От «рыксы» до «эвика»: самые интересные объявления недели на Авто.ру

Супертяжи: 7 самых-самых грузовиков на планете
Подборки

Александр Евдокимов

Принято считать, что грузовики — это скучно и привычно. Но среди этих честных трудяг хватает рекордных монстров, параметры и способности которых откровенно поражают. Собрали самые яркие примеры.

Volvo FH16

Самый мощный серийный магистральный тягач

1/3

Этот не особо бросающийся в глаза грузовик можно запросто встретить в дорожном потоке. Или встать с ним на одном светофоре. Сразу и не поймёшь, что это — самый мощный в мире серийный магистральный тягач, допущенный на дороги общего пользо­вания. Только шильдик с мощностью выдаёт флагманскую версию Volvo FH16, текущее поколение которого выпускается с 2012 года, а в этом году пережило плановое обновление.

Под кабиной такого Volvo FH16 750 — рядный 6-цилин­дровый турбодизель D16К объёмом 16 л, с которого шведы сняли 750 лошадиных сил и 3550 Нм. Больше мощности пока не предлагают ни европейские (ближайший соперник — шведская 730-сильная Scania R730), ни американские конкуренты. Автоматизи­рованная 12-ступен­чатая коробка передач I-Shift «бережёт» себя и трансмиссию, для чего автоматика мониторит нагрузки и выпускает на волю весь «табун» только на магистралях и на затяжных подъёмах.

Обычные прицепы такие супертягачи таскают редко — под такие задачи их чаще покупают из соображений престижа. Главное же их назначение — возить особо тяжёлые сцепки. Например, работать лесовозом или таскать «сканди­навские» 25-метровые автопоезда. Или возить всевозможный «негабарит» вроде деталей мостов, тяжёлой строительной техники или промыш­ленного оборудования. Volvo заявляет, что FH16 750 способен буксировать автопоезд общим весом до 250 тонн. Кстати, несколько таких дорестайлинговых 750-сильных тягачей есть и в России. Товар штучный, так как узкоспеци­альный и дорогой: до обновления за двухосник просили примерно 163 000 евро, а четырёх­осная версия тянула уже минимум на 200 000 евро. Обновлённые версии явно будут ещё дороже.

Nicolas Tractomas

Самый большой тягач

1/3

Слышали когда-нибудь про грузовики французской фирмы Nicolas? Да, такая специ­фическая техника известна далеко не всем. А ведь в 2005 году пятиосный полноприводный монстр этой фирмы попал в Книгу рекордов Гиннесса с формули­ровкой «самый большой в мире тягач». Nicolas Tractomas TR 10x10 D100 – это балластный тягач для сверх­тяжёлых автопоездов, первую партию которых ещё в середине 2000-х французам заказала южно­африканская транспортная фирма Rotran, заплатив за каждый из четырёх грузовиков по 800 000 евро.

Длина пятиосного Tractomas — 12,6 метра, ширина — почти 3,5 метра, а в высоту он достигает 4,5 метра. За кабиной стоит 27-литровый турбодизельный V12 компании Caterpillar на 912 л.с. и 3460 Нм крутящего момента. Коробка передач — восьмидиапазонный автомат фирмы Dana Clark Spicer.

Для увеличения так называемого сцепного веса, позволяющего сдвигать с места тяжёлые сцепки, Tractomas TR 10x10 загружается щебёночным балластом, с которым его общая масса достигает 71 т. Зато после этого французский тягач может один тащить по дороге автопоезд весом под 600 тонн! Хотя чаще для буксировки таких огромных масс в сцепку «впрягают» ещё один тягач.

Phoenix

Самый быстрый дизельный грузовик

1/3

В мировой гонке за рекордами скорости грузовики также принимали (и принимают) самое активное участие. Один из знаменитых рекордс­менов — дизельный грузовик Phoenix. Американский автогонщик Карл Хип начал строить его ещё в 1987 году, взяв за основу старый седельный тягач International K-7 1943 года выпуска.

Штатный мотор заменили на модернизированный 6-цилин­дровый дизель Detroit Diesel 16V92 объёмом 24 литра, на который повесили сразу четыре турбо­компрес­сора и два механических нагнетателя, выжав из мотора больше 4000 «лошадей»! Сам будущий рекордсмен в процессе доработки и неоднократных попыток установления рекорда не раз горел, ломался, лишался тормозов и тормозных парашютов. Долго подбирали шины, пока не остановились на авиационных покрышках.

Звёздный час «Феникса» и Карла Хипа пробил в августе 2003 года на знаменитом соляном озере в Бонневилле. Там Phoenix, имевший длину 9 метров и вес около 8,5 тонн, поставил мировой рекорд для доработанных дизельных грузовиков в «безлимитном» классе U/DT, показав на мерной дистанции в 8 километров скорость в 272,685 миль/ч или 436 км/ч. Где там ваш Бугатти?

Shockwave и AfterShock

Самые быстрые реактивные грузовики

1/10
Shockwave

На самом деле, рекордный дизельный Phoenix — это так, цветочки. Поршневые ДВС в какой-то момент уже не давали радикально поднимать планку скорости. И энтузиасты скорости пришли к логичному решению: хочешь быстрее — ставь реактивный двигатель! 35 лет назад по этому пути двинулся американский гонщик Лес Шокли. Взял обычный седельный тягач Peterbilt 379 и приделал к нему три реактивных двигателя Pratt&Whitney суммарной мощностью 36 000 л.с. и общей тягой 8,6 тонны. Получившееся чудище назвали Shockwave.

При старте с места в режиме форсажа на пилота давят перегрузки в 6 G, с 0 до 300 миль/ч (480 км/ч) Shockwave ускоряется примерно за 11 секунд, а тормозит с помощью двух авиационных парашютов. Но главное, что этот монстр считается обладателем мирового рекорда скорости для полноразмерных реактивных траков: 605 км/ч. И уже много лет «Ударная волна» (так переводится название Shockwave) выступает в Америке на авиашоу, соревнуясь наперегонки с самолётами. В 2012 году его выкупили гонщики Нил и Крис Дарнеллы, доработали, обновили ≈ и легендарный грузовик получил второе дыхание.

Впрочем, есть у Shockwave и «братец», который хоть и поменьше габаритами, но ещё быстрее. Зовут его Hawaiian Eagle, и Книга рекордов Гиннесса считает его самым быстрым в мире реактивным пожарным грузовиком. Гавайский огнеборец Шеннен Сейдел купил исходный пожарный Ford 1940 года ещё в середине 90-х и строил реактивного монстра прямо на работе. Поставил на него два реактивных мотора Rolls Royce Bristol Viper по 6000 л.с. каждый и общей тягой 5,4 тонны — и 11 июля 1998 года «Гавайский орел» разогнался до рекордных 655 км/ч! Сейчас, сменив имя на AfterShock, участвует в одном шоу вместе с Shockwave.

LeTourneau Overland Train

Самый длинный внедорожный автопоезд

1/5

Эта экзотическая самоходная «змея» была создана в США в 60-е годы как военный транспортер для снабжения армии на случай, если грузы придётся подвозить по бездорожью при разрушении обычных дорог во время войны (угадайте, какой и с кем). Создавала необычный внедорожный автопоезд американская компания LeTourneau, которая в 1962 году вывела на испытание изделие с названием TC-497 Overland Train Mark II.

У него была электронная система управления — когда с пульта в тягаче шли команды на рулевые механизмы прицепов, благодаря которым колёса прицепов поворачивали там же, где и управляемые колёса тягача. Поэтому состав всё время шёл за тягачом след в след даже на извилистых маршрутах, двигаясь по уже протоптанной колее.

Overland Train имел 12 прицепов и общую длину в 170 метров, мог перевозить до 150 тонн груза и располагал запасом хода до 640 км. Кроме полноприводного тягача, тащить состав помогали три мотор-вагона (схема «тяни-толкай»). Двигатели — газотурбинные, один — в тягаче, а ещё три в прицепах, каждый мощностью по 1183 л.с. Увы, в серию экзотическая «сороконожка» так и не пошла, а от автопоезда уцелел только сам головной тягач, который обосновался в музее знаменитого автополигона в Юме, штат Аризона.

Mack Titan

Самый длинный дорожный автопоезд

1/4

Понятие «грузовой автопоезд» приобретает своё особое и буквальное значение в Австралии. Именно здесь по дорогам и вне их ходят самые длинные автосцепки в мире.

Три и более длинных прицепа под самые разные грузы (от руды до топлива), общая длина автопоездов за 50 метров и вес под 100 и более тонн — обычное дело для тамошних грузопере­возчиков. Неудивительно, что рекордный по своей длине автопоезд тоже был сформирован именно на Зелёном континенте.

18 февраля 2006 года в городке Клифтон (штат Квинсленд) собрали в одну мегасцепку сразу 113 трейлеров, которые растянулись аж на 1,47 километра. Весил такой суперпоезд 1300 тонн, а тянул его седельный тягач Mack Titan в усиленном исполнении для австралийского рынка, оснащённый тремя задними ведущими осями с планетарными ступичными редукторами и 18-ступенчатой МКПП. Дизеля мощностью около 600 сил хватило, чтобы сдвинуть тяжеленную сцепку и протащить её примерно на 150 метров. Чего оказалось вполне достаточно, чтобы попытку засчитали и занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

БелАЗ-75710

Самый большой самосвал

1/5

Представленный в 2013 году БелАЗ-75710 — не просто самый большой самосвал в мире, но и явно одно из самых больших колёсных творений в истории человечества. Исполинские размеры — более, чем у иного домика: длина 20,6 м, ширина 9,7 м, высота 8,1 м, плюс ещё два лестничных пролёта в кабину.

В снаряжённом виде БелАЗ-75710 весит 360 тонн, но его главный параметр — это рекордная в классе грузоподъёмность в 450 метрических тонн, тогда как конкуренты в лице Caterpillar 797F и Liebherr T 284 могут взвалить на себя «всего» 363 тонны. Но и это не предел. В январе 2014 года этот БелАЗ поставил рекорд Гиннесса для Европы и СНГ, перевезя по полигону груз в 503,5 тонны, с которым общая масса самосвала достигла 863 тонн! Чтобы выдерживать такие чудовищные веса, у суперсамосвала двускатными сделаны не только передние, но и задние колёса. Одна покрышка весит 5 тонн и держит нагрузку не менее 100 тонн. А для повышения маневренности гиганта оба неразрезных моста сделаны поворотными.

Двигателей у БелАЗ-75710 сразу 6 штук! На каждое колесо — под одному электромотору мощностью 810 «сил». Их питают два 1700-киловаттных генератора Siemens, которые, в свою очередь, крутят два 16-цилиндровых турбодизеля MTU DD 16V4000, каждый рабочим объёмом 65 литров и отдачей в 2300 л.с. и 9313 Нм. Общая мощность двух дизелей и четырёх тяговых электромоторов – почти 7840 «лошадей», разгоняющих гружёный самосвал до 64 км/ч! К осени 2019 года собраны всего 3 машины ценой примерно по $2 млн, на очереди — сборка четвёртой. Штучный товар, однако…


Любите грузовики?

Почитать ещё