Константин Новацкий
Сценарный план — штука не бетонная. Даже на площадках столь грандиозных проектов, как Top Gear (от BBC) и Grand Tour (от Amazon Prime) может случиться непредвиденное. А человеческий фактор способен поставить под удар не только съёмки, но и здоровье, и жизнь ведущих. Вот самые известные факапы двух самых известных автомобильных шоу.
Первая авария Хаммонда
День рождения Ричарда Хаммонда приходится на 19 декабря. А 20 сентября — его вторые, неофициальные именины. Осенью 2006-го ведущий TopGear чуть не попрощался с жизнью, попав в страшную аварию на скорости 460 километров в час.
В тот день на поле в Элвингтоне шли съёмки реактивного дрэгстера Vampire, и группа уже провела часть заездов, включая быстрые. Но для полного комплекта не хватало пары стартов «на все деньги». Хаммонд снова прыгнул в кокпит и через несколько секунд был на полной скорости. Дальше — разрыв покрышки, скольжение и кульбит, вертолёт скорой помощи и две недели комы. Несмотря на ужас аварии, Ричард восстановился за короткий срок — уже в январе он вернулся на площадку, открыв девятый сезон шоу. А через полгода отправился покорять полюс на собачьей упряжке. Шоу само себя не снимет…
Падение в Сирии
Органичность ведущих в кадре даёт интересный эффект: кажется, будто любая мелочь срежиссирована. Тем не менее на съёмках рождественского спецвыпуска Джеймс Мэй натурально расшиб себе голову, упав затылком на камни. Дело было в сирийской пустыне; чтобы помочь застрявшей машине Джереми Кларксона, Мэй возился с буксировочным тросом и в какой-то момент оступился при натяжении. Сцена вошла в спецвыпуск и, признаться, выглядела комичной. Однако, если бы не подоспевшая команда и медпомощь, последствия могли быть намного хуже.
Вторая авария Хаммонда
Помимо машин, Ричард Хаммонд катается на мотоциклах. И падает с них. Самый неприятный крэш случился в Мозамбике в 2017 году. Ричард упал с мотоцикла на скорости и потерял сознание. При этом оперативной помощи в сельской округе ждать было не от кого и команда справлялась самостоятельно. К счастью, серьёзное вмешательство врачей не потребовалось, а после и сам Хаммонд отчитался о здоровье, успокоив фанатов: «Да, я упал, но да, я в порядке. Простите...»

Аргентинский конфликт
На счету команды Top Gear — выпуски в не самых дружелюбных регионах Ирака и Золотого Треугольника. Но по-настоящему жарко было в Аргентине, где съёмочной группе натурально пришлось эвакуироваться из-за.... номерного знака на одной из машин ведущих.
В свойственной Top Gear шуточной манере индекс номерной таблички (H982FKL) обыгрывал год Фолклендской войны за территорию. Тонко, но этого было достаточно, чтобы вызвать негодование местных жителей. Porsche 928 Кларксона закидали камнями, а позже досталось и машинам операторов. В какой-то момент народный гнев перерос в погром, в результате которого команде пришлось срочно покинуть регион, защищая машины, оборудование и собственное здоровье. Один из техников был ранен в голову. Ни один сценарист не написал бы ничего подобного.
Третья авария Хаммонда
В 2017 году в Швейцарии — уже в составе трио Grand Tour — Ричард Хаммонд слетел с серпантина, находясь за рулём электрического Rimac Concept_One. Недалеко от финиша спорткар занесло, выбросило на траву, после чего он слетел, перевернулся и сгорел. Хаммонд успел выбраться из машины, отделавшись ссадинами и травмой колена. Несмотря на то, что уничтоженной оказалась клиентская машина стоимостью $1 млн, Rimac не стал выдвигать требований. Вместе с пришедшим в себя Хаммондом глава фирмы Мате Римак разобрал детали аварии и пришёл к выводу, что причинами стали перебор со скоростью и резкий поворот руля. Что неудивительно при 1225 силах на узкой швейцарской дорожке.
Конфликты и мордобой
Фактической причиной разделения большой команды Top Gear на два телешоу стала довольно старая, но громкая стычка на площадке. Случилась она между Джереми Кларксоном и продюсером Ойзином Таймоном. Как тогда говорили, из-за еды. Хотя ситуация была сложнее. Тем не менее прощать Кларксону далеко не первую выходку Би-би-си отказалась, в результате чего все трое ведущих вскоре покинули телекомпанию, примкнув к американскому Amazon.
Попытка перезапуска Top Gear привела к новым проблемам. Взятый на роль фронтмена телеведущий Крис Эванс при всей харизме и опыте оказался сложным членом экипажа: к середине сезона вовсю ходили слухи о конфликтах между ним и соведущим Мэттом Лебланом. В итоге, несмотря на трёхлетний контракт с BBC, Эванс отработал сезон и ушёл из команды. А совсем недавно в TopGear стало тесно и Леблану. Новый 27-й ТВ-сезон поведут укоренившийся в статусе лидера Крис Харрис и два новых лица – крикетист Эндрю Флинтофф и комик Пэдди Макгиннесс. ̶Г̶у̶г̶л̶ Яндекс в помощь.