Российские мотовездеходы, которые не боятся колей, полей и болот

Удивительные факты про Энцо Феррари, которые вы (скорее всего) не знали

Подборки

Михаил Медведев

В цикле «Неизвестные факты» мы обычно рассказываем о тайнах больших автопроизводителей, но сегодня сделаем исключение — и расскажем о человеке! Ведь среди легендарных личностей в автомобильной истории сложно вспомнить кого-то круче Энцо Феррари. Жизнь основателя самой успешной гоночной команды мира (а затем и всемирно известного производителя спорткаров) всегда была под прицелом журналистов, кинематографистов и фотографов. И всё равно в личном деле Энцо хватает малоизвестных и завораживающе любопытных фактов. Ну вот, например…

Он хотел выбрать другую профессию

Про Энцо мы вспомнили неспроста. В мае исполняется ровно 75 лет с момента дебюта гоночного Ferrari в официальных соревнованиях. Но великой карьеры великого гоночного менеджера могло и не быть. В детстве, ещё до увлечения автоспортом, маленький Энцо грезил о карьере оперного певца или спортивного журналиста!

Семья Феррари, Энцо — первый слева

Мечты о сцене «Ла Скала» быстро улетучились, зато к газетному ремеслу Феррари возвращался всю жизнь. Писать он и любил, и умел. Начинал Энцо с небольших заметок в «Газетта делло спорт», но даже после того, как стал управляющим собственной гоночной команды, писать не бросил.

В конце 1931 года на вечеринке в честь окончания сезона гостям Scuderia Ferrari вручали брошюру «Два года нашей гоночной истории». На страницах ежегодника, который станет традицией Ferrari на десятилетия вперёд, содержался подробный иллюстрированный отчёт обо всех стартах, победах и происшествиях сезона. И многие статьи Энцо писал сам.

А в начале 1960-х именно при финансовой помощи Энцо Феррари был основан популярный итальянский автоспортивный журнал Autosprint, который издаётся по сей день.

Обложка журнала Autosprint за август 2021 г., посвященный 60-летию издания

Говорят, Энцо боялся самолётов

Удивительно, но человек, создавший лучшую в мире гоночную команду, был весьма суеверен в некоторых бытовых вопросах. Например, Энцо на дух не переносил самолёты и терпеть не мог ездить на лифтах. Впрочем, тут нет никаких суеверий. Просто Феррари страдал приступами клаустрофобии и предпочитал лишний раз не покидать родные для себя Модену и Маранелло.

Что до суеверий, то Феррари, по собственным признаниям, избегал только одного — несчастливой для итальянского автоспорта цифры 17. В начале 1920-х, выступая под этим стартовым номером, разбились два известных итальянских пилота — Бьяджио Надзаро и Уго Сивоччи. Причём последний был близким другом Энцо. С тех пор сколько ни ищите, но заводских Ferrari c этим стартовым номером не найдёте.

Разбитый Alfa Romeo P1 после аварии Уго Сивоччи

Энцо основал ещё и мотоциклетную команду

Все знают про спортивные и гоночные автомобили Энцо. Но много ли вы слышали про гоночные мотоциклы Феррари? Меж тем, двухколёсный филиал «Скудерии Феррари» появился в 1932 году — всего через три года после основания главной команды.

Честь мотоконюшни Энцо защищали лучшие асы того времени: Пригорини, Алдригетти, Таруффи, братья Герси. Выступали они, кстати, на мотоциклах английских марок Norton и Rudge. Сам Феррари считал, что конкурентоспособных гоночных мотоциклов в Италии тех лет попросту не было.

1/3

Команда Scuderia Ferrari в 1932 году. Энцо — третий справа

В спортивном плане дела двухколёсной «Скудерии» шли неплохо, но, к сожалению, победы в мотогонках почти не приносили денег. Практичный Энцо в конце сезона 1934 года решил закрыть мотофилиал, полностью сконцентрировавшись на автомобилях.

Феррари непосредственно причастен к появлению «Ламборгини»

Прямолинейность характера и привычка называть вещи своими именами делали Энцо непростым собеседником. Впрочем, эти же факторы привели к созданию автомобильной компании Lamborghini!

Дело было так. В начале 1960-х успешный предприниматель Ферручио Ламборгини, сделавший состояние на промышленной технике и тракторах, купил два спорткара Ferrari — один себе, другой для жены. Но он остался не слишком доволен: на дорогущих «жеребцах» капризничало сцепление.

1/2

Ферручио Ламборгини

Как-то при встрече Ферручио выразил недовольство лично Энцо. Мол, почему в конструкции твоих спорткаров используются дешёвые детали, которые можно найти и на сельхозтехнике?! Речь шла о мелочах — вроде пружины корзины сцепления. 

Но Феррари не полез за словом в карман: «Послушай, деревенщина, занимайся лучше своими тракторами — у тебя вроде неплохо получается. А уж автомобили оставь тем, кто в них разбирается». Жёсткий ответ задел Ламборгини за живое. И вскоре Ферручио решит основать собственную автомобильную компанию. Что из этого вышло, все прекрасно знают.

Репутация Феррари как жёсткого и нетерпимого руководителя сильно преувеличена

О сложном характере Энцо ходили и продолжают ходить легенды. Десятилетиями он правил железной рукой, чётко давая понять: в Маранелло незаменимым может быть только один человек — сам Феррари.

Однажды из-за пустяка он разогнал всю ведущую команду инженеров и менеджеров. О способностях Энцо-переговорщика мог много рассказать Генри Форд второй, который хотел, но так и не смог выкупить «Скудерию» в 1963-м.

Генри Форд второй

Но это лишь одна сторона медали. Среди человеческих и деловых качеств Энцо можно вспомнить и те, что вызывают однозначный респект. Знали вы, например, что на протяжении долгих десятилетий Феррари начинал свой рабочий день на заводе с ритуала приветствия? Он, если только позволяло здоровье, проходил по всем офисам и цехам «Скудерии» и персонально за руку здоровался с каждым (!) из сотрудников компании.

1/2
У него было очень много прозвищ

Чаще всего в прессе, книгах и кино Энцо называли Коммендаторе, что в переводе с итальянского означает «командир» или «начальник». Сам Феррари не очень любил это прозвище, предпочитая более скромное обращение Ingegnere — просто «инженер».

Среди других «имён» отметим ещё Cavaliere — в честь пожалованного рыцарского титула. Был также «Великий старик» — за выслугу лет. Но самый необычный никнейм Феррари – il Drake. С итальянского это слово можно перевести и как «дракон», и как «селезень». На самом деле il Drake — отсылка к личности бесстрашного пирата Фрэнсиса Дрейка, который часто вступал в битвы с превосходящими силами противника и всё равно побеждал.

Самые яркие цитаты Энцо

Необъятная величина характера и личной харизмы, уверенность в своих силах и не в последнюю очередь талант складывать слова в предложения сделали Энцо Феррари щедрым источником громких высказываний. Какие-то из них достойны попадания в сборники «Великие мысли великих людей», а другие не затерялись бы в цитатниках из пацанских пабликов.

1/14

«Самая главная моя победа? Та, что ждёт меня впереди!»


Хотели бы больше статей про великих людей из автомобильной индустрии?

Почитать ещё