Надёжен ли рестайлинговый BMW 3 серии V поколения: частые неисправности немецкого подержанного автомобиля

Что такое ТО: какие работы входят в техническое обслуживание автомобиля и и как на нём сэкономить
Учебник

АННА КРИВОРУЧКО

«Своевременное техническое обслуживание автомобиля — залог его долгой и беспроблемной жизни». Подобные слоганы часто встречаются в руководствах по эксплуатации машин и другой профильной литературе. Что же скрывается за термином «техобслуживание» и как правильно определить его своевременность? В этой статье разберёмся, какие виды обслуживания бывают, как часто нужно ездить в сервис, стоит ли делать ТО у официалов и можно ли сэкономить на нём без вреда для автомобиля.

Что такое техобслуживание (ТО)

Техническим обслуживанием принято называть плановые работы с автомобилем, которые проводятся с некоторой периодичностью, — в противовес ремонту, который приходится делать по факту неисправности машины или какого-то её узла. Обычно ТО — это комплекс работ, который можно разделить на несколько этапов или категорий:

  • Диагностика автомобиля в целом или отдельных его агрегатов.
  • Регулировка систем/узлов.
  • Выполнение работ по регламентной замене деталей и/или технических жидкостей.

Диагностика тоже бывает разной, она отличается по назначению, трудоёмкости и степени глубины. Самый простой вариант — визуальный осмотр. Он проводится при каждом визите на СТО, а его главная задача — выявление течей или видимых поломок. Например, во время осмотра можно обнаружить порванный защитный чехол приводного узла, прогоревший глушитель, деформированный рычаг подвески, очаг коррозии и прочие видимые глазу вещи. В ходе осмотра несложно проверить состояние некоторых расходников — например, тормозных колодок и дисков, а также уровни жидкостей в бачках.

При более глубокой диагностике в ход идёт измерительное оборудование. Это может быть простой манометр для проверки давления в шинах, динамометрический ключ для проверки правильности затяжки крепежа или полноценные испытательные стенды для определения углов установки колёс.

Для выявления ошибок, зафиксированных бортовой электроникой в ходе самодиагностики, применяют компьютерное оборудование. Оно покажет, на что автомобиль «жаловался». В современной машине её блок управления скрупулёзно фиксирует большинство отклонений от нормальной работы или состояний узлов — от севшей батарейки в ключе до пропусков зажигания или единичных сбоев в показаниях датчиков.

Считывание и расшифровка зафиксированных ошибок позволяют проверить состояние автомобиля и обнаружить его неисправности.

Регулировки помогают вернуть параметры агрегатов автомобиля к оптимальным значениям. В машине много соединений и подвижных элементов, поэтому люфты, изменение зазоров и даже ослабевание крепежа в процессе эксплуатации — явление нормальное. В процессе регулировки все эти «отклонения от нормы» устраняют. Например, подтягивают приводной ремень, регулируют зазоры клапанов, корректируют развал-схождение колёс и т.п. Эти работы позволяют сберечь узлы и детали автомобиля, компенсировав их естественный износ в ходе эксплуатации.

Регламентные работы позволяют заменить всё, что имеет ограниченный и строго определённый ресурс, не дожидаясь, пока эти компоненты выйдут из строя или потеряют свои свойства. К ним относятся смазочные материалы, охлаждающая жидкость, фильтры, тормозные колодки, ремни и т.п. детали. По сути, это уже ремонт, который проводят, не дожидаясь появления неисправности и её более серьёзных последствий.

Какие виды ТО бывают

Согласно пункту 2.3 ПДД, в обязанности водителя входит проверка исправности транспорта перед каждой поездкой. Естественно, лезть в двигатель его никто не заставляет, но проверить тормоза, колёса, лампочки и наличие течей нужно. Такой несложный осмотр, по сути диагностику, вполне можно отнести к ежедневному ТО.

Плановое ТО подразумевает все три компонента обслуживания, описанные выше, которые проводятся с определённой периодичностью, вне зависимости от текущего состояния автомобиля. Для каждой модели машины существует регламент — это перечень работ и то, как часто их нужно делать. Например:

  • Замена моторного масла и его фильтра раз в 15 тыс. километров или спустя год после предыдущего ТО.
  • Замена воздушного фильтра раз в 15 тыс. километров.
  • Замена салонного фильтра раз в 30 тыс. километров.
  • Замена свечей зажигания раз в 45 тыс. километров.
  • Замена тормозной жидкости раз в 90 тыс. километров, но не реже чем раз в три года.
  • Проверка уровня и плотности охлаждающей жидкости.
  • Проверка настройки и регулировка фар каждые 30 тыс. км и т.д.

Сезонное ТО, как правило, не считается обязательным — но оно способно продлить жизнь автомобиля и сделать его эксплуатацию более комфортной и безопасной. К сезонным работам относится не только смена летних/зимних шин, но и обработка уплотнений, смазка замков, чистка радиаторов, проверка работоспособности кондиционера или отопителя…

Когда нужно делать ТО

Регламент обслуживания разрабатывает сам автопроизводитель, отталкиваясь от «жизненного цикла» деталей, использованных в конкретной модели. Надо понимать, что соблюдение сроков и объёмов планового обслуживания — не обязательство, а лишь рекомендация и памятка для владельцев. Но сильно превышать межсервисный интервал не стоит — это может негативно сказаться на техническом состоянии автомобиля и привести к отказу в гарантийном ремонте в случае возникновения неисправности. Хотя автопроизводитель обычно проявляет лояльность и позволяет «просрочить» обслуживание на 200–500 км — точные цифры можно найти в его гарантийных обязательствах. Там же обычно есть оговорка, что в случае такого опоздания интервал до следующего осмотра нужно сократить на те же километры, чтобы «лишний» пробег не накапливался.

В тяжёлых условиях эксплуатации многие манипуляции, вроде замены масла, фильтров и свечей, наоборот, рекомендуется проводить чаще регламента. Обычно об этом есть оговорка и в фирменной сервисной книжке. А некоторые современные автомобили сами корректируют интервалы обслуживания — компьютер не только проводит самодиагностику, но и рассчитывает ресурс «расходников» в зависимости от условий движения.

Для остальных моделей межсервисный интервал и список работ на каждом ТО указан в руководстве по эксплуатации и в сервисной книжке. Обычно автомобиль ждут на станции техобслуживания (СТО) раз в 10–20 тыс. километров. Например, купив кроссовер Toyota RAV 4, придётся ездить на сервис каждые 10 тыс. км или раз в год.

Некоторые автопроизводители предписывают делать так называемое «нулевое» ТО после обкатки нового автомобиля — через 1–3 тыс. км. Обычно во время такого визита в сервис меняют масло и фильтры, проверяют затяжку резьбовых соединений.

Конечно, при подозрении на неисправность тянуть с визитом в сервис не стоит — внеплановое ТО ещё никому не навредило. В случае незапланированного обращения часть регламентных работ могут выполнить раньше срока и сделать в сервисной книжке соответствующую отметку. Нелишним будет и полное обслуживание машины, особенно пожилой, перед дальней дорогой — это может уберечь от неприятных сюрпризов в пути.

Бывает и так, что автопроизводители вообще не устанавливают регламент на обслуживание некоторых узлов. Но это не значит, что они вечные и никогда не потребуют вмешательства. Просто владельцу остаётся либо наблюдать за поведением машины и отмечать «симптомы», либо, в случае заимствованных узлов, искать регламент их производителей.

Яркий пример — автоматические коробки передач BMW, которые баварцам поставляет компания ZF. Немецкий концерн предлагает не менять масло в «своей» АКПП в течение всего срока эксплуатации. А вот у производителя этого самого агрегата иное мнение на этот счёт: в рекомендациях ZF значатся 60–120 тыс. км, в зависимости от спецификации коробки и условий эксплуатации.

Похожая ситуация и с многими более мелкими узлами, вроде цепи ГРМ. В этом случае официальных «подсказок» о замене нет, но опыт сервисов часто довольно точно показывает, когда деталь лучше заменить, не дожидаясь её выхода из строя. Прежде всего потому, что таким образом можно избежать более крупного ремонта.

Стоит ли проходить ТО у официального дилера

Для проведения регламентных работ с личным автомобилем можно обратиться к официальному дилеру марки, поехать в сторонний сервис или обслужить машину самостоятельно. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы.

Официальный дилер
Плюсы
  • + Выполнение работ строго по технологии автопроизводителя
  • + Высокий уровень клиентского сервиса
  • + Хорошая квалификация механиков
Минусы
  • − Высокая стоимость работ
  • − Часто нет возможности личного контроля за процессом
Сторонние СТО
Плюсы
  • + Стоимость обслуживания обычно ниже дилерской
  • + Возможность замены оригинальных деталей аналогами
Минусы
  • − Нет гарантий необходимой квалификации мастеров
  • − Регламент проведения работ может не соответствовать заводским стандартам
Самостоятельное обслуживание
Плюсы
  • + Низкая стоимость
  • + Контроль работы на всех этапах
Минусы
  • − Для обслуживания нужно специально оборудованное место
  • − Недостаток квалификации может привести к серьёзной поломке

Так стоит ли обслуживать машину у официального дилера? У обладателей «свежих» автомобилей на гарантии выбора практически нет. Неисправности в первые 2–3 года эксплуатации обычно устраняют за счёт автопроизводителя, что возможно только при наличии отметок о плановых ТО, сделанных у официального дилера, и при отсутствии следов вмешательства сторонних механиков. Формально даже замена масла в ближайшем гараже — повод для отказа в гарантии на мотор. Обратное придётся доказывать уже в суде, поэтому все риски стоит просчитать заранее. Если автомобиль обслуживался у официального дилера, то гарантия сохраняется на весь срок её выдачи. 

У владельцев более возрастных машин простора для манёвра больше, но и выбирать становится труднее. Каждый случай обращения в сервис сугубо индивидуален — даже с официальными дилерами иногда выходят неприятные накладки, не говоря о небольших мастерских. Выбирать подходящий сервис и мастера придётся по отзывам и собственному опыту.

Самостоятельно проводить ТО лучше только тогда, когда нет сомнений в собственных навыках. В противном случае даже самая простая операция может кончиться поломкой и незапланированными тратами.

Как сэкономить на ТО

Затраты на обслуживание складываются из стоимости самих работ и цен на запчасти и расходники. Можно попытаться сократить как одно, так и другое.

Дороже всего за работу своих механиков обычно берёт официальный дилер. Но даже фирменные СТО часто проводят акции, которые позволяют существенно сэкономить на определённых видах работ. Спецпредложения можно отследить на сайтах и в специальных приложениях.

Без учёта скидок стоимость, а зачастую и продолжительность работ, будет меньше у неофициальных СТО. Разница может оказаться существенной, но нужно следить, чтобы за дешевизной не крылись некачественное оборудование и низкая квалификация сотрудников сервиса.

Второй способ экономии — самостоятельная покупка запчастей. Даже оригинальные детали в магазинах и на онлайн-площадках стоят дешевле, чем в сервисах. Но в случае обслуживания у дилера использование «своих» расходников придётся согласовывать отдельно. К сожалению, часто в этом отказывают, особенно если машина находится на гарантии, мотивируя непредсказуемой надёжностью купленных «на стороне» деталей. С неофициальными СТО договориться проще, но даже среди них есть те, кто не берётся выполнять работу с материалами заказчика.

Ещё один вариант — отказ от «оригинальных» запчастей и переход на аналоги, которые в большинстве случаев дешевле. Здесь  есть сразу несколько «подводных камней», прежде всего, качество заменителя и его совместимость с автомобилем. Проверить, подойдёт ли неоригинальная деталь, до её покупки или до разбора автомобиля порой оказывается сложно. Остаётся верить каталогам производителей запчастей. Но даже они не покажут, будет ли ресурс такой запчасти сравним с «фирменной». Мы делали подробный разбор, когда стоит применять оригинальные запчасти или их аналоги.

Относительно просто и безопасно можно подобрать всевозможные фильтры, масла, тормозную жидкость, антифриз и пыльники. С элементами тормозной системы всё чуть сложнее: хороший аналог может стоить даже дороже оригинала, а колодки и диски с привлекательной ценой чаще всего существенно уступают ему по качеству. Всевозможные уплотнители, прокладки и трубки тоже можно заменить неоригинальными, но только после подробного изучения характеристик и отзывов, иначе велика вероятность столкнуться с повторной течью вскоре после ремонта.

Последний и один из самых действенных способов сэкономить — внимательно следить за состоянием автомобиля. Регулярные осмотры и диагностика помогают выявить проблему на ранней стадии, а это зачастую избавляет от сопутствующих поломок и дополнительных трат.

Итак, совсем коротко

  • – Техобслуживание — это работы по поддержанию исправного состояния автомобиля.

  • – ТО может быть ежедневным (осмотр перед поездкой), плановым или сезонным.

  • – Обслуживать машину нужно не реже, чем рекомендует производитель. Интервал лучше сокращать в зависимости от условий эксплуатации.

  • – Автомобиль можно обслуживать у официальных дилеров, на сторонних СТО или самостоятельно. При выборе сервиса обратите внимание на качество работ и их стоимость.

  • – Самостоятельно обслуживать автомобиль лучше только имея соответствующий опыт.

  • – Затраты на ТО можно снизить за счёт стоимости работ или запчастей, а также подобрав их качественные аналоги.

Почитать ещё