Новый друг — лучше? Все плюсы и минусы Land Rover Defender: подробный тест

Выбираем идеальный Toyota RAV4: гид по комплектациям и моторам
Тесты

Иван Ананьев

Кроссовер Toyota RAV4 давно прописался в топ-10 россий­ского рынка, и сегодня он не только наиболее популярный паркетник средне­размерного сегмента, но и самый дорогой автомобиль среди бест­селлеров — цены находятся в диапазоне от двух до трёх миллионов рублей. При этом разные версии RAV4 не просто оснащаются по-разному, но и отличаются по езде. Мы взяли три разных версии кроссовера и разобрались, на чём можно сэкономить при покупке, а за что лучше доплатить и какой мотор лучше всего подходит RAV4.

За что просят три миллиона?

Самый дорогой RAV4 по состоянию на апрель 2021-го стоит чуть меньше трёх миллионов рублей, и это много. Машина в полной комплектации «Престиж Safety» с мотором 2.5, полным приводом и сложной трансмиссией с управля­емым вектором тяги по прайс-листу (без дилерских допов) продаётся за 2 894 000 рубля, плюс ещё 19 или 26 тысяч за опциональную окраску «металликом» или «перламутром». За эти деньги клиент получит кожаный салон, электро­приводы кресел, полноценный зимний пакет, бесключевой доступ, панорамные камеры, беспроводную зарядку и свето­диодные фары с автоматом дальнего света.

Если на заглавной фотографии автомобиль такого же цвета представлен в комплектации «Комфорт», то на этой — топовый «Престиж Safety», который внешне отличается хромированными ручками дверей и плоской эмблемой на радиаторе. И всё...

Как сэкономить? Для начала надо решить — насколько полезен будет вам электронный пакет Toyota Safety Sense (TSS) стоимостью 151 000 рублей, который включает радарный круиз-контроль, системы удер­жания в полосе, контроля знаков, мониторинга слепых зон по бокам и сзади. Платить за него стоит, если вы техногик и любите всё самое современное. Или если много ездите по крупным трассам с плотным трафиком — потому что адаптивный круиз-контроль и автомат дальнего света есть только в этом пакете. Отказавшись от него, покупатель получает стандартный «круиз» и обычный набор «АБС, система стабили­зации, помощник старта в горку». А вместо не слишком удачных камер кругового обзора останется одна задняя в комплекте с парк­трониками по кругу, которых хватит даже в тесном мегаполисе.

1/2
Камера заднего вида с динамической разметкой ставится на все машины со второй версии «Комфорт» и зачем-то предлагает два почти одинаковых варианта отображения картинки

Топовая версия, помимо прочего, отличается ещё и некоторыми внешними штрихами, от которых при выборе комплектации попроще тоже придётся отказаться: это хромиро­ванные ручки дверей и плоская эмблема на облицовке радиатора, за которой будут спрятаны радары систем-помощников. Да и рефлекторная оптика вместо линзованной — небольшая потеря, если вам не нужен автомат дальнего света. Фары в любой версии останутся свето­диодными с отличной яркостью и чёткой светотеневой границей.

1/3
Топ-версию «Престиж Safety» проще всего отличить по плоской эмблеме облицовки радиатора, за которой прячутся радары систем-помощников, и передней камере

Какой полный привод выбрать?

Предтоповая комплектация «Престиж» стоит от 2 529 000 до 2 743 000 рублей, в зави­симости от двигателя, но это самый доступный RAV4 с хитрой транс­миссией Dynamic Torque Vectoring AWD. От «стандартного» варианта — с одной муфтой привода задней оси — она отличается наличием индивиду­альных муфт для каждого заднего колеса. Управляя степенью их блокировки, трансмиссия помогает «вкручивать» машину в повороты, подавая больше момента на внешнее заднее колесо. А на бездорожье такая схема должна лучше справляться с пробуксовками и диагональ­ным вывеши­ванием, отдавая тягу на колесо, которое имеет лучшее сцепле­ние с покрытием. Но это в теории, а что на практике?

1/6
Чуть более простой «Престиж» по-прежнему имеет хромированные ручки и 19-дюймовые колёса, но в глаза это не бросается — поставьте рядом «Комфорт» на 18-дюймовых, и не заметите отличий. В общем, красиво выступить перед соседями можно на любом RAV4, кроме базового

Стандартный полный привод с одной муфтой у RAV4 работает традици­онно: отдаёт часть тяги назад при трогании с места и разгоне, почти полностью отключает муфту при равно­мерном движении и быстро подключает заднюю ось, если передние колёса начинают пробуксовывать. В быстрых поворотах кроссовер пытается поехать наружу, а доворачивать под тягой начинает с ощутимым запаздыванием.

А вот с трансмиссией Dynamic Torque Vectoring AWD кроссовер под тягой проявляет лёгкую склон­ность к заносу. Но до глубоких скольжений не даст дойти система стабили­зации. Такие настройки безопасны для неопытного водителя (полный привод работает крайне деликатно), а для остальных RAV4 с двумя муфтами покажется интереснее — он живее и интерактивнее.

Мести хвостом RAV4 не очень любит даже с трансмиссией Dynamic Torque Vectoring AWD, но такой кроссовер хотя бы не так сильно плужит передком под тягой. И на сложном рельефе такой полный привод лучше

Кроме того, индивидуальные муфты действительно лучше справляются с диагональным вывеши­ванием — электроника передаёт тягу на колесо, имеющее опору с поверх­ностью, не дожидаясь помощи тормозов. В случае с обычным полным приводом машине заметно сложнее: электроника прикусы­вает буксующее колесо тормозами, и только после этого машина начинает медленно ползти вперёд, если найдёт за что зацепиться.

Так что, если хочется огонька или если дорога на дачу каждый раз превращается в испытание на проходи­мость, то в бюджет стоит закладывать минимум 2 529 000 рублей на машину с топовой трансмиссией. А если слова про склонность к заносу для вас пустой звук и машина ездит по более-менее обычным дорогам, то можно сэкономить ещё 108 или даже 195 тысяч, отказавшись от комплектации «Престиж». Правда, придётся смириться ещё и с отсут­ствием малозаметной диодной подсветки интерьера, обогрева задних сидений и помощника спуска с горы. Но последний вам точно не понадобится на нормальных дорогах.

А что дальше — совсем серость?

Ничуть! Отказавшись от топовых версий, покупатель RAV4 всё равно сможет выделиться в потоке, потому что в самой середине прайс-листа находится исполнение Style стоимостью 2 421 000 или 2 635 000 рублей (в зави­симости от двигателя), которое отличается двухцветной окраской кузова. И только эта версия имеет набор дистанци­онных сервисов Toyota Connected Services. Работают они так же, как похожие сервисы на авто­мобилях Volvo, Mercedes-Benz и Volkswagen: через приложение на смартфоне можно посмотреть, где находится машина, статус работы бортовых систем и информацию об ошибках, получать уведом­ления о столкно­вениях (например, если машину задели на парковке), просматривать маршруты недавних поездок, а также записываться на обслужи­вание к дилеру. Но функции дистанци­онного пуска двигателя и прогрева, увы, нет.

1/3
Пока система дистанционного контроля доступна только для комплектации Style. С её помощью на экране смартфона можно узнать, например, местоположение машины или статус бортовых систем

С оснащением версии Style тоже всё в порядке. Отсутствие обогрева задних сидений и диодной подсветки салона можно и не заметить, без передних парктроников тоже можно жить, как и без электроприводов кресел. А вот обивка сидений искус­ственной замшей в комбинации с кожзамом — на любителя, но точно понравится тем, кто терпеть не может холодную кожу. Главное, что профиль и набивка кресел ничуть не хуже, чем в топе. И 18-дюймовые колёса вместо 19-дюймовых на наших дорогах тоже хороши — внешне разница почти не заметна, а неровности они скругляют лучше.

1/8
Версия Style, в первую очередь, выделяется двухцветной контрастной окраской с чёрной крышей и чёрными дисками, отсутствием декораций на бамперах и неплохой пакетной комплектацией. Которую клиенты пока не оценили.

Но если нет нужды выделяться, то можно опуститься до комплектации «Комфорт», которая ещё на 87 000 дешевле. Двухцветной окраски и замши ей не положено (но и тканевые сиденья приятны на ощупь), а приборы будут попроще — с цветным экранчиком размером 4,2 дюйма вместо семи. Конечно, гибридные приборы старших версий с большим дисплеем по центру выглядят круче, но простые с обычными шкалами даже информативнее, а компактный цветной дисплей радует графикой и способен показать почти тот же объём информации.

1/10
Это салон комплектации «Комфорт» — на следующих картинках будут интерьеры версий Style и «Престиж». Чтобы вам было проще понять, чем они отличаются, мы добавили подсказки. У «Комфорта», например, простые приборы, ткань на сиденьях и клавишный блок режимов движения

Исчезнет в «Комфорте» и шайба фирменной системы Multi-Terrain Select, которая более тонко настраивает электронику полного привода под разные типы покрытия. Но сама система никуда не денется — просто в «Комфорте» она управляется кнопками с тем же набором режимов. Итого — 2 334 000 и 2 548 000 рублей, в зави­симости от двигателя, но можно сэкономить ещё больше, отказавшись от полного привода.

1/5
Все полноприводные RAV4 оснащаются системой Multi-Terrain Select, которая более тонко настраивает электронику полного привода под разные типы покрытия. Выбор невелик: грязь и песок либо камни. Снежный режим включается отдельно — как в комбинации с одним из внедорожных, так и без них

Давайте уже разбираться с двигателями и трансмиссиями!

Итак, вторая снизу версия «Комфорт» не кажется совсем бедной, при этом только она доступна сразу в трёх комбинациях силовых установок: с полным приводом и двигате­лями 2.0 (149 л.с.) и 2.5 (199 л.с.), а также с передним приводом и двух­литровым мотором. Двухлитровый мотор агрегати­руется с вариатором, более мощный — с 8-ступен­чатым «автоматом». Что выбрать?

Если сам по себе вариатор не смущает, то двухлитрового мотора RAV4 хватает. Да, немаленький кроссовер он разгоняет линейно и скучно, но на газ реагирует адекватно, в потоке держится без малейшего труда, а при ускорениях «в пол» вариатор имитирует пере­ключения фиксиро­ванных передач — очень похоже. С мотором 2.5 и «автоматом» кроссовер заметно бодрее и разгон у него получается более плотным и основатель­ным. Но без дерготни: гидро­транс­форматорная коробка меняет передачи плавно. Зато под педалью всегда есть запас тяги, и вообще быстро ехать на 199-сильной машине приятнее. Впрочем, всё познаётся в сравнении — конкуренты с турбомоторами будут ещё бодрее.

1/2
Визуально двигатели RAV4 выглядят одинаково, и это объяснимо — оба относятся к одному семейству и технически очень похожи. У обоих комбинированный впрыск топлива, высокая степень сжатия 13:1 и изменяемые фазы на впуске и выпуске. И оба могут работать в экономичном цикле Аткинсона. При этом двухлитровый двигатель мощностью 149 л.с. (вместо японских 175 сил) агрегатируется с 6-ступенчатой МКП или вариатором...

Отличаются ли передне- и полноприводные машины на дороге? Шасси у всех RAV4 одинаковое (спереди — стойки МакФерсон, сзади — многорычажка), поэтому на сухом асфальте всё очень похоже. Любой RAV4 не боится быстрых поворотов, при избытке скорости безопасно и мягко начинает соскальзывать с траектории, но под сброс газа слегка довора­чивает задней осью — аккуратно и под присмотром неотключаемой системы стабили­зации. Былых проблем с настройкой электроники, когда машины внезапно проваливались в занос при скоростном пере­строении на неровной дороге, уже нет. Официально Toyota не объявляла отзывную кампанию и не заявляла о доработках машин в ходе периодиче­ского обслужи­вания, но к концу 2020-го японцы, похоже, всё-таки пере­программиро­вали электронные мозги. 

На полноприводных машинах системе стабилизации помогает ещё и электро­усилитель руля — сам он, конечно, не крутит «баранку», но измене­нием усилия на руле намекает, куда именно надо его вращать в сложной ситуации. 

В официальных спецификациях для двухлитровых машин значатся одинаковые 11 секунд до «сотни» для машин с передним и полным приводом, но при параллельном старте с места передне­приводник выигрывает полтора корпуса — потому что чуть легче. И разница в расходе топлива заметнее, чем обещанные 0,4 литра — при езде в смешанном цикле по одинаковым дорогам у нас получилось 8,7 и 9,5 литра на 100 километров соответ­ственно. А 199-сильный агрегат 2.5 в тех же условиях прожорливее ещё как минимум на полтора литра!

Ясно. А что же базовая комплектация — совсем плоха?

Если даже переднеприводный «Комфорт» стоимостью 2 228 000 рублей вдруг покажется дорогим, то остаётся последний вариант — базовый «Стандарт» за умеренные по меркам 2021 года 1 970 000 рублей. Но это уже машина на любителя: с передним приводом, двухлитровым мотором и 6-ступен­чатой «механикой». Отличается она и внешне: нет противо­туманок и рейлингов на крыше, колёса будут 17-дюймовые, а накладки на бамперы — чёрные, а не серебристые. В салоне — пластиковый рычаг «механики» и упрощенная отделка дверных панелей.

Комплектация тоже почти спартанская: нет климат-контроля (кондици­онер), парктроников и бесключевого доступа, а задний диван не делится на части. Зато есть полный набор надувных подушек, обогрев руля и части ветрового стекла, датчики давления в шинах и светодиодные фары. В общем, жить можно, тем более что в остальном это тот же RAV4 — со всеядной подвеской, вместитель­ным салоном и большим багажником.

И даже у «Стандарта» будет такая же медиасистема MM’19, как и у других версий. Тут, впрочем, радоваться особо нечему: за посредственную графику и слабый функционал тойотовские медиа­системы не ругал только ленивый. Но теперь они поддер­живают Android Auto и Apple Carplay, что снимает вопросы к отсутствию встроенного навигатора, который и раньше был только в топ-версии. 

Аудиосистема с шестью динамиками одинакова во всех комплектациях, и доплатить за функционал или другое качество звука невозможно. Кстати, фирменный прайс-лист на российском сайте Toyota содержит неточность: там указано, что медиа­система в двух начальных комп­лектациях имеет 7-дюймо­вый экран, а в более высоких — 8-дюймо­вый, но на самом деле размер дисплея, как и функционал всей системы, у всех версий одинаковые.

Оптимальный, по нашему мнению, RAV4 в версии «Комфорт» выглядит вот так, с 18-дюймовыми колёсами и ручками в цвет кузова.

А что выбирают клиенты?

Статистика продаж подтверждает наши выводы: самым популярным в России является полно­приводный «Комфорт» — на него пришлось около 45% всех реализо­ванных с начала года RAV4. Причём из этих 45 процентов больше половины составляют именно двух­литровые версии. А вот передне­приводный «Комфорт» выбирают только 10% клиентов. 

Интересно, что базовый переднеприводный «Стандарт» тоже продаётся: на него приходится аж 7% спроса. А всего версии RAV4 c передним приводом составили 17% продаж.

Неплохим спросом пользуются и топовые комплектации, но если «Престиж» чаще берут с мотором 2.0 (14% покупателей), то самый дорогой «Престиж Safety» предпочитают уже с двигателем 2.5 (12% клиентов). Все остальные комбинации комплектаций и силовых агрегатов продаются скромно, в том числе и «особенный» Style — кажется, что покупателям RAV4 внешняя атрибутика ни к чему.


А что бы выбрали вы?


Все Toyota RAV4 на Авто.ру


Фотографии Вячеслава Крылова
Почитать ещё