Продлеваем на сезон. 5 вопросов к новым летним шинам Michelin

Уехать с места ДТП теперь можно! Рассказываем про эксперимент столичных властей
Разбор

Екатерина Демишева

Москва собирается запустить эксперимент, в рамках которого водителям разрешат покидать место ДТП. Речь идёт о возможности оформить аварию без пострадавших на обочине или в любом другом безопасном месте по обоюдному согласию. Так городские власти хотят снизить смертность на скоростных трассах от вторичных аварий. 

Чёткий алгоритм проведения эксперимента пока не выработан и находится в процессе обсуждения. Однако страховщики уже опасаются роста мошенничеств, связанных с оформлением мелких аварий, а также затягиванием судебных разбирательств в случае споров по выявлению виновника. Журнал Авто.ру пообщался с авторами инициативы и страховыми компаниями, чтобы узнать, как лучше и безопаснее действовать водителям на скоростной трассе после аварии.

Задайте нам вопрос в Кью!

Кто и для чего разрешит водителям отъезжать с места ДТП 

Возможность оставить место аварии и съехать на обочину для оформления обсуждается в столице уже давно. В последние пару лет с такими инициативами в мэрию выходили ЦОДД и экспертный центр Probok.net. Вопрос всегда упирался в отсутствие статистики вторичных аварий. Несмотря на это, в апреле 2022 года городские власти всё-таки решили провести подобный эксперимент на некоторых улицах Москвы. 

Решение о начале эксперимента власти приняли после нескольких крупных аварий с погибшими на вылетных магистралях и МКАД. Сценарий таких происшествий одинаковый: после мелкой аварии водители останавливаются на скоростной дороге, а другие автомобили в быстром потоке не успевают затормозить перед неожиданным препятствием и совершают наезды на стоящий транспорт и вышедших из машин людей. 

В ЦОДД и раньше предлагали водителям отъезжать для оформления аварии в безопасное место — соответствующие информационные щиты были размещены по городу. Но большая часть водителей опасалась отказа в страховых выплатах и, главное, боялись лишиться прав за отъезд с места ДТП.

Идея властей состоит в том, чтобы водители, попавшие в аварию без пострадавших на МКАД, ТТК, хордах и вылетных магистралях, могли сразу отъехать в безопасное место. И потом спокойно разбираться в причинах и оформлениях без риска ответственности. Потому что отъезд с места ДТП в таких обстоятельствах не будет считаться нарушением. 

По словам заместителя мэра по транспорту Максима Ликсутова, на всех вылетных магистралях столицы и на МКАД работает огромное количество камер, и данные с них город всегда может предоставить в страховую компанию и ГИБДД, чтобы разобрать причины ДТП. Проведение эксперимента уже поддержали на Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. 

Результаты эксперимента могут стать основанием для внесения поправок в ПДД. Главным показателем будет считаться снижение числа погибших при повторных авариях. При правильной организации эксперимента цифры должны приближаться к 90%, рассказал Журналу Авто.ру руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. А после запуска на скоростных дорогах эксперимент могут распространить и на улицы, где нет камер.

Город покажет спорные моменты

Сейчас рабочая группа решает, как именно в таких условиях будут оформляться аварии и как оповестить водителей о нововведениях. По словам Шумского, эксперимент предполагает не только упрощенное оформление ДТП, но и отсутствие обращений в ГИБДД. 

«Сейчас, если вы совершили аварию с повреждениями даже на 10 тысяч рублей, вы должны остановиться, никуда не двигаться, включить аварийную сигнализацию, надеть жилет, поставить знак аварийной остановки метров за 20, сфотографировать автомобили с трёх-четырёх сторон и, если все согласны, составить европротокол. Это не менее 20 минут на дороге. А если больше двух участников, кто-то не согласен или вообще уехал, нужно часами ждать ГИБДД. Так люди на дороге и погибают», — объясняет Шумский.

По новому алгоритму, если случилась авария, водители сразу съезжают с дороги и оформляют аварию в безопасном месте. По словам эксперта, большая часть аварий не оспаривается, потому что всем участникам очевидно, кто именно виноват. А для спорных инцидентов город сможет предоставить фото- и видеоматериалы. При этом Шумский понимает опасения страховщиков по поводу роста мошеннических схем, но считает, что и существующий механизм не спасает от обмана.

«Мошенничества и сейчас есть. Но, оставаясь на проезжей части, люди гибнут за металл. Если водители определили, кто виноват, то споров в судах не будет. Если люди не определили, то возможны суды и разбирательства. Но опять же, точно так же происходит и сейчас», — поясняет эксперт.

Почему нет статистики аварий

Когда именно заработает эксперимент, неизвестно. Тем более, что свои контраргументы приводят и страховые компании. Разрешить ситуацию могла бы статистика по вторичным авариям на скоростных трассах, но её ни у кого нет. 

По словам Шумского, подсчитывать и собирать эти данные должны сотрудники ГИБДД. Но такой графы у них в документах нет, поэтому учёт официально не ведётся. Эксперт приводит оценочные данные: только в Москве 12,5% аварий — это наезды на стоящий транспорт. Такую статистику вывели городские власти с помощью своих метрик и камер.

При этом люди, которые погибают в таких авариях, попадают в статистику как пешеходы — они выходят из машины, осматривают повреждения и двигаются по трассе. В том числе и поэтому статистика по пострадавшим в городе пешеходам ошибочная, объясняет руководитель центра Probok.net. 

Дорожные эксперименты обычно длятся не менее года. Но самое сложное в них, говорит Шумский, переучить людей. По словам эксперта, с советского времени водителей учили не трогаться с места после аварии, совершив лишь одно действие — вызов ГИБДД. «Этот стереотип и паттерн поведения надо выбивать рекламой, пропагандой, экономическим стимулированием. Потому что это правило загоняет людей под колёса. Только оповещение о новом алгоритме займёт несколько месяцев», — рассказывает Шумский.

С европротоколом эксперимент сработает

В компании «Росгосстрах» Журналу Авто.ру рассказали, что поддерживают данную инициативу, так как это действительно приведёт к снижению количества вторичных ДТП и пострадавших в таких авариях. «Что касается порядка взаимодействия между страховой компанией и клиентом, а также пакета предоставляемых документов, то для страховых компаний никаких изменений эта инициатива не предполагает —  всё останется так, как и было», — поясняет начальник управления выплат по автострахованию «Росгосстраха» Александр Казимов. 

Позиция Российского союза автостраховщиков по вопросу эксперимента оказалась более скептической. Как пояснили в РСА, в настоящее время в соответствии с законом водители при мелкой аварии могут оформить европротокол без ожидания сотрудников ДПС. В том числе и после оставления места аварии. Но сумма выплат при таком оформлении ограничена.

Более того, страховщики даже хотят увеличить долю применения европротокола в Москве, так как сегодня на такие аварии приходится всего 37% случаев. Тогда как, например, в Пензе, Челябинске и Сахалине до 50% всех оформлений — это европротокол. Но если речь пойдёт о дорогом ремонте, то у участников аварии могут возникнуть сложности.

Почему страховщики против

Если необходима выплата до 400 тысяч рублей, а это сегодня максимальная сумма по ОСАГО, то в дополнение к бумажному извещению нужна фото- и видеофиксация места ДТП, расположения автомобилей и их повреждений. Страховщики должны удостовериться, что авария действительно была, а также понять по фотографиям, кто из участников виноват, а кто пострадал. При этом не все скоростные трассы оборудованы камерами. «Что тогда мешает мошенникам просто поставить в кармане трассы два автомобиля и сказать, что была авария, предъявив претензии по выплатам страховщику?» — обозначает проблему исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. 

По его словам, для пострадавшей стороны возникает ещё одна проблема: уехать нужно вместе с виновником в одно и то же место. А если виновник скроется, то потом может мотивировать это тем, что должен был убрать машину с проезжей части, уехал и ждал пострадавшего в другом месте. Привлечь его к ответственности будет уже невозможно, считает Уфимцев. 

Практика страховых компаний говорит о том, что около 10% участников ДТП не соглашаются с суммой страховой выплаты и требуют больше 400 тысяч рублей на ремонт, другие спорят о виновности — и все они идут в суд. И даже при наличии фото- и видеофиксации повреждений такие разбирательства могут тянуться годами. 

Уфимцев также сообщил, что страховщиков и Центробанк не привлекают к обсуждению вопроса. «Это обсуждение всплывало на одной из комиссий по БДД. Там мы видели несколько роликов и запросили статистику таких случаев повторной аварийности на трассах. Нам ответили, что её нет. Они опираются также на то, что в законе нет прямого запрета передвижения автомобилей после аварии для проведения фото- и видеофиксации. Но провести эти действия после передвижения машин — значит лишить страховщика возможности понять, что произошло и кто какие повреждения получил. Если машины уехали с места, то выплатить можно только 100 тысяч рублей, и только если оба водителя согласны», — говорит исполнительный директор РСА.

Автор инициативы Александр Шумский из Probok.net в ответ на это приводит данные о том, что 90% аварий всё-таки решаются без споров. «Получается, что из-за тех, кто оспаривает обстоятельства аварии, мы прогоняем через дорожные жернова тех, кто этого не делает, то есть большинство. Зачем это делать, если все согласны с тем, что человеческая жизнь важнее железа?» — считает Шумский.

Несмотря на готовность города запустить эксперимент, когда именно он начнётся — пока неизвестно. Власти могли бы пообещать не наказывать водителей лишением прав за оставление места ДТП, но, по словам Александра Шумского, многое будет зависеть от позиции страховых компаний. Пока у страховщиков больше вопросов, чем ответов, а это значит, что эксперимент не стартует в ближайшее время.


Нужно разрешить отъезжать с места ДТП или нет?

Почитать ещё