От Субурбана до хот-рода: лучшие объявления на Авто.ру

Ювіляр: «Запорожцы», о которых вы наверняка не знали
Подборки

Алексей Олефиренко

В 1960 году с автомобильного завода в Запорожье сошли первые товарные экзем­пляры ЗАЗ-965, которому было суждено стать первым более-менее «народным» автомо­билем СССР. На Запорожцах ездили в путеше­ствия через всю страну, пробирались через грязь к дачным участкам, а позже неодно­кратно вспоминали в анекдотах. Короче говоря, авто­мобиль знаковый и только что ему исполнилось 60 лет. По этому случаю мы решили вспомнить особые и редкие «Запорожцы».

НАМИ-059

Не секрет, что изначально «Запорожец» должен был стать «Москвичом»: проект компактного задне­моторного автомобиля разрабаты­вался МЗМА совместно с НАМИ. И первый прототип будущего ЗАЗ-965, представ­ленный в 1957 году, назывался «Москвич»-444. Однако позже проектную документацию передали в Запорожье, где и начался серийный выпуск модели.

Тем не менее, научно-исследователь­ский автомо­бильный институт не оставил проект, даже когда тот поменял прописку. Поэтому в НАМИ периоди­чески предлагали варианты модерни­зации советского бест­селлера. Один из первых подобных вариантов — НАМИ-059, появив­шийся ещё до того, как ЗАЗ-965 стал серийным.

Это был стеклопластиковый «шутинг-брейк» на базе ЗАЗ-965, точнее — на базе 444-го «Москвича». Проектом руководил Борис Фиттерман, а дизайн разраба­тывал Юрий Долматов­ский. При всём внешнем сходстве с «Жужиком» НАМИ-059 едва ли можно назвать копией ЗАЗ-965. У него даже мотор был другой – двух­цилиндровый М-72, который устанавли­вался на одно­имённый мотоцикл и 444-й «Москвич». Машину впервые показали в 1958 году, но серийного варианта так и не случилось.

ЗАЗ-965С

1/5

Знаменитый «горбатый» выпускался с 1960 по 1969 год. Помимо базовых испол­нений 965 и 965А, модель была доступна в версиях для инвалидов (965АБ/965Б/965АР), а для экспорта — 965АЭ, также известном как «Ялта». Но для особых целей суще­ствовали особые модификации, которые обыкновен­ному советскому пролетарию не предлагали.

Одна из них — ЗАЗ-965С, где «С» — это «связь». Моди­фикация выпускалась с 1960 по 1962 год по заказу Министер­ства связи СССР и обладала рядом особен­ностей, которые делали её удобной для сбора писем из почтовых ящиков в городах. Главная из них — право­стороннее размещение органов управления. Благодаря правому рулю почтальон-водитель сразу выходил на тротуар и получал максимально быстрый и безопасный доступ к корреспонденции в ящиках.

Сами же письма хранились на задней площадке «Запорожца» — той, где, как правило, рас­полагались задние сиденья. Она выдер­живала до 150 кило­граммов полезной нагрузки и, благодаря глухим стенкам вместо боковых задних стёкол, была почти полностью отрезана от солнечного света, что для бумаги, разумеется, плюс.

Внешне «связной» 965-й отличался характер­ными боковыми воздухо­заборниками, которые гнали воздух к V4 от Мелито­польского моторного завода, а также надписями «связь» на месте бывших боковых окон. До наших дней не дожил ни один экзем­пляр 965С — все они нещадно были порезаны на металл после завер­шения срока эксплуатации. Поговари­вают, таких машин построили чуть более 600 штук.

ЗАЗ-965П

Почти у каждого автомобильного пред­приятия СССР были пикапы для внутри­заводских нужд. Такие машины помогали доставлять негабаритные детали к сборочным линиям, вывозить отходы произ­водства и так далее. У ВАЗа подобный автомобиль был на базе «копейки», у ГАЗа его делали из 24-й «Волги». Запорожский автозавод тоже не отставал.

Первым, разумеется, появился пикап на базе ЗАЗ-965, которому присвоили индекс 965П. Машину делали максимально просто: над задней частью пассажир­ского отсека срезалась крыша, устанав­ливалась переборка с окошком между передним рядом и получив­шимся багажником — и всё, вперёд на смену! Правда, ввиду небольшой грузо­подъёмности самого «Запорожца», а также особен­ностей его компоновки (мотор-то всё ещё находился в заднем свесе) практич­ностью пикап всё же не отличался.

Производство 965П осуществля­лось на базе отбракован­ных кузовов обычных 965-х. И хотя серийным такой вариант никогда не был, несколько экзем­пляров всё же попали за ворота завода. А в период с 1990 по 1992 год производ­ство пикапов на ЗАЗе и вовсе стало более-менее массовым. Правда, в их основе уже лежала более современная модель 968М.

ЗАЗ-968АП

1/8

Собственно, тот же концепт, что и у ЗАЗ-965П, но на базе дорестай­лового варианта ЗАЗ-968. Рецепт создания идентичный: брако­ванный кузов с частично срезанной крышей, вертикаль­ная стенка и П-образ­ный усилитель. Однако, в отличие от серийного 968МП, 968АП для продажи не предназ­начался. Несколько этих машин были изготов­лены в конце 1970-х годов, но деталей об этой моди­фикации крайне мало.

ЗАЗ-966

1/2

Хотя выпуск 965-й модели был налажен только в 1960 году, уже в то время велась разработка преемника. Например, вот так в 1961 году видели будущий ЗАЗ-966: рельефные панели боковых воздухо­заборников, сложный передок с чётко обозна­ченными «бровями», плавно стекающие вниз боковые окна. Но серийный 966-й, как мы с вами знаем, всех этих изысков лишился. А жаль!

ЗАЗ-970

В 1961 году на заводе «Коммунар» под руководством Юрия Сорочкина был создан опытный грузовичок ЗАЗ-970, который получил прозвище «Точило». В основе машины лежал тот самый перс­пективный ЗАЗ-966 — хотя оформ­ление кузова непрозрачно намекает на родство с 965-й моделью.

Грузоподъёмность ЗАЗ-970 составляла всего 350 кило­граммов, но направ­ление казалось перс­пективным. Тем более, в Западной Германии подобные машины тоже были и пользо­вались успехом — речь об оригинальном Volkswagen Transporter. Правда, немецкая модель за счёт более «низкого» оппозитного двигателя обладала большей практичностью.

Дошло даже до того, что советские газеты воодушев­лённо писали, что скоро ЗАЗ-970 станет массовым. Но не сложилось.

ЗАЗ-970Б/970В

1/3

Грузовичок ЗАЗ-970 стал отправной точкой для создания целого семей­ства авто­мобилей «Целина», в который вошли грузовой фургон 970Б, грузо­пассажир­ский фургон 970В и пикап 970Г. Ведущим конструктором проекта стал Лев Мурашов — выходец из МЗМА.

Поскольку автомобили планировали эксплуати­ровать в условиях бездорожья, нужна была достаточная жёсткость несущей конструкции. Путём проб и ошибок инженеры остано­вились на стали толщиной 0,7 милли­метра, выпускаемой чуть ли не через дорогу — на «Запорож­стали». Позднее все исследо­ватель­ские резуль­таты были отправлены на ВАЗ, где их использо­вали для создания кузова «Нивы».

Как и ЗАЗ-970, 970Б и 970В были построены на агрегатах ЗАЗ-966. Грузо­подъёмность обоих машин составляла 350 кило­граммов, при этом грузо­пассажир­ский 970В мог брать эти самые кило­граммы либо в виде груза, либо в виде пяти пассажиров. Сиденья у 970В были съёмными, поэтому его легко можно было превратить в грузовичок. Обе версии появились в 1962 году. Как и…

ЗАЗ-970Г

1/2

Как и 970Г — третий член этого семейства. От закрытых фургонов он отличался лишь грузо­подъёмностью, которая доходила до 400 кило­граммов! 970Б/970В и 970Г обладали отменной проходи­мостью, однако высокая посадочная и погрузочная высота (полметра) и выявленная в ходе испытаний слабая надёж­ность вынудила поставить на проекте, который когда-то казался очень перспективным, крест.

ЗАЗ-971Д

1/2

А вот ЗАЗ-971Д повезло несколько больше. Моди­фикация является развитием идей 970-го семей­ства в их варианте для вооружённых сил Советского Союза. Тут и незатей­ливые панели, и кузов типа «фаэтон» с брезентовой накидкой, и полный привод.

Было изготовлено пять прототипов 971Д (три — в длинно­базном варианте, два — в коротко­базном), которые в течение трёх лет дорабаты­вались и испыты­вались на территории Украинской ССР. Выводы испытаний были неутеши­тель­ными: список поломок и замечаний занял восемь альбомных страниц.

Тем не менее, проект не ушёл в историю незамеченным: проектная документация пригодилась при разработке ЗАЗ-969 (который позднее превратился в ЛуАЗ-969), а также ТПК (ЛуАЗ-967).

ЗАЗ-965 Опытный

Когда в НАМИ работали над «Москвичом»-444, институту для препари­рования предоставили несколько зарубежных авто­мобилей-аналогов: Iso Isetta, Bond Minicar, Lloyd 600 и других карапузов. Но зарубежные машины оказались интересны не только с точки зрения техники, но и дизайна. Поэтому стали источником вдохно­вения для потенци­ального «рестайлинга» ЗАЗ-965.

На фото — один из вариантов модернизации ЗАЗ-965, созданный в первой половине 1960-х. Как видно на изображении, «горбатый» должен был получить более мону­менталь­ный передок, свой­ственный скандинав­ским и британским автомо­билям того периода, а также фальш­радиаторную решётку с размашистой надписью «Запорожець». Но этот вариант забраковали: щедрое использо­вание хромиро­ванных элементов привело бы к увеличению цены народного авто­мобиля, а значит — к падению его популярности.

Спорт-900

1/5

Несмотря на плановую экономику и зависи­мость от государ­ственных заказов, никто не мешал сотрудникам НАМИ проявлять инициативу и проектировать в свободное время что-нибудь интерес­ненькое. Именно так и появился Спорт-900 – пожалуй, один из красивейших советских автомобилей того периода.

Он был создан инициативной группой, состоящей из художников-конструк­торов Эдуарда Молчанова и Феликса Хайдукова, инженеров Игоря и Льва Дурновых, художника Владимира Елтышева и химика Анатолия Сывороткина. В основе авто­мобиля лежали агрегаты от ЗАЗ-965, однако благодаря стекло­пластиковому кузову Спорт-900 весил на 125 кило­граммов меньше исходника — лишь 500 кило­граммов. И это при посадочной формуле 2+2!

В период с 1963 по 1969 год было изготов­лено лишь шесть подобных машин, которые незначи­тельно отличались в плане дизайна. Все они были распре­делены между шестью участниками той самой инициативной группы. Массового распро­стране­ния купе, увы, так и не получило.

НАМИ-0100

НАМИ-0100 стал одним из последних вариантов модерни­зации ЗАЗ-965. Он появился в конце 1960-х и, по большому счёту, был бесполезен: к тому времени уже закончили разработку ЗАЗ-966, которым планиро­вали заменить устаревший «Горбатый». Хотя остренькая мордочка на 965-м смотрится забавно.

НАМИ-0137

«Запорожец» едва ли можно назвать комфорта­бельным авто­мобилем, однако у него есть две фунда­мен­таль­ные проблемы, которые не имеют никакого отношения к его бюджет­ности. Первая — это капризный двигатель воздушного охлаж­дения, который очень любит пере­греваться в тёплую погоду. Вторая — склон­ность к избыточной поворачи­ва­емости, которая объясняется особен­ностями компоновки.

Обе проблемы теоретически решал прототип НАМИ-0137. Во-пер­вых, он оснащался модерни­зиро­ванным вариантом двигателя МеМЗ с увели­ченным рабочим объёмом и жидко­стным охлажде­нием. Во-вто­рых, у машины был передний привод, что делало её поведение более прогнозируемым.

Планировалось, что такой Запорожец станет основным автомо­билем такси в небольших городах. Однако проекту, который отлично зареко­мендовал себя на испыта­ниях, так и не дали «зелёный свет». Потому что в то время уже выпускался ЗАЗ-966, а модерни­зировать и ЗАЗ, и МеМЗ под новую концепцию оказалось слишком сложно и дорого.

El Motors ГоRRбатый

1/15

Наверное, именно таким хотели бы видеть ЗАЗ-965 на Запорож­ском авто­мобильном заводе. Увы, «заводной апельсин» ГоRRбатый суще­ствует в един­ственном экзем­пляре и сейчас находится в музее Ретро-Юнион (Санкт-Петербург).

При всём внешнем сходстве с «Горбатым» авто­мобиль не имеет ничего общего с «Запорож­цами». В его основе — стальной монокок, накрытый панелями из стекло­пластика. К силовой структуре кузова крепятся подвески на поперечных рычагах и два синхрони­зиро­ванных двигателя от Yamaha YZF R1. Последние суммарно развивают 300 лошадиных сил. Коробок передач у суперЗАЗа тоже две, обе они секвен­таль­ные и передают тягу на заднюю ось.

Ввиду того, что масса машины составляет всего 800 кило­граммов, динамика у неё уважитель­ная даже по нынешним меркам: разгон до 100 кило­метров в час занимает 4 секунды. И посопер­ничать с таким Запорожцем может только тот, что не так давно скрестили с Lotus Exige.


В вашей семье был или есть «Запорожец»?

Почитать ещё