Переупаковка. Haval Dargo: первый тест харизматичного китайского кроссовера

Тариф семейный. Все плюсы и минусы Lada Largus Cross: подробный тест
Тесты

Юрий Урюков

Такой выгодной арифметикой обычно заманивают мобильные операторы да развлекательные парки — заплатить один раз и сразу за всех домочадцев получается дешевле, чем брать супруге и детям отдельные «проходки». Вот и Lada действует по схожей схеме: Largus — самая доступная семиместная модель на российском рынке, которая по вместимости тягается с полукоммерческими «каблучками», а по проходимости — с кроссоверами. Выбор самого прагматичного автомобилиста или набор вынужденных компромиссов?

Lada Largus Cross
1 378 900 — 1 516 900 ₽
Оценка: 3,52 из 5
Плюсы
  • Вместимость и практичность
  • Большой клиренс и энергоёмкие подвески
  • Адекватная цена
Минусы
  • Отсутствие автоматической коробки
  • Дефицит тяги на малых оборотах
  • Огрехи эргономики
Стоимость владения* в год при пробеге 17 500 км:
ОСАГО
17 077 ₽
КАСКО
80 500 ₽
ТО за год
12 200 ₽
Транспортный налог
2 650 ₽
Топливо
83 300 ₽
Итого
195 727 ₽

* Стоимость полисов и налог рассчитаны для водителя старше 22 лет и со стажем более 4 лет, проживающего в Москве

Largus шлёт привет из той далёкой доковидной эпохи, где процветала международная кооперация. Напомним, в 2006 году сверхдоступная по европейским меркам модель Renault получила румынскую прописку под именем Dacia Logan MCV, и практичный универсал мгновенно стал хитом в развивающихся странах. А когда десять лет назад очередь, наконец, дошла до России и производство бестселлера наладили в Тольятти, партнёры по альянсу ограничились, по сути, лишь сменой вывески — Dacia примерила эмблему Лады.

К счастью, АвтоВАЗ не примирился со скучной ролью сборочной площадки. Получив доступ к зарубежным технологиям, тольяттинские инженеры принялись доводить Largus по всем фронтам. Углублялась локализация, под капотом появились отечественные двигатели и коробки, вышла приподнятая версия Cross, начался выпуск коммерческого фургона — производство удешевлялось, а потенциальная аудитория становилась шире. 

Два года назад мы уже тестировали топовый вариант Ларгуса. Но к логическому завершению долгий процесс перерождения их Логана в наш Largus подошёл только год назад — с первым по-настоящему крупным обновлением модели. И дело даже не в фирменном икс-фэйсе, заменившем чужой стиль 16-летней давности. Команда Олега Груненкова серьёзно перетряхнула начинку универсала, и именно этот шаг поменял восприятие машины потребителем.

Поэтому перед вами вновь топовая Lada Largus Cross в самом дорогом исполнении Luxe с дополнительными опциями. Сейчас по официальному прайс-листу стоимость такой модификации слегка переваливает за отметку 1,5 млн рублей. И как раз в топовой версии универсала нюансы масштабной модернизации проступают предельно выпукло. Сразу видно, что сделали грамотно, а где немного не докрутили.

Интерьер

Прежний Largus перенял у Логана убогий во всех смыслах интерьер, где тотальная экономия на материалах была помножена на странности нелогичной французской эргономики. В обновлённом универсале прогресс налицо, для чего тольяттинцам пришлось вмешаться в электронную архитектуру автомобиля и адаптировать некоторые компоненты от других, более продвинутых моделей.

Одной из таких удачных находок стал вазовский трёхспицевый мультируль — с оптимальными диаметром и толщиной обода, подогревом и нормальным клаксоном вместо нелепой кнопки на торце левого подрулевого рычага. Новая мультимедийная система с семидюймовым тачскрином из запасников Renault по современным меркам уже не воспринимается нарядной и резвой. Зато с базовым функционалом у неё порядок — есть Bluetooth, основные протоколы подключения смартфонов и встроенная навигация на случай, если лень открывать карту на телефоне.

Клавиши стеклоподъёмников теперь под рукой — на подиуме двери. И больше не нужно по-цирковому подпрыгивать, пытаясь отрегулировать положение подушки по высоте: кресло с каркасом от Lada XRAY настраивается привычным домкратиком. Ну и «слепые» кнопки включения подогревов, наконец, переместили с оснований сидений — правда, снова не в самое удачное место, в темноту подвала центральной консоли.

Подобные штрихи к портрету салона убеждают: внутри Ларгус стал удобнее. А вот уютнее — вряд ли. То там, то здесь по-прежнему натыкаешься на логановское наследие вроде спрятанного под «ручником» джойстика боковых зеркал и опущенного куда-то в ноги климатического пульта. Руль так и нельзя отрегулировать по вылету, подлокотник мешает переключать передачи, а профиль доработанных кресел всё ещё далёк от оптимума. Глянцевая чёрная накладка может и делает обстановку чуть наряднее, однако притягивает микроцарапины и пыль. И стоит ли говорить, что передняя панель сформирована из гулкого, твёрдого пластика?

1/10

Недорогие материалы, простенькая фурнитура, незатейливый декор — оформление салона с головой выдаёт утилитарное предназначение Ларгуса. Но эргономику в модернизированной машине подтянули до приемлемого уровня

Поэтому не надо ждать от обновлённого Ларгуса релакса и чудес комфорта. Здесь уместно провести аналогию с офисным рабочим местом. Пусть обжитым за много лет службы, так или иначе подогнанным под личные запросы, но всё равно неспособным тягаться с душевностью домашней атмосферы. Грузопассажирская Лада — машина-труженик со всеми вытекающими.

Практичность

Обновлённый Largus продвигают под слоганом «С местами для поцелуев». Меткое определение: укромный третий ряд, чудом приткнувшийся в багажнике, и правда способен вместить подростков. Даже с напитками — подстаканники присутствуют. Взрослым лучше отправиться на средний диван, хотя и там свободного пространства не так много. Проектировщики явно старались расставить сиденья по компактному салону так, чтобы никому не было обидно. Едем плотненько, зато в одной машине.

На ВАЗе схему салона не меняли, ограничившись мелкими штрихами, способными скрасить пребывание на втором ряду. Изменили набивку, вырезали выемки под замки ремней безопасности, чтобы те не торчали из подушки. Провели розетки на 12 вольт и формата USB, организовали подогрев. Неплохой набор для доступной машины! Но, например, откидного подлокотника как не было, так и нет.

1/6

Новое кресло застряло на полпути эволюции: оно однозначно лучше прежнего, но до оценки «хорошо» всё равно пока не дотягивает — в дальней дороге затекает спина, боковая поддержка так себе

В салонном зеркале по-прежнему маячат головы многочисленных пассажиров или частокол подголовников, но проблема с точностью парковки снята: на центральный дисплей выведена картинка с камеры заднего вида. А в снег и слякоть выручат парктроник, подогрев ветрового стекла, датчики дождя и света. Фары, кстати, универсал тоже получил новые — от дорестайлинговых Логана и Сандеро второго поколения. Ксенона или модных светодиодов в оптике по-прежнему нет (даже в ходовых огнях), зато хотя бы рефлекторные секции ближнего и дальнего отныне разделены, а видимость дороги в темноте стала лучше.

Отдельное слово — о впечатляющих транспортных возможностях Ларгуса. Ведь в линейке наравне с универсалом присутствует унифицированный с ним фургон, с которым пассажирская версия разделила некоторые специфические умения. Например, створки задней двери могут распахиваться на 180 градусов, обеспечивая подъезд вплотную к месту погрузки.

В семиместной конфигурации салона багажник, конечно, скромный во всех смыслах — места мало (135 л), шторки, в отличие от двухрядной версии, нет. Но фишка Ларгуса — в высокой гибкости. Спинка третьего ряда складывается по частям, сам диван откидывается вперёд или вообще вынимается из кузова силами одного человека, освобождая для груза 560 л. Средние сиденья тоже трансформируются в два счёта, увеличивая объём до впечатляющих 2350 л.

Техника и надёжность

Ларгус построен на растянутой платформе B0, хорошо известной, например, по Renault Logan, Sandero, Duster, а также Nissan Almera и Terrano российской сборки. В инженерном плане немолодая «тележка» предельно проста: стойки МакФерсон спереди, упругая балка сзади. Полного привода у Лады не бывает, зато в Тольятти придумали модификацию Cross с увеличенным со 172 до 200 мм клиренсом.

Выносливость ходовой близка к образцовой. Если не насиловать машину сильным перегрузом и раллийными заездами по ухабистым грунтовкам, пружинные подвески прослужат долго. А случись неприятность — ремонт несложен, запчасти недороги.

В начале карьеры на Ларгус ставили французские моторы, но после рестайлинга универсал делают только с вазовскими бензиновыми движками объёмом 1,6 л. Базовым версиям положен глубоко модернизированный восьмиклапанник с индексом 11182 — у него заменили или доработали с полсотни деталей вплоть до коленвала, поршневой группы и ГРМ. Отдача выросла вроде бы скромно: мощность подняли с 87 до 90 л.с., крутящий момент — со 140 до 143 Нм. Однако при этом рядная «четвёрка» стала эластичнее во всём диапазоне оборотов, а главное — надёжнее и выгоднее в содержании. Отпала необходимость посещать так называемое нулевое техобслуживание на 2000 км пробега, срок регулировки клапанов сдвинулся на 90 000 км. Кроме того, разработчики обещают сокращённый расход топлива и масла, а также увеличенный со 160 000 до 200 000 км ресурс.

Альтернатива — хорошо изученный ремонтниками 16-клапанный ВАЗ-21129 на 106 сил и 148 Нм. Старшая «четвёрка» необременительна в эксплуатации и при должном уходе живуча: заявленные заводом 200 000 км для этого мотора — далеко не предел. Тем более доработанная летом 2018 года форма поршней в теории исключает загиб клапанов при обрыве ремня ГРМ. Если, конечно, двигатель изнутри не покрылся нагаром, как часто бывает при использовании некачественных топлива и масла.

На грузовые фургоны Largus до сих пор ставят французскую пятиступенчатую «механику» JR5 с очень короткой главной парой 4.9. Вопросов к такой коробке минимум. Пассажирские универсалы оснащают вазовским агрегатом 2180 с главной парой 3.9, и с этой коробкой как повезёт — бывает, российская МКП с завода раздражает повышенной шумностью, воем шестерён. А вот на «автомат» можно не рассчитывать, таких модификаций в линейке не было и пока не будет. Равно как и дизелей.

Езда

Largus Cross — прекрасный пример адаптации машины под неважные дороги при минимальных вложениях. Клиренс побольше, пластиковый защитный пояс по кругу, защита под днищем — и вот уже на Ладе не страшно сгонять зимой на дачу, а летом съехать с косогора поближе к озеру. За счёт удачной геометрии кузова приподнятый универсал вполне способен тягаться в проходимости с моноприводными кроссоверами. Важно только помнить, что систему стабилизации на Ларгусы не ставят, а значит, не стоит рассчитывать и на завязанные на ESP полезные функции вроде имитации межколёсной блокировки. Застрял — пеняй не себя.

1/2

После рестайлинга официально заявленный клиренс увеличился со 195 до 200 мм. Ну а край бампера находится на очень приличной высоте — многие кроссоверы позавидуют!

Расплачиваться за лёгкую вездеходность приходится на щербатом асфальте, короткой волне и стыках. Если на обычные универсалы и фургоны ставят колёса размерности 185/65 R15, для Кросса придумали нарядные 16-дюймовые легкосплавные диски, обутые в покрышки 205/55. Мелкие неровности они отрабатывают несколько жёстче. Впрочем, легендарная логановская энергоёмкость никуда не делась. Ограничителем скорости на разбитых трассах выступают, скорее, не возможности машины, а стойкость пассажиров к болтанке и навыки водителя (опять же помним про отсутствие ESP).

Хотя в штатных ситуациях контролировать даже высокий Largus Cross несложно. Пусть «вкусной» управляемостью универсал порадовать не способен, зато и откровенных провалов в настройках шасси не просматривается. Добротный ездовой почерк, за исключением специфических мелочей. К примеру, приподнятая Лада нервно реагирует на колеи и порывы бокового ветра, подруливать приходится даже при разъезде с фурами. При этом вазовцы уверяют, что рестайлинг передней части кузова повлиял на аэродинамику кормы, и подъёмная сила на задней оси Кросса сократилась на 16%. Скоростную прямую Ларгус действительно держит стабильно — пока нет бокового ветра.

Главная проблема Кросса, как ни странно, скрыта под капотом. На «внедорожные» Ларгусы ставят только старший 16-клапанный 1.6, который отличается выраженным верховым характером. Замешкался, просадил обороты ниже 4000, и мотор тут же скисает. Порой приходится скидывать аж две передачи вниз, чтобы удержаться в потоке. Банальный старт в горку — уже проблема, требующая предельно аккуратной работы сцеплением, иначе либо фрикционы горят, либо мотор глохнет. Езда в формате «газ в пол» плохо вяжется с утилитарным назначением Лады, а на вязком покрытии такая тактика вдобавок ведёт к риску самозакапывания.

Весной появилась информация, будто АвтоВАЗ собирается предложить для Largus Cross куда более подходящий для него тяговитый восьмиклапанник. И базовый вариант 1.6 даже появился в табличке технических характеристик на официальном сайте Лады. Но в прайс-листе такой модификации всё ещё нет. Пока?

Largus Cross сложно назвать проворным автомобилем. 106-сильный мотор разгоняет универсал до 100 км/ч за 14 с хвостиком секунд. Ну а дальше динамика становится совсем грустной…

Поэтому владельцу Кросса остаётся утешаться другим: адекватным средним расходом 92-го бензина в районе 9–10 л/100 км (с учётом выездов на магистраль и движения с частичной загрузкой), а также улучшенной шумоизоляцией. В дорогие версии Ларгуса добавили почти три десятка компонентов для снижения посторонних звуков — и это чувствуется. Меньше голосит мотор, тише воет трансмиссия, не так сильно свистит ветер в боковых зеркалах. До полной изоляции от внешнего мира, безусловно, ещё далеко, но кричать на пассажиров теперь не надо — водителя услышат и на «местах для поцелуев».

Оснащение

Несмотря на то что цены на новые автомобили меняются каждый день, мы продолжаем указывать официальную стоимость машин на момент публикации — для того, чтобы уточнить их позиционирование в сегменте, а также на фоне конкурентов.

Поговаривают, что в условиях острого дефицита компонентов АвтоВАЗ собирается выпустить упрощённый вариант Ларгуса — по примеру Гранты. Но пока до этого не дошло, прайс-лист открывают универсал и фургон в исполнении Classic/Start: за пассажирскую модель просят 1 235 900 рублей, коммерческая обойдётся ровно на тысячу дороже.

Что касается модификации Largus Cross, то точкой отсчёта для неё выступает версия Comfort Light за 1 378 900 рублей. Оснащение вроде бы достаточное, но без изысков: две подушки безопасности, АБС, крепления ISOFIX для детских кресел, борткомпьютер, гидроусилитель руля, центральный замок с дистанционным управлением со складного ключа, регулировка кресла водителя по высоте, передние электростеклоподъёмники, подогрев сидений первого ряда, электропривод и обогрев боковых зеркал, кондиционер, 16-дюймовые легкосплавные диски. При этом музыкальная система отсутствует, третий ряд заказать нельзя, да и вообще в списке опций — только краска «металлик» за 8000 рублей. 

Комплектация Comfort всего на 9000 рублей дороже, однако наполнена лучше. В таком Кроссе уже будут круиз-контроль с ограничителем скорости, магнитола с USB и поддержкой Bluetooth, руль с кнопками. Появляется и возможность заказать за 32 000 рублей третий ряд сидений, а также один из двух пакетов опций: 33 000 рублей стоит набор Multimedia, подразумевающий помимо семидюймового тачскрина с навигацией камеру заднего вида в комбинации с парктроником, электростеклоподъёмники и 12-вольтовую розетку на втором ряду, а также центральный подлокотник. Пакет Multimedia Winter за 57 000 рублей добавляет к перечисленному подогрев руля и ветрового стекла вместе с датчиками света и дождя.

Если же мультимедийка и «зимние» опции не в приоритете, выгоднее взять версию Luxe Light за 1 426 900 рублей, поскольку в дополнение к большинству пунктов из упомянутых выше пакетов такой Ларгус дополнительно предлагает противотуманки, пакет шумоизоляции, багажную полку под потолком и розетку на 12 вольт в багажнике. Раскладная «галёрка» в таком случае будет стоить те же 32 000 рублей, а в 30 000 рублей Lada оценила пакет Prestige из усиленной тонировки, розетки USB для второго ряда, подогреваемых руля, ветрового стекла и задних сидений.

Пожалуй, именно семиместный Largus Cross Luxe Light с набором Prestige видится оптимальным для небогатого автомобилиста, ищущего универсальный транспорт на каждый день. Ведь без цветного сенсорного экрана и правда можно обойтись, а вот средства борьбы с суровым климатом в России лишними не будут. Да и относительно недорогой третий ряд имеет смысл взять про запас, поскольку на грузовые способности он почти не влияет, зато здорово повышает пассажирскую вместимость машины.

Точно такие же наборы, как для варианта Luxe Light, доступны за те же деньги и для флагманской версии Luxe за 1 446 900 рублей, которую вы видите на фотографиях. Единственное её отличие — «бесплатная» мультимедийка с камерой заднего вида. Таким образом, полностью упакованный семиместный Ларгус Кросс в «металлике» тянет на 1 516 900 рублей.

Но не забудем, что АвтоВАЗ оставил покупателям возможность сэкономить до 24 400 рублей, отказавшись от включённых по умолчанию в цену Ларгуса набора автомобилиста и аксессуаров вроде ковриков в салон и багажник, защитной сетки радиатора и газовых упоров капота. Плюс можно сэкономить при покупке в кредит по программе господдержки (если на момент, когда вы читаете этот текст, она ещё действует).

Конкуренты

1/4

Peugeot Partner Crossway/Citroen Berlingo Multispace/Opel Combo Life

Каждый из пятиместных «каблучков» унифицированной троицы концерна Stellantis кажется достойной альтернативой двухрядному исполнению Ларгуса. Вот только стоят эти модели сильно дороже — от 2 049 000 до 2 344 000 рублей: Пежо чуть дешевле, Опель подороже. Машины комплектуют бензиновым либо дизельным моторами 1.6 (115 и 90 л.с. соответственно), причём первый помимо «механики» сочетается также с «автоматом»

Вывод

Ларгус действительно скроен из компромиссов — местами удачных, иногда не очень. Поэтому рассчитывать на удовольствие от вождения не приходится. Тольяттинский универсал заточен сугубо на результат и достижение конечной цели: закрыть максимум транспортных потребностей за минимальные деньги. Неслучайно Лады на французской платформе так популярны в службах доставки — выгодно! Ну и семь мест за такие деньги никто больше не предлагает — прямых соперников у модели нет.

Прошлогодний рестайлинг АвтоВАЗу, безусловно, удался — модель стала симпатичнее, исправлено немало огрехов базовой конструкции. Навороты по части оснащения тоже в тему: Ларгус теперь хотя бы не стремится при каждом удобном и не очень случае язвительно напомнить владельцу, что тот купил обрусевший Logan просто из бедности.

От версии Cross впечатления в целом ещё приятнее. Ценой некоторого ухудшения плавности хода АвтоВАЗ выжал из универсала базовые кроссоверные умения. Слегка повышенная проходимость — хороший бонус. Другое дело, что безальтернативный 16-клапанный мотор 1.6 плохо подходит машине по характеру. Модификация с восьмиклапанником прямо просится в линейку, ждём! Ну а для жизни в городе практичной Ладе остро не хватает автоматической коробки передач.


Lada Largus Cross или что-то другое?

Характеристики LADA (ВАЗ) Largus I Рестайлинг
  • Комплектация

    Cross 1.6 MT (106 л.с.)
  • Двигатель

    1.6 / 106 л.с / бензин
  • Коробка передач

    Механическая
  • Привод

    Передний
  • Кузов

    Универсал 5 дв. Cross
  • Расход топлива

    7.8
  • Разгон до 100 км/ч

    13.5

Lada Largus Cross на Авто.ру


Фото: Вячеслав Крылов

Почитать ещё