Дмитрий Савостьянчик
В октябре 2022 года российские дилеры продали* 16,6 тысячи новых легковых автомобилей, оснащённых автоматическими коробками передач: классическим «автоматом», «роботом» или вариатором. Ограниченный выбор и острый дефицит бюджетных моделей привели к тому, что доля продаж машин с двумя педалями сократилась сильнее чем на треть — до 42,9%. Мы составили рейтинг моделей, которые чаще всего выбирали покупатели.
*В статистике АЕБ, которую мы использовали для рейтинга, не учтены продажи BMW, Chery, Exeed, Mercedes-Benz и MINI: эти производители оглашают результаты продаж ежеквартально. Статистика за январь-октябрь включает в себя продажи автомобилей этих марок.
Марка, модель | Октябрь, 2022 г., шт. | Динамика, месяц, % | Итого, 2022 г., шт. | Динамика, год, % | Доля, 2022 г., % | Динамика доли, п.п. |
---|---|---|---|---|---|---|
Haval Jolion | 2754 | 107,8 | 12 243 | 175,7 | 89,7 | -0,9 |
Geely Coolray | 1660 | 28,5 | 8143 | -10,2 | 100,0 | — |
Geely Atlas Pro | 747 | 45,0 | 4667 | 420,3 | 100,0 | — |
Hyundai Santa Fe | 671 | 21,1 | 3576 | -67,2 | 100,0 | — |
Haval F7 | 623 | -56,8 | 4705 | -56,2 | 100,0 | — |
Kia Sportage | 512 | -67,1 | 6735 | -66,8 | 99,0 | 6,3 |
Geely Tugella | 510 | 37,1 | 3754 | 166,6 | 100,0 | — |
Kia Soul | 459 | -38,7 | 4485 | -43,6 | 98,9 | 2,2 |
Kia Seltos | 452 | -60,3 | 7362 | -44,9 | 93,2 | 0,6 |
Nissan Qashqai | 449 | -77,0 | 5773 | -56,2 | 90,5 | 8,5 |
Основные продажи сейчас приходятся на «китайцев», но, как оказалось, у дилеров всё ещё есть запасы корейских (их в наличии чуть больше) и японских машин (их совсем немного). Дилеры Hyundai успешно реализуют Santa Fe, который по объёму продаж даже превысил показатель октября 2021-го (плюс 21,1%), а также Tucson, который немного не дотянулся до топ-10. У Kia самые ходовые модели — Sportage нового поколения и непопулярный в прошлом Soul, продажи которого просели не так сильно по сравнению с другими моделями (минус 39%).
В октябре «выстрелили» продажи Nissan Qashqai — почти полтысячи машин, в 2–3 раза больше, чем в предыдущие месяцы. Скорее всего, складские запасы, которые плавно растягивались дилерами, стали быстро распродавать после решения компании уйти с российского рынка. Среди «европейцев» ближе всех к топ-10 оказался Volkswagen Polo. Их купили 322 клиента — в 6 раз меньше, чем в октябре 2021 года.
Лучшая динамика продаж по итогам месяца зафиксирована за Haval Jolion: спрос на него вырос сильнее чем вдвое, проданы почти 2,8 тысячи кроссоверов. Однако до «докризисных» показателей ещё далеко: например, в феврале было продано почти 3 тысячи «автоматических» Toyota RAV4, а Kia Rio купили больше 6 тысяч клиентов. Позитивным результатом также отметились Geely Atlas Pro, Coolray и Tugella, хотя рост продаж здесь (как и в случае с Jolion) в большей степени обусловлен эффектом низкой базы. К примеру, Haval F7, который достаточно давно появился на российском рынке, продавался вдвое хуже, чем год назад.
Всего же с начала года россияне приобрели 308 тысяч легковых автомобилей с «автоматами» — на 64,3% меньше, чем год назад. На них приходится 62,3% рынка новых машин (минус 5 п.п.).