Профессор американского университета Пердью (Purdue University) Луна Лу предлагает бороться с пробками с помощью её разработки — «умного бетона». Он умеет определять свой уровень твёрдости после заливки в реальном времени и заделывать собственные трещины.
- Чтобы лучше понимать, что происходит с бетоном после заливки, его оснастили сенсорами, которые без проводов передают сигналы об уровне твёрдости материала в реальном времени. Технология поможет не задерживать трафик, если дорога готова к использованию. С другой стороны, продлит дорогам жизнь, исключив их преждевременную эксплуатацию. Это сэкономит деньги налогоплательщиков и уменьшит частоту ремонтов, а значит, и пробки на дорогах.
- Кроме того, в такой бетон добавляют нанокремнезём, который самостоятельно пломбирует трещины в бетоне. Это защищает материал от попадания воды внутрь. Коррозии металла арматур не происходит, и они служат дольше.
- Автор идеи — профессор в области гражданского строительства американского университета Пердью Луна Лу со своими студентами. В 2019 году департамент транспорта Индианы, где находится университет, начал установку вышеупомянутых сенсоров на автомагистралях. Также профессору Лу уже удалось поработать с американским федеральным управлением шоссейных дорог в других штатах: в Калифорнии, Техасе, Миссури, Теннесси, Колорадо и Северной Дакоте.
- Разработка Лу может быть применена не только в области бетонного строительства. Асфальт и почву тоже можно оснастить подобными датчиками. «Пробки, связанные с инфраструктурными проблемами, стоят нам четыре миллиарда часов и три миллиарда галлонов газа ежегодно. Всё это происходит в первую очередь из-за недостаточности информации о состоянии инфраструктуры», — уверена Лу.
В сентябре в Великобритании начали строить дорогу из «графенового» асфальта. Участок магистрали А1 в Нортумберленде станет первой дорогой в мире, на которой используется подобный состав. Он вдвое прочнее обычного.