и не требуется: посадка на диване вполне естественная. Жаль только, что сзади нет крючков для одежды. Зато спереди есть один — на передней панели около тоннеля с пассажирской стороны. Туда можно повесить пакетик из магазина, например.
Багажник невелик, к тому же в нём нет никаких приспособлений для фиксации груза. В подполье обитает докатка, вокруг которой разбит органайзер, где разложены всякие причиндалы вроде домкрата и буксировочной проушины. А внутри запаски лежит корыто, куда можно упрятать всякую мелочь.
Все Джолионы, за исключением базовой комплектации, допускают дистанционное управление через смартфон — через приложение My Haval. Набор телематических функций примерно стандартен для подобных сервисов: можно запускать двигатель и программировать время его работы, управлять блокировкой центрального замка, устанавливать температуру климат-контроля и включать обогревы сидений. Кроме того, система позволяет мониторить жизненные показатели машины (пробег, запас хода, давление в шинах и т. д.), а также отслеживать геопозицию на карте.
Техника и надёжность
Jolion построен на новой модульной архитектуре L.E.M.O.N. — впоследствии она станет основой для создания целой линейки разномастных моделей. Интересно, что эта платформа достаточно гибкая для адаптации под различные силовые установки, будь то гибридная или полностью электрическая начинка. В случае с Джолионом мы имеем стандартный набор инженерных решений для недорогого кроссовера. Спереди используются стойки МакФерсон, сзади работает торсионная балка, если привод только на передние колёса, либо многорычажка в случае с полноприводными модификациями. Кстати, привод на заднюю ось в этом случае будет реализован с помощью многодисковой муфты Haldex пятого поколения.
Переднеприводные версии комплектуются турбомотором 1.5 мощностью 143 силы. Этот алюминиевый двигатель с индексом GW4G15K стал развитием мотора GW4G15B, который ставили на модели H2 и H6. Тот, в свою очередь, произошёл от тойотовского 1NZ-FE, который изначально вообще был атмосферным. В своей нынешней ипостаси GW4G15K должен быть неплох в плане надёжности, хотя на запредельную ходимость рассчитывать не приходится: потолок по ресурсу для него примерно 250–300 тысяч километров.
На такой же пробег могут рассчитывать и потенциальные владельцы полноприводных Джолионов, оснащаемых более современным силовым агрегатом с обозначением GW4G15D. Рабочий объём здесь почти такой же (по факту больше на пару «кубов» — 1499 против 1497 у GW4G15K), но уже непосредственный впрыск вместо распределённого, а степень сжатия увеличена с 9,3 до 11,8. Соответственно, и отдача выше: мощность достигает 150 сил, а крутящий момент вырос на 20 Нм, до 230 Нм. Оба мотора рассчитаны на использование 92‑го бензина.
Механическую «шестиступку» 6MF22B для Jolion поставляет фирма Wuhu Wanliyang, и она вряд ли склонна к сюрпризам. Преселективный семиступенчатый «робот» GW7DCT1-A02 с парой мокрых сцеплений, который производит компания HYCET, вроде бы тоже не запятнал свою репутацию отказами. Однако некоторые владельцы кроссоверов Haval F7, на которые также ставят эти коробки, жалуются на дерготню в определённых режимах движения. Впрочем, статистика по этим агрегатам пока не позволяет делать выводы о степени их надёжности.
Езда
Сердечной недостаточностью Jolion явно не страдает: тяги турбомотора с лихвой хватает и для весёлых стартов со светофоров, и для обгонов на загородной трассе. Всё портит нерасторопный «преселектив», который ставит двигателю палки в колёса. Хочешь тронуться — изволь выждать, пока коробка решит сомкнуть сцепления. И только после этого машина поедет — порой даже резче, чем того ждёшь. Переход в спортрежим проблему решает странно: реакции на газ чуть обостряются, но пауза на старте остаётся и нервозность лишь усиливается. Зато в нём пониженные ступени держатся подольше, поэтому и ускоряться в рамках одной передачи удобнее.
Впрочем, после нескольких дней практики этот недостаток сглаживается: ты привыкаешь к характеру машины, меняешь алгоритм взаимодействия с ней — и дальше как будто всё в порядке.
Но вот на то, чтобы подружиться с селектором трансмиссии, может не хватить и недели. Проблема в том, что шайба не имеет фиксированных конечных положений, поэтому не попасть в нужный режим — пара пустяков. Маневрируя вперёд и назад, нужно быть начеку: а точно ли включилась задняя? Вдобавок зачастую при попытке включить D пролетаешь в ручной режим М — и обнаруживаешь это только на разгоне, когда мотор выкручивается в звон на первой передаче.
Впрочем, при спокойной езде в гражданских режимах особых претензий к коробке нет: ступени сменяются достаточно мягко и быстро. А с механической коробкой кроссовер и вовсе расцветает! Тронуться с места — никаких проблем, благо привод сцепления информативен, а чёткость переключения передач отличная. Правда, звучит моторчик так себе, но хотя бы не орёт на разгоне.
Вообще, с точки зрения акустического комфорта Jolion весьма неплох: каких-то особых раздражителей, выбивающихся из общей картины шумов, вы не услышите. А вот к настройкам подвески есть вопросы. Кроссовер слишком подробно транслирует в салон профиль дороги. Мелкие и средние неровности сглаживаются чуть лучше, но более серьёзные ямки, особенно с острыми краями, делают машине больно. Лежачие полицейские и вовсе следует преодолевать шёпотом — подвеска слишком мягкая, особенно на отбой.
По грунтовке Haval, как ни странно, идёт неплохо, но именно что идёт, а не бежит. Стоит только переборщить со скоростью — и подвеска уже не успевает отрабатывать рельеф, обнаруживая к тому же нехватку энергоёмкости.
На ровном асфальте всё ожидаемо понятно, хоть и без азарта. Руль в околонулевой зоне изрядно задемпфирован, а при отклонении на больший угол реактивное усилие растёт довольно невнятно. Но всё же траекторию Jolion меняет охотно, без задержек, а в пределе безопасно тащит нос наружу поворота.
Полноприводная машина с независимой задней подвеской слегка отличается повадками. Рулёжка здесь точнее и интереснее, а само шасси кажется более жёстким и собранным. И «лежачих полицейских» такой кроссовер проезжает намного увереннее, но мелочёвку собирает всё так же подробно.
Но даже Джолиону с полным приводом на сколь-нибудь серьёзное бездорожье лучше не выезжать. Передний бампер висит низко, при том, что его нижняя часть окрашена в цвет кузова, да и в заявленные 190 мм клиренса не очень верится. Плюс неудобное управление тягой и совершенно беззубые шины Kumho Solus HS63. Всё это точно не добавляет уверенности за пределами твёрдых покрытий.
Оснащение
Базовый Jolion с «механикой» в комплектации Comfort за 1 279 000 рублей не так уж и плохо оснащён: у него есть подогрев зеркал и кресел, пусть и однозонный, но всё же климат-контроль; мультимедийка с 10-дюймовым тачскрином и поддержкой Apple CarPlay/Android Auto, круиз-контроль и даже бесключевой доступ. За доплату в 100 000 рублей «механику» можно сменить на «робот». А вот полный привод для самой демократичной версии недоступен.
Апгрейд до среднего уровня Elite обойдётся в сотню тысяч: 1 379 000 рублей. И оно того стоит! За эти деньги вы получите светодиодные фары с вертикальными ходовыми огнями, обогревы лобового стекла, руля и заднего дивана; макияжные зеркала в козырьках с подсветкой, внутреннее зеркало с автозатемнением, систему помощи при спуске, задние датчики парковки вкупе с камерой, боковые подушки и шторки безопасности, улучшенную мультимедийку с шестью динамиками вместо четырёх и возможностью работы с телематикой My Haval, а также рейлинги на крыше и 18-дюймовые колёса (в базе на дюйм меньше). А ещё — хромированный декор на окнах и блестящие молдинги на дверях. Накинув 120 000 рублей сверху, заимеете полный привод, но только при наличии 7DCT — c «механикой» он не сочетается.
Наконец, в топ-версии Premium за 1 649 000 рублей список оборудования прирастёт тонированными задними окнами, отделкой из кожзама и мягкой нашлёпкой на передней панели; электроприводом складывания зеркал, автодоводчиками всех четырёх стёкол (в том числе и с ключа), двухзонным климатом, передним парктроником вместе с камерами кругового обзора и системой автоматической парковки, проекционным дисплеем, мониторингом давления в шинах, а также целым набором электронных ассистентов вкупе с адаптивным круиз-контролем. А ещё у самого дорогого Джолиона будут большой 12-дюймовый экран мультимедийки, беспроводная зарядка и виртуальные приборы вместо аналоговых. А за 10 000 рублей можно выбрать любой цвет кроме белого, который положен кроссоверу по умолчанию.
Конкуренты
Вывод
Фраза, которая в тестах китайских автомобилей встречается всё чаще: у Haval получился неплохой автомобильный продукт. Да, Jolion небезупречен, однако со всеми его огрехами нетрудно примириться, держа в голове положительные моменты. Ведь это вполне современный кроссовер, который прилично выглядит и неплохо едет. С учётом его габаритов, а также технической начинки и электронного фарша — особенно в топе — он кажется хорошим предложением за свои деньги. Ведь «некитайские» кроссоверы в этом ценовом диапазоне будут компактнее габаритами и скуднее оснащением.
Вопрос только в том, насколько надёжным Haval окажется в процессе эксплуатации. Судя по форумам, где активно тусуются владельцы других моделей этого бренда, более дорогие машины со схожей начинкой особых проблем не доставляют. Но, конечно, пока не хватает статистики по вторичному рынку:как быстро будет обесцениваться машина при перепродаже? Впрочем, если техника и впрямь окажется достаточно выносливой, то и ликвидность машины окажется неплохой.
Китайский кроссовер за полтора миллиона — что возьмёте?
Комплектация
1.5 AMT (143 л.с.)Двигатель
1.5 / 143 л.с / бензинКоробка передач
Роботизированная
Привод
ПереднийКузов
Внедорожник 5 дв.Расход топлива
8.1
Разгон до 100 км/ч
9.8