С 1 апреля выросли цены на ОСАГО: для кого и на сколько именно

У дилеров кончаются запчасти? Что будет с гарантией и техобслуживанием
Разбор

Екатерина Демишева

Сервисные станции уже несколько недель пугают автомобилистов дефицитом запчастей и моторных масел — всё это заставляет водителей прибегать к гарантийному обслуживанию и ТО до приближения сервисного интервала. Многие записываются в дилерские автосервисы на 3–4 месяца раньше положенного срока из-за страха потерять гарантию на автомобиль по причине грядущих проблем с поставками зарубежных материалов. В основном речь идёт об автомобилях европейского производства, чьи официальные представительства ещё в марте остановили поставки автомобилей на неопределённый срок.

Однако прямо сейчас проблем с обслуживанием нет. По крайней мере, в нескольких столичных дилерских центрах, которые обзвонил корреспондент Журнала Авто.ру, говорят, что нехватки нужных для гарантийного техобслуживания материалов пока нет. На складах есть запасы официальных запчастей, а интервалы новых поставок поменялись ещё в пандемию. То есть о настоящем дефиците говорить рано. 

Зато в свободной продаже для физлиц многих позиций по зарубежным запчастям уже нет, а моторные масла подорожали на 20–30%, в зависимости от марки. По предположениям экспертов, сложности с гарантийным обслуживанием начнутся ближе к лету. И вот тогда у автомобилистов, столкнувшихся с гарантией, возможны проблемы.

Задайте нам вопрос в Кью!

Машины не продают, но обслуживание ведётся

К моменту подготовки материала о приостановке работы в России успели заявить марки Volkswagen, Skoda, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover, Nissan, Renault, а также все люксовые европейские марки. Заморожены поставки машин из США и премиальных автомобилей из Японии. Почти все автоконцерны заявили о сложностях с поставками и взяли паузу на решение логистических проблем. Эта информация встревожила владельцев гарантийных машин, но дилеры уверяют, что продолжат выполнять свои обязательства.

«На данный момент большинство импортёров производят отгрузку запчастей с центрального склада. Возможно, что у кого-то из дилеров закончились какие-то конкретные позиции, но, учитывая возможности закупок в других местах, можно сказать, что расходники для проведения технического обслуживания и ремонта доступны», — рассказал Журналу Авто.ру директор по сервису «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов.

Послепродажная поддержка будет осуществляться так же, как и раньше, заверил представитель «Автодома». Это касается не только гарантии, но и проведения периодического сервисного обслуживания, интервалы которого автовладелец обязан соблюдать для сохранения гарантии производителя, напомнил специалист.

«У разных автопроизводителей различные рекомендации по обслуживанию автомобилей. Например, у Volvo это 20 000 км или 1 раз в год, у BMW автомобили сами рассчитывают межсервисный интервал в зависимости от условий эксплуатации. Если существует прямая связь между нарушением интервала обслуживания и поломкой, то при нарушении этих сроков случай может быть признан негарантийным», — предостерёг дилер.

По словам заместителя генерального директора по сервису АГ «Авилон» Алексея Гуляева, дилеры пока не получали никакой информации от импортеров на тему снижения объёмов поставок запчастей и комплектующих. Сейчас все сервисные центры продолжают оказывать полный объём услуг, процессы идут в обычном режиме без ограничений.

«Относительно сроков поставок запчастей на рынке сохраняется неопределённость, но пока обходится без значительных перебоев. В целом мы отмечаем рост спроса на сервисные услуги в наших центрах. Клиенты стараются пройти необходимые процедуры заранее, ожидая роста цен на запчасти и усиления дефицита», — подтвердил Гуляев тенденции последних недель.

Отсутствие запчастей — проблема дилера, а не клиента

Тем не менее дилеры отмечают, что ситуация на рынке сейчас неопределённая и спрогнозировать дальнейшее развитие событий сложно. В перспективе проблемы с наличием официальных запчастей и масел для гарантийного обслуживания всё-таки возможны. Но, как заявил Журналу Авто.ру представитель Европейской юридической службы Орест Мацала, даже если такие трудности возникнут, то клиентов защищает закон. 

По словам правозащитника, Закон о защите прав потребителей предусматривает, что любое гарантийное обслуживание должно производиться в кратчайшие сроки, необходимые для конкретного вида работ, но этот срок не может превышать 45 дней. Если же дилер нарушит данное требование, то рискует получить претензию от потребителя на замену автомобиля либо на расторжение договора купли-продажи с компенсацией разницы между прежней и нынешней ценой аналогичного автомобиля. Поэтому отсутствие запчастей, по словам юриста, не проблема потребителя. Это проблема дилера. 

«Согласно статье 20 Закона о защите прав потребителей, отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или другие подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определённого соглашением сторон первоначально», — пояснил Орест Мацала. То есть дилер не может отказать в ремонте по гарантии, сославшись на отсутствие запчастей.

Условия гарантии менять нельзя 

В период пандемии многие автомобильные компании продлевали сервисные интервалы и сроки гарантии, потому что дилеры не могли обслужить клиентов из-за локдауна. Однако вопрос продления гарантии на период нахождения автомобиля в ремонте зависит не от желания дилера — это тоже предусмотрено упомянутой выше статьёй 20 Закона о защите прав потребителей. В ней указано, что «в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался».

«Требования по гарантийным обязательствам можно предъявить продавцу, то есть дилеру, импортёру, производителю. Потребитель волен сам выбирать, кому из них предъявлять претензии. Если на рынке будут отсутствовать представительства производителя и импортёра, то дилерский центр либо продавец продолжат исполнять гарантийные обязательства», — объяснил юрист.

Автовладельцам важно помнить, что после продажи автомобиля нельзя в одностороннем порядке менять условия гарантийного обслуживания. Саму гарантию устанавливает производитель. Дилер, конечно, может дать дополнительную гарантию сверх того, что установлено производителем, но всё это делается исключительно до продажи автомобиля. А вот после продажи изменения гарантии недопустимы согласно статье 310 Гражданского кодекса РФ.

«Отсутствие нужных запчастей — это проблема продавца или дилера, но никак не потребителя. Потребитель может проявить лояльность и дать возможность дилеру решить вопрос с обслуживанием, но как только допустимые сроки будут нарушены (не более 45 дней), можно поднять вопрос о замене автомобиля либо о возврате денег с компенсацией сегодняшней разницы в цене за аналогичный транспорт. Согласно ст. 23 и 18 ЗПП, можно также требовать компенсации собственных расходов на устранение проблем с автомобилем своими силами либо сторонними сервисами», — резюмировал Орест Мацала.

Со своей стороны, автовладелец тоже не имеет права отступать от регламентных сроков проведения обслуживания. Но и брать для ТО первые попавшиеся материалы нельзя: они должны соответствовать требованиям производителя. Поэтому единственный выход — обслуживаться у дилера. А если тот не может выполнить свои обязательства, нужно обращаться с претензией к производителю или импортёру. Либо идти в суд.


Уже пытались обслужить машину или починить по гарантии?

Почитать ещё