Что купить за 3 000 000 рублей: выбираем четырёхдверные купе с пробегом

Экспериментальный сельский «Урал», название которого похоже на номер телефона

Подборки

Михаил Медведев

Уважение к традициям и верность идеалам вчерашних дней — это, на самом деле, не всегда хорошо. Сегодня в рубрике «Старые, но не бесполезные» мы вспоминаем невесёлые приключения грузовика «Урал»-432065, который был готов открыть новую страницу истории завода из Миасса. Но так и не открыл.

Это была первая новая разработка «Урала» за десятилетия

«Урал» всегда был одним из самых закрытых от широкой публики отечественных автозаводов. Предприятие в Миассе было создано ещё в 1941 году. Сюда, в Челябинскую область, эвакуировали производственные мощности московского завода имени Сталина. Сначала на УралЗиСе (так предприятие называлось вплоть до начала 1960‑х) выпускали компоненты для грузовиков, а в 1944 году освоили полноценное производство грузовых ЗИС-5В («Военный») для нужд фронта.

ЗИС-5В

Армейская тематика неотделима от истории Уральского автомобильного завода. Именно в Миассе в начале 1960-х был создан трёхосный грузовик повышенной вместимости «Урал»-375 — олицетворение транспортной мощи Советской армии. Ставший легендой при жизни, 375-й использовался и продолжает использоваться не только для переброски живой силы, но и в качестве шасси для боевых систем. Например, установки залпового огня «Град» по большей части размещают именно на шасси «Уралов».

«Урал»-375

На протяжении десятилетий 375-й, а затем и его основательно модерни­зированный наследник Урал-4320 оставались главными на конвейере в Миассе. И лишь в начале 2010-х на предприятии решили построить редкую для завода принципиально новую модель.

«Урал»-4320

Новый грузовик был двухосным, что совсем нетипично для «Уралов»

Первое отличие перспективного Урал-432065 от своих военных родственников — двухосная компоновка вместо трёхосной. При этом полноприводная трансмиссия, фирменная фишка грузовых «Уралов», сохранилась.

Военную форму новичок примерять не собирался. «Шестьдесят пятая» модель — совместная разработка инженеров «Урала» и специалистов Московского государственного агроинженерного университета имени Горячкина, которая предназначалась для всепогодных полевых работ.

Это только кажется, что посевная, мелиорация или уборка урожая — занятия нехитрые. На самом деле рыхлая, влажная почва, частая удалённость сельскохозяйственных угодий от дорог с твёрдым покрытием усложняют задачу фермерской техники. Вот почему «Урал»-432065…

…по проходимости не уступал военным трёхосным моделям

И в чём-то даже превосходил их! Помимо полноприводной трансмиссии с блокировкой межосевого и межколёсных дифференциалов, «шестьдесят пятый» мог похвастать идеальной развесовкой по осям. Крайне важный параметр для уменьшения давления на грунт. У фермерского «Урала» этот показатель был сравним с колёсными тракторами.

А ещё у прототипа были широкопрофильные шины с развитыми грунтозацепами и система централизованной регулировки давления. Технология, пришедшая прямиком из арсенала военной техники, позволяет снижать (а потом и повышать) давление в покрышках прямо с рабочего места водителя, значительно улучшая проходимость при движении на мягких грунтах.

На машине использовали кабину от грузовика ГАЗ

Дизайн «Урала»-фермера — очень необычный. В экстерьере «шестьдесят пятого» нет и малейших намёков на братьев-вояк семейства 375/4320. Зато внимание привлекает необычная, почти бескапотная кабина, которая при ближайшем рассмотрении кажется... подозрительно знакомой.

На самом деле сельский труженик из Миасса позаимствовал кабину у среднетоннажного грузовика ГАЗ-3307, предварительно удалив у неё почти весь капот, под которыми стандартные ГАЗы скрывали массивные V-образные «восьмёрки».

1/2

Урал-432065

Ведь «Урал»-432065 обходился компактным четырёхцилиндровым ярославским 4,4-литровым дизелем мощностью 190 л.с. Для такого двигателя стандартный ГАЗовский капот с развитым клювом был слишком велик.

Ещё одно достоинство модели — модульная концепция надстроек

Важным качеством «шестьдесят пятого» создатели считали многофункциональность. В конструкцию шасси заложили возможность быстрой смены надстроек. Так, «Урал»-432065 мог быть, например, самосвалом, причём с возможностью трёхсторонней разгрузки, а мог за короткий срок превратиться в мобильную цистерну для полива или обработки удобрениями.

При полной массе «шестьдесят пятого» в 12 тонн (13 тонн при движении по дорогам с твёрдым покрытием) полезная грузоподъёмность труженика села составляла пять тонн на мягких грунтах или шесть тонн на дорогах с твёрдым покрытием.

После опытной партии на проекте поставили крест

В общем, у инженеров «Урала» получилась интересная машина. Конечно, с инородной кабиной от ГАЗ-3307 «шестьдесят пятый» не имел шансов на конкурсе красоты, но плюсов у полноприводной двухосной модели было много.

Помимо впечатляющих внедорожных талантов, отметим и высокие для 2012 года показатели экологичности («Евро-4») и экономичности — порядка 21 литра дизтоплива на 100 километров. Да и по цене «Урал»-432065 казался привлекательнее иномарок.

Увы, несмотря на неплохие вводные, руководство завода в Миассе отказалось от выпуска перспективного грузовика. Потому что традиционные военные трёхосники были милее и ближе. Всего успели собрать пять готовых шасси «шестьдесят пятого», после чего проект закрыли. 

Через какое-то время некоторые экземпляры «Урал»-432065 из опытной партии засветились в открытой продаже. Как знать, может быть, и сейчас этот интересный и нужный на селе грузовик ещё тянет где-то трудовую лямку.


Стоило запустить такой автомобиль в серию?

Почитать ещё