Что делать, если машину сковал ледяной дождь

Платные дороги: как по ним ездить и сколько это стоит
Учебник

КОМАНДА АВТО.РУ

Платные дороги давно стали привычными во многих странах мира, но в России их ещё мало и большинство российских водителей по ним никогда не ездили. Однако чем дальше, тем больше будет появляться трасс, мостов и путе­проводов, за проезд по которым водителям придётся платить. Рассказы­ваем, как правильно пользо­ваться платными дорогами, как не пере­плачи­вать лишнего и как не нарваться на штрафы.

Зачем нужны платные дороги и чем они отличаются от обычных

Платную трассу строят в качестве альтер­нативы уже суще­ствующей бесплатной дороге. Старая дорога может быть узкой, извилистой, проходить через множе­ство населённых пунктов, изобиловать свето­форами, железно­­дорожными пере­ездами, тоннелями и участками со скоростными ограниче­ниями. Поэтому ехать по такой дороге может оказаться долго и неудобно, а рекон­струировать её – невозможно или настолько дорого, что проще построить новую трассу. В этом случае её разработку и постройку могут отдать частному подрядчику. Власти какого уровня принимают такое решение, зависит от статуса будущей дороги: она может быть региональ­ной, федеральной, муни­ципальной или даже районной. Концесси­онер, который берётся за создание «платки», выкупает или арендует землю, где пройдёт трасса, и строит её — такой, чтобы по новой дороге можно было ехать с более высокой скоростью, в более безопасных условиях и тратить на переезд значительно меньше времени, чем по уже существующей бесплатной. Иначе какой в ней смысл?

Обычно в законодательстве разделяют владельца платной дороги и оператора, занятого её обслужи­ванием. Но на деле это могут быть аффилиро­ванные компании. Их бизнес — получать доход от использо­вания трассы авто­владельцами и водителями. Обычно платная трасса делится на участки, причём стоимость проезда по каждому из них не всегда пропорци­ональна протяжён­ности. Чаще всего применя­ется сложная тарифная сетка, в которой размер платы может меняться не только в зависи­мости от точек въезда и выезда, но и от дня недели, времени суток, а также класса авто­мобиля. За большегрузы нужно платить больше, за легковушки — меньше. В случае с платными мостами, путе­проводами или тоннелями водитель чаще всего приобретает билет за фиксиро­ванную сумму, без учёта километров.

Как регламентируется оплата дорог в России

Первый подход к легализации платных дорог в России был предпринят ещё в 1992 году, когда вышел президент­ский указ «О строитель­стве и эксплу­атации авто­мобильных дорог на коммер­ческой основе». Через шесть лет появилось допол­нение, в котором отдельно было указано, что взимать плату за проезд по дороге или её участку можно только в том случае, если у них есть бесплатные дублёры. Это же правило распро­страняется и на строитель­ство новых платных трасс.

Сегодня принципы эксплуатации платных дорог в России регламентирует целый пакет нормативных актов, и самые важные из них — это Закон «Об авто­мобильных дорогах и о дорожной деятель­ности в РФ», принятый ещё в 2007 году, а также Постанов­ление правительства №18 от 19.01.2010, определяющее правила пользо­вания «платками». Там, в частности, написано, что, въезжая на платную дорогу, водитель заключает договор с оператором на её использо­вание. А тот, в свою очередь, при наличии возмож­ности проезда, не имеет права отказать авто­владельцу в такой услуге.

Правило о бесплатной альтернативе сохраняется и до сих пор. На уровне закона из него сделали пока лишь одно исключение: в 2019 году в регионах Крайнего Севера было разрешено строить безальтер­нативные платные дороги. Правда, поступать так дозволяется лишь с некоторыми ограниче­ниями: уникальная платная трасса в регионе может появиться вне населённых пунктов и взимать плату за езду по ней, а также по новым путе­проводам и рекон­струиро­ванным участкам старых трасс допустимо только с грузовых авто­мобилей. Так появился, например, самый дорогой в России мост.

Сколько стоит проезд по платной дороге

Способы расчёта между пользователем и оператором дороги, а также предельные цены за проезд утверждает Прави­тельство. Стоимость километра пути, которая рассчиты­вается в зави­симости от категории авто­мобиля, прописана в Постанов­лении №47 от 30.01.2016 — с пометкой, что она может расти вместе с индексом потреби­тельских цен.

Отдельная статья закона об автодорогах требует, чтобы на всех платных дорогах были освобождены от взносов машины специаль­ных служб, общественный транспорт (но не такси и не междугородние и между­народные автобусы) и авто­мобили почты. Однако каждый собственник платной дороги вправе сам определять, каким ещё категориям пользо­вателей он готов обнулить плату, а кому предоставить льготы.

Всего в России примерно 1,5 миллиона километров дорог общего пользо­вания. Из них только около 1,5 тысячи километров (по состоянию на начало 2021 года) — платные. Вот самые известные и востребо­ванные из них, а также стоимость проезда (сумма за проезд указана для легкового авто­мобиля при оплате наличными без скидок на 01.02.2021):

M11 «Нева». Трасса протяжён­ностью 610 км идёт от МКАД до петер­бургского КАД. Не построен пока только участок в объезд Твери. Плата: до 2415 рублей.

М4 «Дон». Плату берут на 6 участках общей длиной 844 км в Московский, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областях и в Красно­дарском крае. Плата: до 1640 рублей.

ЦКАД. На данный момент запущены в работу 310 из 336 км Центральной кольцевой автодороги, позволя­ющей объехать московскую агломерацию. До конца 2021 года начнут действовать оставшиеся участки. Плата: до 1600 рублей.

ЗСД (Западный скоростной диаметр). Бессветофорное шоссе, пере­секающее Санкт-Петер­бург с юга на север, от Морского порта до трассы «Сканди­навия». Протяжённость 46,6 км. Плата: до 750 рублей.

М1 «Беларусь». Платный участок в обход города Одинцово (Московская область) протяжён­ностью 20 км. Плата: до 400 рублей.

М3 «Украина». Платный участок в 70 км (со 124-го по 194-й км) в Калужской области. Плата: до 150 рублей.

Платные дороги в Псковской области, вблизи границ с Эстонией, Латвией и Беларусью. Общая протяжён­ность всех «платок» в области – 226 км. Плата: до 300 рублей.

Платные участки в Удмуртии. Оплачивать нужно проезд по мостам через реки Кама, Буй и на трассе, идущей от Ижевска через Камбарку к границе Башкирии. Общая протяжён­ность – 15 км. Плата: до 450 рублей.

Платный путепровод в Рязани. Связывает городские микро­районы Соколовка и Дашково-Песочня. Плата: 25 рублей.

Как работают системы оплаты

Во всём мире используются только две модели оплаты проезда — закрытая и открытая. Первая подразумевает плату за пройденные километры: перед въездом на дорогу нужно получить талон на специально оборудованном пункте, а при выезде, предъявив его, расплатиться. Платить можно за каждый проезд по дороге (наличными или картой), а можно купить «абонемент».

В открытой модели въезд и выезд на платный участок не ограничивается — о том, что за проезд взимается плата, сообщают дополнительные знаки. Пункт оплаты на «открытой» дороге только один, и располагаться он может как на въезде, так и на выезде или вовсе где-то по пути, при этом плата за проезд обычно фиксированная.

На платных дорогах автовладельцы могут также воспользоваться транспондером — специальным устройством для автоматической оплаты проезда. Он устанавливается в машине и обменивается данными со считывающими устройствами на пунктах контроля. И дальше система списывает деньги со счёта, к которому привязан транспондер. Такая схема позволяет водителю не тратить время на общение с операторами контрольных пунктов, оплату наличными или «кредиткой».

Обычно при автоматическом списании платы въезд на дорогу реализуется по системе free flow (свободный поток) – через пункты, на которых нет шлагбаумов. Безбарьерным может быть как весь пункт оплаты проезда, так и отдельные полосы на нём.

В некоторых странах вся система платных дорог безбарьерная. Там водитель должен заранее купить «билет на проезд» по всем платным дорогам страны, который действует в течение определённого времени — от нескольких дней до года. Специальная марка, «виньетка», клеится в угол ветрового стекла и автоматически считывается средствами электронного слежения на всех платных дорогах.

Купить виньетку можно на любой заправке. Такая система действует, например, на всей территории Швейцарии, Австрии, Чехии, Словакии. Словении, Венгрии. А, например, в Норвегии в качестве идентификационной метки выступает номерной знак машины — проезд фиксируется камерами, после чего плата списывается со специального счёта владельца.

При этом схитрить вряд ли получится. За неуплату водитель может получить внушительный штраф или административный арест, даже если не является гражданином этой страны. Неотвратимость наказания гарантируют широкая сеть дорожных камер и систематические проверки автомобилей полицией.

Как оплачивать проезд по платным дорогам в России

Проезд по большинству платных дорог в России можно оплатить наличными, банков­ской картой или с помощью привязанной к ней бесконтактной системы платежа, а также через транспондер. Однако, например, на ЦКАД, есть вариант заплатить за проезд позднее — на сайте оператора, компании Автодор. Деньги надо внести в течение 5 суток, иначе выпишут штраф.

Но более распространена в России модель платных дорог с сетью контроль­ных пунктов с турникетами, оборудо­ванными терми­налами оплаты и шлагбаумами. Она функци­онирует по одной из двух возможных схем:

С постоплатой. При въезде на платный участок вы берёте в терминале талон (билет), который нужно сохранить до съезда с дороги. В конце отрезка этот талон необходимо предъявить оператору, который рассчитает количество пройденных километров и объявит сумму к оплате. После оплаты шлагбаум откроется и можно будет двигаться дальше.

С предоплатой. Эту схему применяют там, где протяжён­ность платного участка фиксиро­вана, а значит, и сумма за проезд известна заранее. Например, если это платный мост. В этом случае водитель платит при въезде на участок, получает чек и двигается дальше. А в конце платного отрезка начинается бесплатная дорога. Иногда подобную систему инверти­руют — делают въезд свободным (преду­преждая о нём информаци­онными указателями), а на выезде собирают плату.

Часто турникеты контрольного пункта рас­считаны на разные способы оплаты — соответ­ствующие информаци­онные таблички размещены над ними. Бывают также отдельные терминалы для грузовиков, в которых для удобства водителей приспособ­ления для оплаты расположены выше.

Подходящий терминал надо выбирать заранее, ещё на подъезде к КПП — заняв соответ­ствующую полосу. Если машин много, то лучше не приближаться к едущему впереди авто­мобилю, чтобы при возникно­вении у других водителей каких-то труд­ностей с оплатой можно было аккуратно пере­строиться к соседнему терминалу, не мешая другим участникам движения.

Чем удобен транспондер и как им пользоваться

Об одном плюсе транспондера мы уже писали: он позволяет тратить меньше времени на оплату проезда. В современных системах для этого не придётся даже останав­ливаться — достаточно сбросить скорость до указанной на контроль­ном пункте. Электроника ещё на подъезде свяжется с транс­пондером внутри машины и в нужный момент поднимет перед автомо­билем шлагбаум. Деньги спишутся автоматически.

Но главное преимущество транспондера — скидки, которые операторы платных дорог предо­ставляют тем, кто им пользуется. В некоторых случаях на поезде можно сэкономить до 50 процентов. Сейчас устройства бесконтактной оплаты в России пред­лагают четыре крупных компании-оператора автомо­бильных дорог: «Автодор», «Северо-Западная концессионная компания», «Новое качество дорог», «Магистраль северной столицы».

Транспондер стоит не очень дёшево (1000–3000 рублей) и будет выгоден только тем, кто много ездит по «платникам». Однако прибор можно взять в аренду, что имеет смысл уже при его использо­вании хотя бы несколько раз в год.

Коробочку надо не только купить или арендовать, но и зареги­стрировать. Нужно оставить свои паспортные данные, номер телефона (для оповещений), завести личный кабинет на сайте оператора или через приложение в смартфоне. Затем на счёт, привязы­ваемый к транс­пондеру, необходимо внести деньги. А ещё подключить опции — у каждого оператора они свои. Одни дают скидки на отдель­ные маршруты, другие просят меньше денег за регулярные поездки или в опреде­лённое время, третьи пред­лагают целую систему абонементов.

Ещё одна полезная опция — интероперабель­ность, то есть возмож­ность исполь­зования одного транс­пондера на разных платных дорогах. И эту опцию стоит подключить первой. 

В инструкциях операторы рекомендуют прикрепить транс­пондер к ветровому стеклу за салонным зеркалом заднего вида, а во время проезда пункта оплаты держаться в 10–15 метрах от автомобиля, едущего впереди. Если прижаться к попутной машине, то шлагбаум откроется перед ней, а оплату спишут с вас. И перед вами шлагбаум не поднимется, ведь транс­пондер — это персони­фициро­ванное средство оплаты, и по одному прибору не могут проехать несколько машин подряд.

Любителям дальних путешествий с дополнитель­ным багажником стоить помнить о том, что системы списания автомати­чески определяют высоту авто­мобиля во время проезда терминала. И есть риск, что система спишет больше денег за проезд, спутав класс автомо­биля. Чтобы не пере­платить в этой ситуации, можно встать с очередь с оплатой через оператора и просто передать ему транс­пондер, чтобы он списал с него нужную сумму.

Что будет, если не заплатить

Способы, с помощью которых недобро­совестные водители пытаются избежать оплаты проезда, бывают разными — объезд пропускного пункта, проезд по полосам, выделенным для спецтранс­порта или для тех, кто ездит с транс­пондером (этот случай мы описывали чуть выше). И даже «паро­возиком» вслед за каким-нибудь законо­послушным водителем — подобно тому, как преодо­левают турникеты в метро «безби­летники».

До недавнего времени единственным оружием борьбы операторов дорог с нарушите­лями были шлагбаумы, физически препят­ствующие проезду без оплаты. Но с 10 января 2021 года список штрафов, которые могут наложить на авто­владельца, попол­нился наказа­нием за «безби­летный» проезд по платной дороге. Водителю легковушки выпишут квитанцию на 1500 рублей, а с водителя грузовика или автобуса возьмут уже 5000 рублей.

Ещё серьёзнее будет наказание, если для проезда приподнять шлагбаум вручную или протаранить автомо­билем. Ведь это повредит его подъёмный механизм, а значит, будет квалифи­цироваться как ДТП. Если же водитель, «перехитрив» таким образом систему, уедет, то будет считаться лицом, покинувшим место аварии. Что карается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФлишением прав на срок до полутора лет или арестом на 15 суток.

Из-за нового штрафа надо быть особо внимательным тем, кто ездит по платным дорогам с транс­пондером. Проезжая контроль­ный пункт, стоит дождаться от установ­ленной в машине «коробочки» звукового сигнала, подтвер­ждающего факт оплаты. Иначе водителю могут засчитать «без­билетный» проезд и выписать тот же штраф в 1500 рублей.

Как быть, если заехал на платную дорогу случайно

Как мы помним, у платной дороги всегда есть альтер­натива, поэтому бесплатная дорога не может внезапно «превратиться» в платную. О том, что впереди трасса, за которую надо платить, водителя как минимум должна предупредить табличка 8.8 «Платные услуги» в сочетании, например, со знаком 5.1 «Авто­магистраль». Кроме того, информация о такой дороге должна ясно и чётко дублироваться на дорожных указателях.

Но предположим — с кем не бывает! — отвлеклись, запутались в развязках и знаках на незнакомой дороге и оказались перед въездным пунктом на платный участок. Тут не надо паниковать: не пытайтесь встать на «аварийке» перед КПП или «аккуратно» сдавать назад несколько километров, чтобы вернуться на бесплатную дорогу. Эти действия — серьёзные нарушения ПДД. Так, движение задним ходом по маги­страли обернётся штрафом в 2500 рублей согласно части 3 статьи 12.11 КоАП. А из-за остановки на дороге можно запросто получить штраф на 2000 руб. по части 4 статьи 12.19 КоАП.

Лучше сориентируйтесь, есть ли до въездного пункта место для парковки — обычно там имеются маленькие «карманы». Оставьте машину, найдите сотрудников пропускного пункта и объясните им ситуацию. Когда парковки рядом не видно, занимайте полосу, которая ведёт к точке оплаты наличными. Подъехав, сообщите кассиру или старшему смены контроль­ного пункта, что оказались здесь по ошибке — они наверняка уже сталки­вались с подобными случаями и помогут выйти из положения.

Другое решение — проезжайте на въездной пункт, берите билет или платите за проезд. На ближайшей развязке развер­нитесь и возвращайтесь на бесплатную дорогу через тот контрольный пункт, через который въехали. В этом сценарии придётся расстаться с некоторым коли­чеством денег — ведь трассой вы всё-таки воспользо­вались, но считайте это просто платой за собственную невниматель­ность. Ну а если цена за платный отрезок не слишком высока — то езжайте дальше. Вдруг вам понравится?

Что делать, если на платной дороге возникла чрезвычайная ситуация

В случае ДТП или другого экстремального события действия водителя на платной дороге мало отличаются от тех, которые необходимо пред­принять на обычной трассе: нужно оповестить оператив­ные службы, страховую и следовать их указаниям. Появляется лишь допол­нительная возмож­ность дать знать о случив­шемся службе аварийных комиссаров (инспекторов), работающей на трассе. Для этого нужно позвонить по короткому номеру и рассказать суть происше­ствия. Этот номер лучше узнать заранее, поскольку у службы каждой трассы он свой. Встретить его можно прямо на дороге — на специаль­ных информаци­онных табличках, расстав­ленных вдоль всего маршрута.

Инспектор службы, если нужно, вызовет ГИБДД, полицию, скорую или пожарных. Он может помочь, если требуется эвакуация машины с трассы к съезду или на отводную часть дороги. У инспекторов также есть экстренный запас топлива, которого хватит, чтобы доехать до ближайшей заправки.

Итак, совсем коротко

  • – В России примерно 1,5 тысячи километров платных дорог. Это трассы, соединяющие крупные города нескольких регионов, платные участки на суще­ствующих дорогах, путепроводы или городские объездные дороги.

  • – У каждой платной дороги есть бесплатная альтер­натива — это требование законодательства.

  • – На большинстве платных дорог в России платить придётся за пройденные километры, на фиксиро­ванных участках плата тоже фиксиро­ванная. Цена может меняться в зави­симости от класса машины, времени суток, дня недели и даже сезона, но не может превышать лимиты, предусмотренные постанов­лением Правитель­ства. Сами ограничения могут корректиро­ваться раз в год.

  • – Бесплатно по «платкам» ездят спецслужбы и почта, но владельцы дороги могут дополни­тельно устанав­ливать на своё усмотрение льготы для клиентов.

  • – В большинстве случаев можно платить меньше, если купить абонемент, стать участником программы лояль­ности или использовать для оплаты транспондер.

  • – Платная трасса или нет — правила поведения на ней остаются неизменными: надо соблюдать ПДД. А если на такой дороге произойдёт что-то непред­виденное, можно обратиться за помощью к службе аварийных инспекторов.

Почитать ещё