Самые популярные кроссоверы и внедорожники с пробегом: рейтинг марта

Новобранцы: военные машины, о существовании которых вы не догадывались
Подборки

Константин Новацкий

Об этих машинах не слишком часто пишут в инстаграме и не обсуждают их в очереди в «Пятёрочке». Но это совсем не значит, что они не достойны внимания — ведь это о-о-очень продвинутые броневики с кучей современных фишек и высоченным уровнем защиты! Собрали самые интересные новинки и рассказываем, что сейчас в трендах на передовой.

Arquus Scarabee

1/7

Первая остановка — Франция. Местная контора Arquus Defence ещё в 2018 году обратила на себя внимание публики, представив броневик Scarabee — стремитель­ного вида 6,6-тонную махину с водитель­ским креслом, установ­ленным по центру, как в суперкаре McLaren F1. Любопытно, что «Скарабей» был создан для замены устарев­шего броне­мобиля Panhard VBL родом из 1980-х, но бренд Arquus выращен путём слияния компаний Panhard и Renault Truck Defence. То есть речь идёт не о конкуренции, а преем­ственности.

Чем же крут Scarabee, помимо звучного имени и дизайна? Ну, хотя бы удиви­тельной маневрен­ностью, достигаемой за счёт полно­управляемого шасси с большими углами поворота колёс. Нечто подобное совсем недавно мы видели на возрождённом пикапе GMC Hummer — там фишка называется CrabWalk (или «режим краба») и позволяет внедорожнику двигаться по диагонали с вывернутыми на 10 градусов колёсами. «Скарабей» пошёл ещё дальше. Помимо увеличенных углов поворота, броневик может объезжать сложный рельеф, эффектно маневрируя задней частью, забрасывая её то в одну сторону, то в другую. Самое то для поездки по минным полям.

Само собой, французский автомобиль бронирован, а его кузов спроекти­рован так, чтобы рассеивать энергию взрыва. Но при желании Scarabee может даже уклониться от выпущенного в него снаряда — на такой случай гибридная силовая установка (в её составе 300-сильный дизель и 105-сильный электро­мотор) имеет режим «буста»: оба мотора в нём работают совместно, создавая необходимую для рывка тягу.

В числе других особенностей броневика — сдвижные, как у минивэна, двери на пульте управления (внешних ручек нет), система панорамного обзора, режим «невидимки» (в том числе — для тепло­визоров), активная защита от дронов и вооружение, которое можно использовать удалённо. А в качестве особенного гаджета рассматри­вается «умный» прицеп-робот, способный взаимо­действовать с авто­мобилем: само­стоятельно или с помощью команд оператора.

Excalibur Patriot II

1/6

В отличие от бренда Panhard, выпускавшего эффектные легковые авто­мобили в первой половине прошлого века, чешский произ­водитель Excalibur Army не имеет ничего общего с показушными лимузинами для свадеб. Напротив, в компании сосре­доточены на произ­водстве грозной армейской техники. В 2019 году бренд представил брониро­ванную 6,3-метровую махину под названием Patriot II, созданную в коллаборации с компанией Tatra Defence Vehicles.

На крепком хребте военной «Татры» (модель Force 4×4) был возведён защищённый от пуль и снарядов корпус на восемь человек, включая водителя. Стёкла и металл не боятся града огня из «Калаш­никова», выдер­живают прямое попадание броне­бойной пули и противо­стоят подрыву мины под днищем — энергия в таких случаях будет рассеяна, а экипаж дополни­тельно защитят гасящие удар противо­минные кресла и эффективная система кондици­онирования. Как и в случае с французским «Скарабеем», создатели «Патриота» позаботились об удобстве входа-выхода из машины — помимо четырёх привычных дверей по бокам, броне­мобиль снабжён створкой для десанта в задней части кузова.

Что до возможностей на бездорожье, то 407-сильная чешская новинка, может, и подотстанет от «Нивы» со шноркелем, но при этом способна на подвиги при штурме препят­ствий. Глубина брода для «Патриота» составляет 1,2 метра, максимальный угол подъёма (и рампы) — 45 градусов, а боковой уклон — 32 градуса. Удивительно, да? Ведь речь идёт о 15-тонной дизельной машине с опциональной артил­лерийской установкой на борту!

Nimr JAIS

1/5

В песках Эмиратов несколько лет назад был взращён почти неуязвимый пассажирский «сейф» с четырьмя колёсами, способный разгоняться до 105 кило­метров в час. Броневик JAIS, разработанный с подачи южно­африканской конторы BAE Systems, выглядит эффектно даже в статике: расстав­ленные по углам метровые колёса, почти полное отсут­ствие свесов и нарочито грубые формы, в которых сложно разглядеть незащищённые участки.

На ходу JAIS тоже ого-го: помимо неплохих динамических характери­стик, полученных за счёт применения форсиро­ванного до 600 «лошадей» дизеля Caterpillar, броне­мобиль даёт возмож­ность прокладывать маршрут самым коротким путём — даже если на пути окажется холмистый район или минное поле. Большой дорожный просвет и днище V-образной формы позволяют рассеивать ударную волну, а защита по классу 4b (способ­на выдержать осколочно-фугасный снаряд и подрыв десятью кило­граммами взрывчатки) отвечает за сохран­ность экипажа. Что до подъёмов, отвесных спусков и прочих внедорожных приключений, то арабский JAIS может брать 60-процентные уклоны (34 градуса), а также метровые траншеи на своём пути.

Inkas Superior

1/2

А вот «маршрутка» посвежее и побольше, но родом из Канады. В сравнении с грозным Nimr JAIS семи­метровый броневик от компании Inkas Armored не столь убедителен внешне (например, на его крыше нельзя установить опциональную 30-милли­метровую пушку), зато с защитой 14 человек (!) личного состава никаких проблем.

Уже в «базовой» (читай — в лёгкой) комплектации произво­дитель обещает брониро­вание пассажирского и моторного отсеков по классу BR7 (от ручных гранат и автоматов с 7,62-милли­метро­вого калибра до «работы» по машине из снайперских винтовок), пуле­непроби­ваемое остекление, откидную аппарель в задней части и турель на крыше, а в «топе» доступны щит-отвал для расчистки пути, камеры кругового обзора и система шумовой атаки.

Помимо работы на баррикадах (и путешествий по особо неблаго­получным районам) Superior может сгодиться в качестве машины AMEV — то есть эвакуаци­онного медтранс­порта в зоне боевых действий. В этом случае 14-местный десантный отсек автомобиля превращается в простран­ство для перевозки шести раненых. Ехать такая «скорая» может очень быстро — по заверению произво­дителя, её максималка составляет 130 километров в час. Всё благодаря 330-сильной дизельной «шестёрке» и пятиступен­чатому «автомату» Allison 3000.

Mbombe 4

1/5

При взгляде на этого трёхметрового (и это мы сейчас про высоту) монстра из ЮАР неспроста всплывает в памяти другой южно­африканский броневик — красный Marauder, на котором Ричард Хаммонд из TopGear наводил шороху в Йоханнес­бурге. Визуальные совпадения неслучайны: и Мбомбе, и «Мародёр» созданы одной компанией Paramount Group. И, положа руку на капот, весьма близки по технике и защите.

Важное отличие — Mbombe 4 поновее и чуточку лучше во всём. Броне­машина появилась на свет в 2019 году, когда Marauder уже поставлялся в 11 стран мира (и произво­дился в четырёх из них). Новинка же позици­ониро­валась как улучшенный вариант в четырёх­колёсном формате (в линейке также присут­ствуют модели с колёсной формулой 6×6 и 8×8), способный брать на борт восемь человек, развивать до 140 км/ч по твёрдому покрытию и проезжать до 800 километров на одном баке.

В сравнении с «Мародёром», Мбомбе не только более мощный (450 сил против 300) и шустрый (140 км/ч против 120), но и надёжный — прежде всего в плане защиты от обстрела или подрыва мины под днищем. Топовый четырёх­колёсник бронирован по четвёртому классу (уровень 4a и 4b по STANAG) и позволяет уберечь сидящих внутри от 50 кило­граммов тротила или самодельной взрывчатки. К слову, именно южно­африканскую компанию сегодня считают одной из самых продвинутых в создании защищённых внедорожников: до активного использо­вания в Ираке полигоном для «обкатки» технологий Paramount Group были Ангола и Намибия.


Хотели бы поездить на одном из этих громил?

Почитать ещё