Дмитрий Савостьянчик
В 2021 году россияне купили около 13 тысяч новых спортивных автомобилей. В их числе оказались и достаточно распространённые «горячие» версии гражданских моделей, и «заряженные» кроссоверы и большие внедорожники, а также редкие купе и кабриолеты. Выяснили, какие модели оказались самыми популярными, несмотря на огромные ценники и высокие налоги.
Заряженные модели
Марка, модель | Продажи, шт. |
---|---|
Lada Vesta Sport | 785 |
MINI Hatch (Cooper S, JCW) | 643 |
MINI Clubman (Cooper S, JCW) | 127 |
Mercedes-AMG CLA | 86 |
Genesis G80 | 61 |
Mercedes-AMG A-Класса | 41 |
BMW 2 серии Gran Coupe (M235i) | 37 |
Genesis G90 | 25 |
Subaru WRX STI | 12 |
Kia Stinger | 11 |
Kia Ceed | 6 |
Genesis G70 | 5 |
Hyundai i30N | 1 |
В сегменте «окологражданских» моделей выбор достаточно скромный, а основные продажи приходятся всего на две модели. Лидер — самая доступная модель на рынке — Lada Vesta Sport. Хорошо продаются также MINI в версиях Cooper S (почти 200 штук) и JCW (450 штук). На «заряженные» MINI пришлась половина продаж модели.
Mercedes-AMG A-Класса чаще берут в «35-й» версии (28 шт.). Быстрые версии CLA почти одинаково часто выбирают в обеих модификациях (35 — 46 шт. и 45 S — 40 шт.). Конкурентная 4-дверная BMW 2 серии M235i оказалась несколько популярнее A-Класса с аналогичной мощностью двигателя, но немного уступила CLA 35.
Самые мощные Kia Stinger — с 370-сильным мотором — выбрали всего 11 человек. Основной спрос приходится на версии с «доналоговым» 247-сильным двигателем. Попавшие в рейтинг Ceed — модели, которые уже не доступны в нашей стране: GT-версии с форсированной до 204 л.с. силовой установкой.
Модели Genesis в рейтинге — это версии с топовыми моторами. G70 с 370-сильным двигателем купили только 5 человек, но и появилась она только в конце года. 380-сильный седан G80 выбрал 61 клиент (10 процентов), 413-сильный G90 — 25 человек (15 процентов). У флагманской модели основные продажи приходятся на машины с 3,3-литровым 370-сильным мотором, у младших — на «доналоговые» версии.
Спортивные купе и кабриолеты
Марка, модель | Продажи, шт. |
---|---|
Porsche 911 | 375 |
BMW 4 серии (M440i) | 142 |
BMW M4 | 85 |
Mercedes-AMG E-Класса | 82 |
Porsche Cayman | 62 |
BMW 8 серии (M850i) | 61 |
BMW M8 | 42 |
Porsche Boxster | 29 |
BMW M2 | 24 |
BMW Z4 (M40i) | 23 |
Mercedes-Benz AMG GT | 19 |
Mercedes-AMG C-Класса | 18 |
Jaguar F-Type | 13 |
Lexus LC500 | 10 |
Audi RS5 | 8 |
Mercedes-AMG S-Класса | 4 |
Mercedes-AMG SL |
Среди всех Porsche 911, лишь 37 машин — в базовом исполнении (с мотором 385 л.с.). Чаще всего российские клиенты выбирали версии Carrera 4S (450 л.с.) и самые мощные Turbo S (650 л.с.) — 117 и 106 проданных машин соответственно.
Porsche Boxster и Cayman тоже чаще покупались не в базовых исполнениях: 300-сильные кабриолеты выбрали только 12 россиян, а купе — вообще 9. Среди более мощных версий лидируют Boxster S (10 шт.) и Cayman GT4 (38 шт.)
Внушительный объём продаж в этом сегменте пришёлся на двухдверки BMW 4 и 8 серии. «Восьмёрки» в M-версиях в 6 раз чаще покупали с 625-сильными моторами (исполнение Competition), чем с 600-сильными двигателями. В целом же мощных купе и кабриолетов BMW продано в 3 раза больше, чем Mercedes-AMG, что во многом связано со сменой поколений у моделей C-, E- и S-Класса.
Mercedes-Benz AMG GT обычно выбирают в мощных модификациях. Самая популярная версия — AMG GT R с двигателем в 585 л.с. (8 шт.). Ещё 5 штук — самые мощные AMG GT Black Series с мотором, развивающим 730 л.с.
Четырёхдверные спорткары
Марка, модель | Продажи, шт. |
---|---|
Porsche Taycan | 512 |
Mercedes-Benz AMG GT | 334 |
Porsche Panamera | 223 |
BMW M5 | 205 |
BMW 3 серии (M340i) | 188 |
Mercedes-AMG E-Класса | 152 |
Audi RS 6 Avant | 75 |
BMW 8 серии Gran Coupe (M850i) | 65 |
BMW M8 Gran Coupe | 41 |
BMW M3 | 39 |
BMW 7 серии (M760Li) | 37 |
Audi S8 | 34 |
Audi RS 7 | 27 |
BMW 5 серии (M550d, M550i) | 26 |
Audi S7 | 18 |
Audi S6 | 15 |
Mercedes-AMG C-Класса | 12 |
Mercedes-AMG CLS | 11 |
Audi RS 4 Avant | 7 |
Audi RS 5 Sportback | 6 |
Mercedes-AMG S-Класса | 1 |
Безоговорочный лидер сегмента — это ещё и одна из самых свежих моделей на рынке, электрический Porsche Taycan. Стандартные Тайканы особой популярности у россиян не сыскали (продано всего 16 штук), чего не скажешь о более мощных версиях: 4S (490 л.с.) — 198 штук, Turbo S (625 л.с.) — 156 штук, Turbo (628 л.с.) — 131 штука.
Лифтбэки Mercedes-Benz AMG GT покупались в 1,5 раза реже, а самой популярной версией (56% от всех продаж модели) стала самая «слабая» AMG GT 43 (367 л.с.). Ещё 77 человек приобрели AMG GT 53 (435 л.с.), а 68 человек — 63 S (639 л.с.). Но «баварский» конкурент — четырёхдверка BMW 8 серии — остался далеко позади. Продажи даже с учётом M-версии оказались втрое хуже.
Базовые Porsche Panamera (с мотором 330 л.с.), на которые приходится почти половина продаж модели, в статистику не попали. Из 223 более мощных машин, основной спрос — 63 процента — пришёлся на 480-сильные GTS (из них 6 штук — в исполнении Sport Turismo). Самые экстремальные Turbo S E-Hybrid (700 л.с.) приобрели только 8 клиентов.
BMW M5 в исполнении Competition (625 л.с.) продавались в 4 раза лучше, чем ещё более мощные CS Competition (635 л.с.). Конкурентные Mercedes-AMG E 53 и E 63 S покупали одинаково часто. Audi S6 и RS 6 Avant даже вместе уступили другим немецким одноклассникам.
Большие кроссоверы и внедорожники
Марка, модель | Продажи, шт. |
---|---|
Mercedes-AMG G-Класса | 906 |
Mercedes-AMG GLE купе | 795 |
Mercedes-AMG GLE | 607 |
BMW X5 (M50d, M50i) | 543 |
BMW X7 (M50d, M50i) | 495 |
BMW X5M | 491 |
BMW X6 (M50d, M50i) | 478 |
BMW X6M | 452 |
Land Rover Range Rover | 449 |
Porsche Cayenne купе | 417 |
Mercedes-AMG GLS-Класса | 383 |
Porsche Cayenne | 344 |
Audi SQ8 | 241 |
Audi SQ7 | 169 |
Audi RS Q8 | 161 |
Genesis GV 80 | 142 |
Land Rover Range Rover Sport | 87 |
Jeep Grand Cherokee | 15 |
Большие и мощные вседорожники — самые популярные среди «заряженных» моделей на отечественном рынке. Одна из причин успеха — утилитарность, которая сочетается со спортивным характером. Доминирование в сегменте — за автомобилями марок Mercedes-Benz и BMW: на них пришлось 72% продаж.
Лидер — Mercedes-AMG G 63 с 585-сильным мотором, который выбрали больше 900 человек. Не сильно уступил «Гелику» купеобразный GLE: 489 клиентов выбрали эту модель в исполнении 53 (435 л.с.), ещё 306 — в самом мощной версии 63 S (612 л.с.). Обычный GLE 53 приобрели 432 клиента, 63 S — 175 человек.
«Заряженные» большие вседорожники BMW продавались на 9% хуже Мерседесов. Самые популярные из них — мощные версии X5 и X7 (M50d, M50i, причём дизельные моторы — в несколько раз популярнее), а также X5M, который чаще (две трети машин) покупали в исполнении Competition (625 л.с.). X6 и X6M среди «баварцев» оказались наименее востребованными.
Флагманский Mercedes-AMG GLS продавался на треть хуже конкурента в лице BMW X7 и на 20% хуже, чем Land Rover Range Rover с 5-литровым двигателем на 510 л.с. (с таким мотором продавался каждый пятый «Рэнж»).
Среди не базовых Porsche Cayenne (тех, которые с 340-сильным двигателем) россияне предпочитают версии GTS (460 л.с.). Мощные Genesis GV80 с мотором 380 л.с. продавались не слишком хорошо: за год проданы только 142 таких кроссовера, меньше 6% от всех реализованных GV80. Не очень распространённый в России Jeep Grand Cherokee в мощных исполнениях покупают совсем редко: 14 клиентов выбрали версию SRT8 с 6,4-литровым мотором на 468 л.с., а самый агрессивный SRT8 Trackhawk с 700-сильным двигателем — всего один.
Компактные и среднеразмерные кроссоверы
Марка, модель | Продажи, шт. |
---|---|
MINI Countryman | 609 |
Porsche Macan | 279 |
Mercedes-AMG GLC купе | 92 |
Genesis GV70 | 58 |
Mercedes-AMG GLA | 58 |
Mercedes-AMG GLC | 53 |
BMW X3 (M40d, M40i) | 49 |
BMW X4 (M40d, M40i) | 41 |
Jaguar F-Pace | 20 |
BMW X4M | 8 |
BMW X3M | 7 |
Audi SQ5 | 6 |
Audi e-tron S Sportback | 3 |
Audi e-tron S | 1 |
С большим отрывом от остальных лидером сегмента стал недорогой и самый маломощный относительно конкурентов MINI Countryman. Большая часть продаж «заряженных» Кантримэнов пришлась на версии Cooper S (192 л.с.) — 434 штуки. Остальные 175 машин — в исполнении JCW (231 л.с.).
Porsche Macan обычно покупают с базовом мотором — почти тысяча штук, которые мы не включили в рейтинг. Фаворит среди более мощных версий — GTS (как и у старших Cayenne).
Кроссоверы Mercedes-AMG обычно предпочитают «на минималках»: GLA 35 (306 л.с.), GLC 43 и GLC 43 купе (367 л.с.). Мощные BMW X3 и X4 (вместе с «Эмками») россияне покупали в полтора раза реже, чем Mercedes-AMG GLC и его купеобразную версию.
На Genesis GV70 с топовым двигателем мощностью 379 л.с. пришлось меньше 5% продаж модели — покупатели обычно выбирают машины с дизельным мотором мощностью 199 сил.
Audi e-tron S и e-tron S Sportback с электрической силовой установкой, развивающей 435 «лошадей», продавались неплохо. Чаще клиенты выбирали «начальные» 360-сильные версии: e-tron — 300 штук, e-tron Sportback — 84 штуки.