Надёжен ли рестайлинговый Audi Q7 I поколения: все проблемы кроссовера с пробегом

Как правильно буксировать автомобиль
Учебник

Команда Авто.ру

Ситуация, когда один автомобиль тянет «на галстуке» другой, встречается на дорогах регулярно. При этом буксировка — одна из самых сложных, риско­ванных и опасных транс­портных операций. И к ней надо относиться максимально ответ­ственно, ведь цена ошибки может быть чрез­вычайно высока.

При буксировке неисправного автомобиля (про прицепы расскажем отдельно) вопросы могут возникнуть на любом этапе. Поэтому знать основы и тонкости этого процесса будет полезно и вчерашним выпускникам автошкол, и тем, кто уже считает себя опытным водителем.

Как требуют осуществлять буксировку ПДД

На большинстве курсов обучения вождению буксировку автомобиля вообще не изучают на практике — как раз из-за её сложности. В лучшем случае в автошколах кратко знакомят с теоретиче­скими азами. Например, рассказывают о суще­ствовании жёсткой сцепки и её отличиях от обычной гибкой (тросом). А всё внимание акцентируют на соблюдении правил буксировки, прописанных в ПДД, — и то лишь потому, что вопросы об этом встречаются в экзаменаци­онных билетах. Тем не менее в девяти случаях из десяти водители буксируют автомобили с наруше­ниями. Поэтому для начала стоит вспомнить требо­вания закона, описанные в пункте 20 ПДД:

  • При буксировке за рулём буксируемого автомобиля должен находиться водитель. Исключе­ние делается только для жёсткой сцепки специаль­ной конструкции. Кроме того, к процессу буксировки не допускаются водители со стажем менее 2 лет.

  • Максимальная скорость движения при буксировке — 50 км/ч.

  • На автомобиле, который осуществляет буксировку, должен быть включён ближний свет фар, а на буксируемом — аварийная световая сигнали­зация. Включать «аварийку» на первом ТС нельзя, потому что он в процессе движения подаёт сигналы поворота. Чтобы другие участники движения, как и водитель буксиру­емого автомобиля, который остаётся полноценным участником движения, чётко понимали предстоящие манёвры буксира.

  • Буксировочный трос должен быть длиной 4–6 метров — не больше и не меньше. Вдобавок гибкое связующее звено необходимо обозначить двумя полосатыми красно-белыми флажками размером 20х20 см. Что касается жёсткого буксирующего устройства, то оно вообще должно соответ­ствовать ГОСТу 25907-89, поэтому никакое наспех сделанное «дышло» применять просто нельзя.

  • В разделе 20 ПДД много и других запретов и ограничений. Например, не разрешена буксировка на гибкой сцепке в голо­ледицу, нельзя брать на буксир сразу две или больше машин. Авто­мобиль без тормозов можно транс­портировать только на жёсткой сцепке и при условии, что тягач минимум в два раза его тяжелее. А с неисправным рулевым управле­нием — исключи­тельно только методом частичной погрузки.

В буксировке запрещено участвовать двухколёсным мотоциклам — и в качестве тягача, и в качестве «ведомого».

Что стоит узнать про свой автомобиль перед буксировкой

Откройте руководство по эксплуатации, найдите в оглавлении разделы про буксировку и пере­читайте их. Когда вам понадобится помощь, эти знания пригодятся при подготовке к поездке.

В инструкции обычно содержатся и важные примечания или ограни­чения на буксировку (расстояние, скорость, длитель­ность). В том числе пере­числяются случаи, когда буксировка вообще запрещается произво­дителем авто­мобиля — иногда в силу кон­структивных особен­ностей последнего. Например, машины с классической автомати­ческой коробкой передач и с неработающим двигателем разрешено буксировать лишь на ограни­ченное расстояние (как правило, всего несколько десятков кило­метров) и с небольшой скоростью. Не исключено, что в инструкции вы встретите и запреты другого рода — например, преду­преждение о недопусти­мости исполь­зования своего автомобиля в качестве буксира для других ТС, потому что на это не рас­считана его трансмиссия или шасси. Подробнее о том, как правильно буксировать авто­мобили с разными видами трансмиссии, мы расскажем в отдельном материале.

Имейте в виду, что наличие буксиро­вочных проушин не является признаком того, что машина пригодна для езды «на галстуке». Как и наличие фаркопа ещё не говорит о том, что её можно использовать в качестве тягача – прицепное устройство подразумевает жёсткую сцепку с прицепом ограни­ченной массы, а вовсе не аварийную буксировку.

Какой трос купить для буксировки

Только убедившись, что буксировка в какой-либо форме допустима, стоит озаботиться приобрете­нием надлежащей экипировки – качествен­ного буксиро­вочного каната и соедини­тельных элементов к нему: крюков, карабинов или петель (шаклов). А ещё – тех самых пред­писанных ПДД флажков. Выбирая стропу и крепёж, убедитесь, что последний конструктивно подходит к проушинам на вашем автомобиле. Также важно, чтобы канат соответ­ствовал по своей эластич­ности и прочностным характери­стикам массе вашего авто­мобиля. Недостаточно крепкая лента порвётся и может оставить серьёзные повреждения на кузове. А чрез­мерно прочный трос окажется слишком тяжёлым и толстым, так что его будет трудно подцеплять к легковой машине с небольшими буксиро­вочными петлями. В общем, лучше иметь в запасе свой подобранный «галстук», чем пользо­ваться предложенным.

Особенно опасны какие-либо стропы или тросы с поврежде­ниями, узлами, надрывами, трещинами и т. п. Такая «помощь» может наделать много бед. Отдельно стоит отметить стальные тросы, которые используют водители грузовиков. Они прочные, но совсем не эластичные – из-за этого при буксировке неизбежны сильные ударные нагрузки на авто­мобили. Чтобы смягчить их, по возмож­ности крепите трос по диагонали, например, к правой проушине тягача и левой — буксируемой машины.

Использовать для крепления сцепки те элементы автомобиля, которые не предназ­начены для этого – бамперы, рычаги подвески, подрамники и т. д., – нельзя категорически. Какими бы прочными они ни выглядели.

Как подготовиться к началу буксировки

Прежде всего необходимо убедиться, что буксировка автомобиля вообще возможна: его тормоза функци­онируют, колёса поворачи­ваются, детали подвески, мосты, ступичные подшипники, трансмиссия, тормозные суппорты не мешают авто­мобилю ехать свободным накатом. Если что-то из пере­численного блокирует ход, вызывайте эвакуатор.

Затем надо чётко условиться с водителем «буксировщика» о подаче сигналов. Например, короткий «бип» или одиночное моргание фарами могут означать готовность к движению и ускорению. Двойные короткие «бипы» или двойное моргание — просьба о снижении скорости. Длинный «бип» или дальний свет — требование к буксиру о немедленной остановке. А пара коротких сигналов «стопами» (от лёгких нажатий на педаль тормоза) может стать предупреж­дением буксиру­емому о предстоящем торможении. Подача сигналов поворот­никами на буксире даже не обсуждается — она обязательна! Прого­ворите все пере­численные моменты даже в том случае, если процесс собираетесь коорди­нировать по рации или по громкой связи на мобильном телефоне.

Обязательно в деталях спланируйте весь предстоящий маршрут. Лучше избежать «пробочных» мест, узких проездов, крутых поворотов и сложных пере­крёстков — из возможных путей стоит выбрать тот, который пусть даже пролегает далеко в обход, но не изобилует поворотами. По возмож­ности буксировку лучше перенести на то время дня (именно дня, не ночи!), когда на дорогах трафик минимален.

Если тащить аварийный автомобиль придётся через десяток кварталов или на расстояние больше десяти кило­метров, то договори­тесь о контроль­ных остановках, во время которых нужно проверять состояние троса и крепёжных элементов. Остановки особенно важны в тех случаях, когда на буксиру­емом автомобиле не работает усилитель рулевого управления и/или тормозов: нажатие педалей и вращение руля может требовать больших мускульных усилий, а следова­тельно, понадобятся и периоды отдыха или пересменки водителей. Для ещё более дальних перегонов полезно запастись и проводами для подзарядки аккуму­лятора, который неизбежно начнёт садиться на буксируемом автомобиле.

Наконец, надо учесть и погодные условия. Водитель за рулём неотаплива­емого буксиру­емого автомобиля при низких отрицатель­ных температурах должен быть одет максимально тепло. Зимой возможно обмерза­ние окон, а в сырую осенне-весеннюю непогоду — их сильное запотевание.

Как безопасно буксировать автомобиль

Чтобы езда «на галстуке» обошлась без приключений и неприятных послед­ствий для обоих авто­мобилей, нужно, чтобы водители соблюдали несколько базовых правил и чётко исполняли свои роли.

  • Водитель тягача определяет направление движения, контролирует дорожную ситуацию перед машинами, но одно­временно держит на контроле и то, что происходит позади него.

  • Управляющий буксируемым автомобилем прежде всего следит за сцепкой, а также за тем, что происходит сбоку от него.

  • Движение в паре начинается с аккуратного натяжения троса и плавного старта обеих машин. Чаще всего трос рвётся именно в этот момент, из-за слишком сильного рывка тягача.

  • Останавливаться надо ещё плавнее, следя за дистанцией между авто­мобилями – так, чтобы трос не сильно волочился по земле и его не затяги­вало под буксируемую машину.

  • Во время буксировки следует по возможности всегда держать трос в натянутом состоянии. Для этого водитель буксира обязан избегать рывков и сбрасывать ход заранее, не используя в первой фазе замедления тормоза, чтобы водитель в буксиру­емом автомобиле успел подгото­виться и начал притор­маживать первым, поддер­живая натяжение буксира.

  • Если пошёл сильный дождь и тем более снег, то движение лучше вообще прекратить и дождаться прояснения — даже в том случае, когда на буксиру­емом автомобиле можно пользоваться «дворниками». В условиях плохой видимости велика вероят­ность того, что связку между машинами просто не заметят другие участники движения.

  • На буксируемом ТС надо включить зажигание, чтобы при выполнении манёвров не застопорился руль, но выключить все лишние потребители тока: кондици­онер, подогревы, аудио­систему и т.д. Авто­мобили с механиче­ской коробкой передач надо буксировать на нейтральной передаче. О том, как буксировать конкретную машину с автомати­ческой коробкой передач, можно прочитать в инструкции к автомобилю.

Что нужно знать водителю тягача

Водитель буксира должен выбирать как можно более широкую (но безопасную для встречного транспорта) траекторию входа в каждый поворот — потому что машина «на галстуке» способна при этом срезать углы. Остав­ленное с внутренней стороны виража простран­ство в зеркала нужно контроли­ровать до тех пор, пока буксируемый авто­мобиль не пройдёт его. Также ведущий обязан плани­ровать все свои действия на шаг вперёд и грамотно оценивать дорожную ситуацию: выбирать наилучший момент для безопасного выхода из полосы разгона, заранее переходить в нужный ряд для следующего манёвра, не выезжать на пере­крёсток на жёлтый сигнал светофора, не тормозить резко и так далее.

Если буксирующий автомобиль оснащён механической коробкой передач, то пере­ключение осуще­ствляйте на более высоких оборотах и делайте это без заминок, чтобы после перехода на следующую скорость двигателю хватило тяги тянуть две машины. Автоматиче­скую трансмиссию лучше пере­вести на ручное управление или в режим ограничения пере­ключений (L).

Учтите, что буксировка может привести к повышенному тепло­выделению мотора, а на затяжных подъёмах — к его перегреву. Поэтому следите за температурой.

Что делать водителю буксируемого автомобиля

Задача ведомого водителя, на первый взгляд, более проста — просто не въехать в задний бампер автомобиля, который его буксирует. Но от него требуется удвоенная концентрация внимания: следя за дистанцией, он периферийным зрением обязан мониторить обочину с пешеходами, вело­сипедистов, манёвры других участников движения, интервал между своей машиной и препят­ствиями на поворотах… И при необходи­мости незамедли­тельно подать преду­предительный сигнал.

На широком и ровном шоссе можно сместить буксируемый авто­мобиль совсем немного в сторону, чтобы иметь лучший обзор вперёд и, благодаря этому, возможность спрогнози­ровать действия «ведущего». Но по разбитой дороге лучше ехать след в след — самодеятель­ность в объездах ям и бугров приведёт к рывкам.

Наконец, важно помнить: если по каким-то причинам трос попал под колесо буксиру­емого автомобиля (а такая ситуация нередка), то попытка выдернуть его за счёт рывка скорее всего приведёт к обрыву сцепки или к повреждению креплений. Лучше выйти и оттолкать машину руками.

Итак, совсем коротко

  • – К буксировке не допускаются водители-новички — ни в качестве ведущего, ни в качестве ведомого водителя.

  • – Правильно включайте светотехнику: на буксире — ближний свет, на буксируемом автомобиле – аварийную сигнализацию. Не наоборот!

  • – Удостоверьтесь, что буксировке не мешают какие-либо серьёзные повреж­дения рулевой системы, тормозов и трансмиссии.

  • – Также убедитесь, что буксировка вообще разрешена самим произво­дителем автомобиля. Для некоторых моделей с вариатором или роботизи­рованной трансмиссией она может быть недопустимой.

  • – Используйте только трос, подходящий по нагрузке, пред­писанной ПДД длины (от 4 до 6 метров) и размеченный полосатыми флажками.

  • – Не используйте креплений и элементов машины, не предназ­наченных для буксировки.

  • – Продумайте маршрут и по возможности подберите для буксировки наименее загруженный транспортом день недели. Принимайте в расчёт погодные условия.

  • – Договоритесь об условных сигналах и о контроль­ных остановках для проверки сцепки и отдыха.

  • – Перед буксировкой не забудьте включить зажигание на буксиру­емом автомобиле.

  • – Главное во время буксировки — координация действий, осмотритель­ность и прагматич­ность. Не разгоняйтесь выше 50 км/ч и помните о соблюдении всех пунктов ПДД. Буксировка не даёт никаких поблажек тем, кто в ней участвует.

Почитать ещё