Кирилл Малышев
Исследователи израильского Университета имени Бен Гуриона представили результат работы, которой занимались последние два года. Они выяснили, каким способом можно сбить с толку машинное зрение автопилота Теслы и заставить его принять неожиданные для всех окружающих решения. Об этом пишет издание Wired.
Издание напоминает, что все системы автономного вождения опираются на то, что видят. Их зрение в одних моментах пока хуже человеческого, в других – уже лучше. Последнее учёные решили использовать как слабость системы и достигли успеха.
На установленных вдоль дороги электронных табло, рекламных или с дорожной информацией, на доли секунды вспыхивали знаки ограничения скорости или требования об остановке. Tesla успевала их заметить и реагировала внезапным торможением. Это чревато аварией, ведь другие водители, живые люди, не ожидают этого. Электронике было достаточно видеть картинку всего 0,42 секунды. С тем же результатом машине можно показать другой автомобиль или пешехода, и он сочтёт их за помеху на пути.
С одной стороны, исследователи таким способом хотели привлечь внимание к проблеме потенциальных хакерских атак. От них неплохо защищены объективно важные ресурсы. А вот цифровые рекламные щиты – нет. Вмешательство в их интерфейс, как доказали учёные, может парализовать движение или создать несколько ДТП.
Другой задачей было показать несовершенство системы, которую Tesla упорно именует автопилотом, подбивая клиентов рекламой больше отвлекаться от дороги. Израильские эксперты уверены, что добавление в систему лидара поможет избежать ошибок. Компьютер должен анализировать большее число внешних факторов, и тогда «фантомы» не смогут сбить его с толку. Лидар «видит» только реальные объекты и не реагирует на плоские картинки.
Есть и решение. В Университете имени Бен Гуриона разработали алгоритм «Охотник за привидениями». Он берёт во внимание все детали, которые поставляют ему радары, лидары, камеры и сенсоры. Программа способна распознать краткосрочные вспышки «фантомов» и отсеять их как ложные.
Ранее автопилот Теслы уже уличали в неточной работе. Так, издание Insideevs публиковало ролик, в котором на извилистой дороге с непростой разметкой и двумя полосами движения электрокар критически приближался к разделительной, не сбрасывая скорость.