Гонка «Пушечное ядро»: история самых известных (но незаконных) заездов через Америку

Оформить тюнинг или доработки автомобиля стало сложнее. Или нет?
Разбор

Иван Ананьев

В России 1 февраля вступили в действие поправки к техническому регламенту «О безопас­ности колёсных транс­портных средств» — они уточнили порядок внесения изменений в конструкцию автомо­билей. Авто­владельцы испугались, что тюнинг и модерни­зации теперь сильно усложнятся, но оказалось, что речь идёт совсем не об этом.

Стоп, новые поправки?! Опять?

На самом деле, не такие уж и новые. Этот пакет поправок был принят ещё в апреле 2019 года, когда увидело свет постанов­ление Правитель­ства № 413, которое корректи­ровало не только техрегламент Таможенного союза, но и ГОСТ 33670 о методах проведения испытаний транспортных средств. Изменения частично должны были вступить в силу 1 июля 2019 года, а частично — 1 июля 2020 года, но потом из-за пандемии дату перенесли на 1 февраля 2021 года. И теперь всё работает по новым правилам, которые так напугали любителей тюнинга.

Чего именно все испугались?

Обновлённый документ требует получить заключение специальной лабора­тории или испытатель­ного центра для внесения изменений в кон­струкцию транс­портных средств. Причём не любых центров или лабораторий, а только аккредито­ванных. Одно­временно эти организации должны будут внести информацию об измене­ниях в специальный электронный реестр, который ведёт Федераль­ная служба по аккредитации. Либо запретить модерни­зацию (если она не соответ­ствует требова­ниям безопасности), что сделает невозможной регистрацию автомобиля в ГИБДД. 

Такая процедура должна касаться любых изменений, которые выходят за рамки заводских опций.

Автовладельцы посчитали, что новые правила усложнят процедуру легали­зации изменений, а услуги аккредито­ванных лабораторий окажутся слишком дорогими. В итоге новых проблем боятся даже те, кто хотел установить на автомобиль допол­нительный багажник, лебёдку, газо­баллонное оборудо­вание или простейший фаркоп.

И что, любые переделки теперь действительно незаконны?

На самом деле, ничего страшного или нового не случилось, а сама по себе процедура легали­зации переделок не изменилась: ГИБДД и раньше требовала проведения специальных испытаний и получения документа о безопас­ности модерни­зиро­ванного автомобиля. И сделать такой документ в «левой» организации тоже было невозможно. Ну или почти невозможно. Ключевое отличие нынешних правил — в том самом электронном реестре, который хранит записи об изменениях. И если раньше авто­владелец получал только бумажный документ, то теперь — вечную запись в базе данных.

Это хорошо или плохо?

Скорее, хорошо, потому что электронную запись невозможно потерять. Но есть и более важная причина: законность переделки можно будет подтвердить в любой момент, например, при изменении собственника. Кроме того, если выдавшая бумажный документ лаборатория со временем исчезнет, то подтвердить право­мерность такого документа будет некому, и это может обернуться реальной проблемой. Известно немало случаев, когда в ходе камеральных проверок в ГИБДД полицейские запрашивали информацию о разреше­ниях на переделки и, не получив ответов, просто аннулиро­вали учёт изменённых машин.

Что грозит за незаконное переоборудование?

Незаконные изменения транспортного средства попадают под статью 12.5 КОАП, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей за управление пере­оборудо­ванным автомобилем. А если речь идёт о нестандартных световых приборах или незаконных цвето­графи­ческих схемах, то водителя лишат прав на срок от шести месяцев до полутора лет, в зависи­мости от конкретного нарушения.

В любом случае эксплуатацию машины запретят, а владельцу выдадут предписание вернуть всё в первозданный вид. Если требование не будет исполнено, машину принудительно снимут с учёта. Наконец, к тем, кто намеренно игнорирует требования сотрудников ГИБДД, могут применить административный арест.

Получается, что теперь даже фаркоп самому не поставить?

Всё не так плохо. Как и прежде, закон позволяет любые изменения, разрешённые изготови­телем транс­портного средства — то есть такие, которые не затрагивают конструкцию. Это значит, что можно поставить багажник или рейлинги на преду­смотренные для этого места и прикрепить фаркоп, если кон­струкция машины позволяет это. Кажется странным, но некоторые автомобили в России серти­фицируют без возмож­ности использо­вания тягово-сцепного устройства, и этот момент нужно отдельно уточнять у произво­дителя. Если это ваш вариант, то поставить фаркоп получится только после процедуры внесения измене­ний в конструкцию, и в этом смысле ничего нового не произошло.

Стоить иметь в виду, что само устройство тоже должно иметь сертификат соответ­ствия и подходить для конкретной модели автомобиля. А вот за газовым оборудо­ванием в любом случае придётся идти только в специали­зированный сервис, который обеспечит и всю документаль­ную поддержку — иначе авто­мобиль не поставят на учёт в ГИБДД. Един­ственный автомобиль, которому это не требуется, — тольяттин­ская Lada Vesta CNG на метане. Подробнее об установке ГБО мы писали в статье Учебника.


А вам уже доводилось оформлять внесение изменений в конструкцию?

Почитать ещё