Михаил Конончук
Изолироваться от внешнего мира — значит, подарить себе время на получение новых и интересных знаний! По крайней мере, так рассудила наша оптимистично сидящая по домам редакция, работая над циклом материалов, скрашивающих ваш карантин.
И сегодня мы поговорим о главных автомобилях в истории человечества — тех, которые реально изменили мир. Но вместо объяснений, почему они его изменили, давайте сконцентрируемся на фактах, которые вы могли не знать. И тех, которые мы ещё недавно не знали сами.
~
Маркетинг, путешествия и аварии автомобиля Карла Бенца
О том, как был устроен первый автомобиль в мире, мы написали отдельный материал, а теперь давайте поговорим об историях, которые были с ним связаны. Как известно, Карл Бенц запатентовал свой самоходный трёхколёсник в 1886 году — но разрабатывался проект на деньги его жены, Берты. По современным законам, ей же должны были принадлежать и патенты, но 124 года назад у женщин такого права попросту не было.
Фрау Бенц, кстати, оказалась в ответе не только за финансирование, но и за маркетинг проекта: именно она с двумя сыновьями в августе 1888 года совершила первое длительное путешествие на автомобиле, тем самым доказав, что это не просто игрушка, а вполне себе средство передвижения. После чего, собственно, и появился покупательский интерес — в результате было сделано около 25 экземпляров «патентвагена» с тремя версиями технической начинки и несколькими типами кузова. Путь из Мангейма в Пфорцхайм представлял собой 104 километра в одну сторону и 90 в обратную — а сегодня этот маршрут признан памятником немецкой промышленности, официальной туристической трассой, и раз в два года там случаются пробеги исторических машин.
Кстати, самый старый из сохранившихся патентных автомобилей Карла Бенца — экземпляр 1888 года — сейчас хранится в Лондонском музее науки. Но ещё в 1958 году эта бесценная реликвия ездила по улицам британской столицы! Не под управлением какого-то сумасшедшего энтузиаста, разумеется, — дело было в рамках специально организованного пробега Королевского автомобильного клуба для машин, выпущенных до 1905 года. За шесть с половиной часов трёхколёсник проделал путь в 90 километров от Гайд-парка до Брайтона, четырежды останавливаясь на дозаправку топливом и водой и один раз — для замены приводного ремня.
Но самое удивительное, что за год до этого в аналогичном пробеге автомобиль Бенца… попал в ДТП!
~
Ford T, который мог быть только чёрным… И стал им далеко не сразу
Первая массовая, конвейерная машина на самом деле не была первой. Хотя вклад «Жестянки Лиззи» в повальную автомобилизацию Америки переоценить невозможно, да и под сомнение его никто не ставит. Однако ещё в 1901 году предприятие Рэнсома Олдса, оно же Oldsmobile, освоило выпуск модели Curved Dash, также известной как Runabout. Представляете, на фабрике в Детройте уже функционировала сборочная линия, и каждый год она выпускала по 2500 пусть и примитивных, но всё же автомобилей! А общий тираж составил целых 19 тысяч экземпляров.
Почему же тогда мир помнит не Олдса, а Генри Форда? Всё просто: первый придумал автомобильный конвейер, а второй привёл его в движение! Именно на заводе Ford сборочная линия впервые стала динамической, и это позволило резко нарастить темпы производства. И вы наверняка слышали фразу о том, что старик Генри говорил: «Model T может быть любого цвета, если этот цвет — чёрный». Но тут есть одна любопытная деталь.
В первые годы производства, с 1908-го по
Ford T не просто стал первым народным автомобилем в мире — его таланты простирались намного шире. Знали ли вы, что он, по сути, был предвестником того, чем позже станет Unimog? На базе «тэшки» строились тракторы, комбайны и снегоходы, на них ставились железнодорожные колёса, чтобы получилась лёгкая техника для инспекции путей… Да что там, из этой машины даже сделали мобильную церковь!
При этом автомобиль, разошедшийся тиражом в 15 миллионов экземпляров, был совсем не общедоступным в плане управления. Газ контролировался рычагом на руле, оттуда же надо было вручную выставлять опережение зажигания, на полу было три педали, но правая (!) заведовала тормозами, а две остальные — коробкой передач. А запускать двигатель нужно было «кривым стартером», который в любой момент мог дёрнуться в обратную сторону и сломать вам руку. Но это никого не смущало, и даже когда Ford предложил в качестве опции электрический стартер, многие от него отказывались — дорого! А теперь посмотрите, что сотню лет спустя предлагает обычный кредитный Солярис…
~
Как британский офицер Жука спас
Если вы достаточно долго нас читаете и смотрите, то наверняка в курсе, что концепцию Жука знаменитый Фердинанд Порше позаимствовал у главного конструктора компании Tatra — Ганса Ледвинки. Инженеры много общались и обменивались идеями, а на превращении прототипа Tatra V570 в будущий народный автомобиль для Германии — VW Kafer — настоял лично Адольф Гитлер. Как тут откажешь… Дальше были 65 лет на конвейере, 24,5 миллиона проданных автомобилей и бессчётное количество историй, с ними связанных.
Но всего этого могло не случиться, ведь Жук – разработка ещё довоенная! Во время Второй мировой производство остановилось, только что отстроенный гигантский завод серьёзно пострадал от бомбёжек, а о наличии какой-либо организационной структуры говорить и вовсе не приходилось. Положение было настолько плачевным, что концерн Ford отказался брать остатки фабрики даже бесплатно! В итоге судьбу одного из главных автомобилей планеты решил один британский военный по имени Айван Хирст.
В 1945 году, когда войска союзников вошли в Германию,
О смекалке, которая потребовалась Хирсту, чтобы наладить производство в условиях безжалостного дефицита запчастей, материалов и энергии (и под огромными дырами в крыше), можно написать отдельный трактат, но важно вот что: к 1949 году, когда контроль над фабрикой отошёл обратно немцам, с конвейера сошло уже более 50 тысяч Жуков. Представляете, какого пласта автомобильной истории мы бы лишились, если бы не энтузиазм одного британского офицера?
~
Mini, который бунтовал против красоты и здоровья
Прославленный дизайнер Баттиста «Пинин» Фарина — ага, тот самый — как-то услышал от создателя Mini сэра Алека Иссигониса следующее: «Твои машины — словно женская одежда, они выйдут из моды через пару лет. А моя будет актуальна даже тогда, когда меня не станет». Не сказать, что творения ателье Pininfarina в итоге действительно вышли из моды, но насчёт «миника» британец греческого происхождения оказался стопроцентно прав. Автомобиль, который разрабатывался, по сути, без участия дизайнеров — исключительно вокруг компоновки и функциональности — стал бессмертной иконой стиля.
А знакомы Иссигонис и Фарина были благодаря другому итальянцу — Энцо Феррари. Как ни удивительно, в гараже Коммендаторе был Mini (поговаривают, даже не один), и он не просто там стоял для вида, а возил хозяина на работу! Энцо и Алек регулярно общались и испытывали друг к другу большое уважение — и как к конструкторам, и как к сильным, авторитарным личностям.
Про непростой нрав Феррари известно всем, но ведь и Иссигонис, разрабатывая компактный народный автомобиль, во многом руководствовался собственными привычками! Так, у Mini первых серий вместо опускающихся стёкол были сдвижные форточки, и сделано это было не ради экономии, а для того, чтобы… выгадать в двери место для кармана, отформованного ровнёхонько под бутылку джина Gordon’s, любимого напитка сэра Иссигониса! Ответить на вопрос, почему у этих машин не было радио, а вместо него на передней панели располагалась обширная пепельница, вам тоже не составит труда.
На закуску — ещё несколько технических фактов.
-
Знаменитые распашные двери версии Mini Clubman сделаны не для стиля и не для удобства: просто машины на конвейере стояли так плотно друг к другу, что цельная створка там вообще не могла бы открыться.
У оригинального Mini были самые маленькие колёса среди всех серийных машин — всего 10 дюймов! Компания Dunlop взялась за разработку специальной резины, и во время испытаний на влажной трассе прототип Mini уступил по скорости в поворотах лишь одному автомобилю — Aston Martin DB4.
На машинах первых серий кнопка стартера была напольной: так ближе до аккумулятора и не приходилось тянуть мощные электрические провода до середины салона. Но позже логика всё-таки победила экономию.
~
Ford Mustang, которому не раз пытались «сменить пол»
После оглушительного провала дочерней марки Edsel высшие чины компании Ford организовали так называемую «группу Fairlane». Так назывался мотель неподалёку от фордовской штаб-квартиры, в котором проходили тайные совещания — о том, как жить дальше. Одним из перспективных спасительных проектов и стал Mustang: в 1962 году американцы построили прототип и предъявили его общественности в рамках Гран-При США Фор
Компактный обтекаемый спидстер имел двухместную среднемоторную компоновку, цельный кузов был водружён на пространственную раму, а двигатель насчитывал всего четыре цилиндра и 1,5 литра рабочего объёма. Тем не менее, по трассе Уоткинс-Глен этот автомобиль ехал почти в темпе машин Фор
К слову, существует миф, будто название Mustang выбирали долго и мучительно. Поначалу было и правда множество вариантов: Cougar и Torino, например, прижились на других моделях Ford, а предложения вроде Panther, Cheetah, Allegro и Stilletto остались отвергнутыми. Но, как вспоминает Дональд Фрей, один из членов «группы Fairlane», имя Mustang было принято практически сразу, и в планах руководства автомобиль фигурировал именно под ним.
Впрочем, это вовсе не страховало пони-кар от дальнейших рисков: вмиг став одним из самых популярных и востребованных автомобилей планеты, он попал под пристальное внимание маркетологов, которые всячески пытались придумать, как бы заработать на нём ещё немного денег. Поэтому в разные времена появлялись предложения сделать Мустанг седаном, вернуть ему изначальную среднемоторную компоновку — и даже перевести на передний привод! Последний проект, кстати, в итоге воплотился в жизнь, но руководству компании хватило ума дать ему собственное имя: совместная разработка Ford и Mazda сегодня известна как стильное (и не слишком успешное) купе Probe.
Но нам больше всего нравится другая история про Mustang. Дебют этой модели сопровождался агрессивной рекламной кампанией: вице-президент Форда Ли Якокка позаботился о том, чтобы о машине разом услышала вся Америка. Реклама в 2600 печатных изданий, телевещание на 29 миллионов человек в прайм-тайм, экспозиции в терминалах аэропортов и перед гостиницами — действительно, в один день об этой машине узнали абсолютно все. И все захотели её купить.
Дилерам пришлось устраивать аукционы за первые экземпляры — и победитель одного из таких торгов даже предпочёл переночевать в свежекупленной машине, пока обналичивался чек. Чтобы её не перехватил кто-то ещё. А в это время на другом конце Америки пилот гражданских авиалиний Стенли Такер абсолютно случайно — по ошибке менеджера! — приобрёл самый первый серийный Mustang с заводским номером 001, который предназначался для рекламного турне через всю страну. Просто так возвращать белый кабриолет мистер Такер отказался, но в итоге бесплатно обменял свою машину на миллионный выпущенный Мустанг. Ждать пришлось всего год с небольшим. И вот теперь вы по-настоящему понимаете, каким популярным был этот знаковый автомобиль.
~
Citroen DS как предвестник всего, что мы знаем о хайпе
О том, как французская «Богиня» стала инженерным и дизайнерским феноменом, мы недавно рассказывали — обязательно посмотрите видео, если ещё не смотрели. А сегодня давайте поговорим о сопутствующих вещах. Тех, без которых сегодня на рынок не выходит даже самый банальный бюджетный кроссовер.
Чтобы задать контекст, нужно переместиться в довоенные времена — когда большой инноватор, авантюрист и основатель компании Андре Ситроен ещё был жив. Он родился в семье нидерландского торговца бриллиантами и должен был пойти по стопам отца, но вдруг увлёкся работами научных мечтателей вроде Жюля Верна и Густава Эйфеля, выбрав в итоге карьеру инженера. Впрочем, креативный человек креативен во всём, поэтому исключительно подвижный ум Ситроена повлиял не только на конструкцию его машин.
По сути, Андре придумал практически все современные способы продвижения продукции. Его реклама красовалась на Эйфелевой башне, автомобили отправлялись в экспедиции по Африке, Азии и Северной Америке. Именно Ситроен придумал первые официальные тест-драйвы для журналистов… И именно ему принадлежит идея подогревать интерес к автомобилю за несколько месяцев до старта продаж и производства: машины пока нет, а разговоры о ней уже идут. Вдумайтесь, всё это было придумано ещё в тридцатые годы!
Андре Ситроен скончался от рака желудка 3 июля 1935 года, но его последователи сохранили тягу к инновациям — как инженерным, так и маркетинговым. Квинтэссенцией обоих подходов в итоге и стал Citroen DS: автомобиль с инопланетным дизайном, революционной техникой и невиданной на тот момент рекламной стратегией. Дело в том, что на этапе разработки о «Богине» не знал вообще никто! Процесс был строжайше засекречен, и даже дилеры французской марки на первых порах понятия не имели, как обслуживать эту диковинную штуку с гидропневматической системой.
Ну, а сам дебют обставили максимально помпезно: DS одновременно был явлен миру как на подмостках Парижского автосалона 1955 года, так и на улицах французской столицы. Выводок свежесобранных автомобилей отправили кататься перед обычными людьми для того, чтобы заявить: это не концепт, не безумная фантазия про будущее, а машина, которую можно пойти и купить. Прямо сейчас! Чем-то подобным сегодня занимается Илон Маск со своим Кибертраком — да и вообще, пути Citroen и Tesla во многом рифмуются. По крайней мере, рекорд по предзаказам, установленный французской «Богиней», был перекрыт только в наши дни — и сделала это ультрахайповая Tesla Model 3.