Влад Зенин
С нового года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, которые затрагивают и транспортный налог. Большинство нововведений касается юрлиц, но кое-что изменится и для «физиков». Так что эти новшества — отличный повод вспомнить, что вообще такое транспортный налог, на что он идёт и кто в России имеет право его не платить.

Что такое транспортный налог, куда он идёт и почему его постоянно предлагают отменить
Транспортный налог появился в России в 2003 году взамен дорожного. И если последний зачислялся в дорожные фонды, а деньги оттуда шли непосредственно на обустройство, строительство и содержание дорог, то транспортный просто поступает в региональные бюджеты. Предполагалось, что и он будет распределяться на дорожные нужды, однако власти на местах не всегда пускают собранные таким образом средства на дороги, тратя их на что-то ещё. Например, на выплаты соцработникам или праздничные салюты. Более того: не в каждом региональном бюджете в принципе есть дорожный фонд.
Но особо радеющим за состояние отечественных дорог не стоит отчаиваться, ведь ещё есть акциз на топливо! Он, правда, зачисляется в федеральный бюджет. И, пускай и очень сложными путями, точно распределяется на дорожные нужды.
Именно из-за наличия акциза депутаты с завидной регулярностью предлагают вообще отказаться от транспортного налога. Тем более, что изначально, когда вводился акциз, предполагалось, что именно он этот налог и заменит: сколько ездишь — столько и платишь. Но пока оба сбора существуют параллельно, причём транспортный налог начисляется за сам факт владения автомобилем и не зависит от того, ездит машина или целый год стоит в гараже.
Транспортный налог рассчитывается исходя из мощности двигателя, стоимости автомобиля и сроков регистрации машины в ГИБДД. То есть платить его надо с момента, как машина поставлена на учёт, и до того, когда она будет с него снята. Поставленные на прикол автомобили без регистрации налогом не облагаются.
Если автомобилист продал машину, не прекращая её регистрацию, а новый собственник вопросом учёта вовремя не озаботился, то налог должен будет платить прежний собственник. Оспорить это можно лишь на основании договора купли-продажи.
Важно помнить и о том, что в Налоговом кодексе чётко прописано, что субъектом налогообложения является гражданин, владеющий зарегистрированным транспортным средством. А согласно Гражданскому кодексу, владеть можно и на основании доверенности. Если налог хочет платить не основной собственник, а тот, кто владеет машиной по доверенности, то в налоговый орган надо подать соответствующее заявление — чтобы там понимали, кому начислять налог.
Однако это не значит, что автовладелец обязан извещать налоговую о приобретении автомобиля, а уж тем более о его продаже. Налоговая, благодаря взаимодействию с ГИБДД, сама получает такую информацию. Но сбои всё-таки случаются и данные обновляются с задержкой.
Как считают транспортный налог в России
Транспортный налог — региональный. Поэтому ставки по нему устанавливаются местными властями на своё усмотрение. Общие — лишь базовые параметры начисления налога, утверждённые правительством России. Каждый регион вправе изменять их в сторону увеличения или уменьшения, но не более чем в 10 раз. При этом никаких ограничений на уменьшение ставки в отношении легковых автомобилей мощностью до 150 л.с. в законодательстве нет — и некоторые регионы обнуляют ставки для маломощных машин.
Региональным властям разрешено устанавливать дифференцированные ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также менять их с учётом возраста транспортных средств и/или их экологического класса. Для наглядности рассмотрим, как и по каким параметрам рассчитывается транспортный налог в Москве.
Мощность | Базовая ставка | Ставка в Москве |
---|---|---|
До 100 л.с. | 2,5 руб. | 12 руб. |
101–150 л.с. | 3,5 руб. | — |
101–125 л.с. | — | 25 руб. |
126–150 л.с. | — | 35 руб. |
151–200 л.с. | 5 руб. | — |
151–175 л.с. | — | 45 руб. |
176–200 л.с. | — | 50 руб. |
201–250 л.с. | 7,5 руб. | — |
201–225 л.с. | — | 65 руб. |
226–250 л.с. | — | 75 руб. |
Более 250 л.с. | 15 руб. | 150 руб. |
Есть ещё и повышающий коэффициент для транспортного налога, который зависит от стоимости автомобиля и его возраста — так называемый налог на роскошь. Этот коэффициент единый по всей России.
Перечень конкретных моделей, попадающих под «налог на роскошь», опубликован на сайте Минпромторга и регулярно обновляется. При этом в нём нет моделей, которые официально на российском рынке не продаются. Так что владельцам дорогих автомобилей, ввезённых в РФ не силами официального импортёра, доплачивать не придётся. В нынешнем списке нет, например, ни одного «Линкольна», которые на Авто.ру продают по 10 миллионов рублей.
Как сэкономить на транспортном налоге
Налоговые льготы, категории граждан, которые могут на них рассчитывать, размер этих самых льгот также устанавливаются региональными властями. Федеральным законодательством от транспортного налога освобождены только владельцы легковых автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами, а также машин с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, которые были получены через органы соцзащиты.
В Москве, например, от уплаты транспортного налога освобождены следующие лица:
Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награждённые орденом Славы трёх степеней.
Ветераны и инвалиды ВОВ.
Ветераны и инвалиды боевых действий.
Инвалиды I и II групп.
Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребёнка-инвалида.
Лица, имеющие легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил включительно — но лишь на одно зарегистрированное на них транспортное средство.
Один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
Граждане, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991
№ 1244-1, федеральными законами «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998№ 175-ФЗ и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002№ 2-ФЗ. Граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
Граждане, получившие или перенёсшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным.
Лица, имеющие транспортные средства, оснащённые исключительно электрическими двигателями.
При этом физлицам льготы предоставляются только на одно зарегистрированное на них транспортное средство. Стоит помнить ещё и о том, что льготами на автомобили с мощностью двигателя более 200 л.с. может воспользоваться только одна группа граждан — родители многодетных семей.
Если же вы не относитесь к льготным категориям, то единственный вариант сэкономить — выбрать регион, где налог ниже, прописаться там и там же зарегистрировать свой автомобиль.
Что будет, если вообще не платить транспортный налог
Платить транспортный налог физическим лицам необходимо каждый год, до 1 декабря. Если этого не случится, то за неуплату начисляют пени в размере 1/300 к ставке рефинансирования ЦБ. Сейчас эта ставка равна 4,25 процента. Фактически каждый день будет набегать 0,014 процента от просроченной суммы, но этот показатель может меняться в зависимости от размера ставки рефинансирования. При этом пени не может превышать суммы задолженности.
По неуплаченным налогам существует срок давности их взыскания — 3 года. Если с автовладельца требуют оплатить налог за четыре года — это незаконно. Однако, если четыре года назад было начато исполнительное производство, а должника просто не смогли найти или не обнаружили его счетов, то такую просрочку взыщут на законных основаниях.
Если сумма долга превысит 30 тысяч рублей, судебные приставы сделают такого автовладельца невыездным. За долги они также могут описать имущество, а в случае неуплаты в установленный ими срок — продать его. Но из-за транспортного налога серьёзные долги накапливаются редко. Гораздо больше таких случаев по неоплаченным штрафам.
А теперь — хорошие новости!
Но касаются эти новости только тех, кто по той или иной причине лишился автомобиля.
До этого схема была несколько сложнее. Если, например, автомобиль сгорел или уничтожен в аварии, утилизирован, и при этом нет возможности снять его с учёта в ГИБДД, налог до вступления в силу этой поправки продолжали начислять. Освобождались от уплаты транспортного налога лишь люди, у которых угоняли автомобили.
Так, например, у одной гражданки сгорел автомобиль, а снять его с учёта она не могла, потому что судебными приставами был наложен запрет на проведение регистрационных действий с этой машиной. И только Верховный Суд установил, что в такой ситуации она не должна платить транспортный налог с момента уничтожения автомобиля.
И подобных дел очень много в практике Верховного Суда. Не верите? Вот ещё один пример. Человек продал машину, новый собственник не успел поставить её на учёт и погиб, разбив автомобиль в аварии до состояния утилизации. Налог по-прежнему выставляли старому автовладельцу. Почти три года длилось судебное противостояние автовладельца и налоговой, пока точку в нём не поставил Верховный Суд. С 2021 года таких недоразумений должно стать меньше.