Надёжен ли рестайлинговый BMW 5 серии VI поколения: все проблемы автомобиля с пробегом

Какие летние шины купить и как их выбрать
Учебник

Команда Авто.ру

Зима прошла, а значит, пора вновь «переобувать» автомобиль. Но старый комплект уже порядком изношен — и нужно покупать свежие летние шины. С учётом богатого выбора на сегодняшнем рынке задача непростая, но выпол­нимая. Придётся брать во внимание много факторов — условия эксплуатации, стиль езды, определить бюджет, наконец. Рассказы­ваем, как купить именно те покрышки, что подойдут именно вам.

Когда покупать летние шины

В последние годы все уже, кажется, привыкли к сезонному использо­ванию шин. Не будем повторяться о необходи­мости «пере­обувать» автомобиль два раза в год — подробно о том, когда и зачем это нужно делать, мы уже писали. Этого требует и законо­дательство, и соображения безопасности. Да, ездить летом на зимних шинах не так рискованно, как зимой на летних, однако сцепление с асфальтом у них всё равно хуже. В пользу сезонных смен говорит и трезвый экономи­ческий расчёт: зимние шины летом интенсивно изнаши­ваются, а стоят они, как правило, дороже. В общем, с какой стороны ни посмотри, а покупать летние покрышки надо.

Но русская пословица про сани и телегу в данном случае совет не лучший, ведь покрышки — товар сезонный. Те, что вы купите осенью, будут из складских остатков, нерас­проданных за лето. Кроме того, не проехав и метра, им придётся пережить зиму в вашем гараже или на балконе, что не прибавляет им здоровья — даже если вы храните шины правильно, опираясь на наши рекомендации.

Рациональнее покупать новые летние покрышки ранней весной. Во-первых, можно найти товар из свежих партий, выпущенный к новому сезону. Все уважаемые фирмы ставят дату произ­водства шины прямо на её боковине — ищите три небольшие цифры, заключённые в овал. Первые две — неделя, третья — год производства. Во-вторых, весной богаче выбор. В начале сезона шинные компании выпускают на рынок новые модели летних покрышек, а продавцы — наполняют склады и расширяют ассортимент.

С другой стороны, важно не тянуть с выбором и покупкой — иначе велик риск переплатить. Продавцы шин не преминут поднять цены в момент всеобщего ажиотажа «переобувки».

Какими бывают летние шины

В отличие от зимних шин, разделение летних на разные типы не такое явное. Между ними нет принципи­альных отличий, а вся разница — на уровне нюансов конструкции. Но эти нюансы, пусть с некоторой долей услов­ности, определяют «специали­зацию» шины, со своими преимуще­ствами и недостатками при эксплуатации. Поэтому покрышки можно разделить на несколько типов или групп.

Спортивные. Покрышки, которые создаются для динамичной езды и быстрых автомобилей. И не обязательно для спорткаров или топовых версий седанов, но и для мощных кроссоверов. Спортивные шины отличаются жёстким протектором и низким профилем боковины. За счёт этого они лучше других цепляются за сухой асфальт, наделяя машину более острыми реакциями и уменьшая тормозной путь. Однако такие покрышки обычно проигры­вают в комфорте, в сцеплении на мокром или грязном покрытии и оказываются беспомощными даже на лёгком бездорожье. И цена у них, как правило, выше, чем у остальных.

Дождевые. При создании такого типа шин производители сознательно жертвуют сцепле­нием на сухом асфальте ради улучшения харак­теристик на мокром. Их протектор мягче, чем у спортивных, на нём больше канавок для отвода воды. Такие покрышки лучше спортивных держат машину во время дождя, уменьшают тормозной путь и активнее сопротив­ляются аква­планиро­ванию. Впрочем, когда дорога высыхает, они тоже работают хорошо, но при этом могут изнашиваться быстрее.

Комфортные. При разработке таких шин инженеры стараются добиться лучшей мягкости хода и снизить дорожный шум. Увы, эти факторы требуют немалых жертв – такая покрышка может неплохо работать в дождь, но на сухом асфальте автомобиль будет хуже слушаться руля и тормозить. Кроме того, комфортные шины интенсивнее изнаши­ваются и боятся ям, потому что комфорт обеспечивают более мягкая резина и более тонкие боковины.

Усиленные. Шины, которые подойдут тем, кто много ездит с большой нагрузкой и/или по плохому асфальту. У таких покрышек усиленный каркас и больше слоёв корда на боковинах. Расплачи­ваться за выносли­вость приходится комфортом — автомобиль, обутый в усиленные шины, будет жёстче и шумнее на ходу. А ещё немного медленнее и прожорливее, потому что такие покрышки весят больше обычных.

Экономичные (экологичные). Шины, главное качество которых — пониженное сопротив­ление качению. Что, в свою очередь, позволяет экономить топливо и делает автомобиль в целом более экологичным, поэтому автопроиз­водители любят оснащать такими покрышками гибриды и электро­мобили. Чтобы снизить сопротив­ление, шины делают из более жёсткой резины. Это попутно повышает их износо­стойкость, зато ухудшает сцепление с дорогой и комфорт.

Внедорожные. Шины, предназначенные для кроссоверов и внедорожников. Они лучше всех остальных работают на бездорожье, заметно повышая проходи­мость автомобиля. Но это худшие шины для асфальта — на твёрдом покрытии они быстрее изнаши­ваются, сильно шумят и увеличи­вают расход топлива из-за повышенного сопротив­ления качению. А главное — сцепление с асфальтом у них неважное, машина хуже слушается руля и тормозит.

Универсальные. Пожалуй, самый распространённый вид покрышек. При их создании шинники стараются найти компромисс между противо­речивыми требова­ниями к шине: сделать так, чтобы она неплохо работала и на сухом, и на влажном асфальте, могла справиться хотя бы с лёгким бездорожьем, не сильно шумела и не слишком быстро изнашивалась. Крайнее проявление подобной универсаль­ности — «всесезонные» шины, которые компании предлагают и как альтер­нативу зимним. Но из прошлых материалов вы помните, что такая замена оправдана лишь там, где снег бывает от случая к случаю и быстро тает.

Понятно, что универсальные шины по каждому из параметров проигрывают более специали­зированным. Однако для тех, кто не обладает мощным авто­мобилем и ездит по разно­образным дорогам, они могут стать наиболее приемлемым вариантом. Кроме того, именно они, скорее всего, будут самыми привлекатель­ными по цене.

Какого вида шины нужны именно вам

Как вы поняли из вышеизложенной классификации, идеальных летних шин с наилучшими параметрами и по приемлемой цене просто не существует. Выбор покрышек — это всегда компромисс. Прежде всего потому, что большин­ство водителей сталки­ваются с самыми разными дорожными условиями. Зависит он и от авто­мобиля, который надо «обуть».

Если у вас спорткар или другая машина с очень мощным двигателем, ей нужны спортивные или дождевые шины — в зави­симости от того, хотите вы больше драйва на сухом асфальте или максимум безопасности на сыром. Ну и от того, какой климат преобладает там, где вы живёте.

Внедорожник с рамой, понижающим рядом и блокировками? Ему прописаны соответ­ствующие шины, и остаётся определиться только со степенью их «внедорож­ности» — об этом расскажем чуть ниже. Конечно, если автомобиль используется по прямому назначению, а не просто чтобы обозначить муже­ственность его владельца…

Для компактных хэтчбеков, семейных седанов или минивэнов, большую часть жизни проводящих в городе и пригородах, хорошо подойдут комфортные, экономичные или универсаль­ные шины. А если вы озабочены прежде всего безопасностью, поищите дождевые покрышки.

С многочисленными кроссоверами вариантов больше всего — в зави­симости от «среды обитания» конкретного экзем­пляра стоит выбрать и соответ­ствующие ей покрышки. Кому-то больше подойдут чисто асфальтовые варианты (дождевые, комфортные, экономичные) — их вполне хватит, чтобы забраться на бордюр или проехать к даче по плотному грейдеру. Для плохих, но всё-таки дорог можно купить усиленные (хотя кроссоверные шины обычно и так делают более крепкими, чем легковые) или универсальные. А с внедорожными покрышками иной кроссовер мало уступает по проходи­мости настоящим «джипам». Наконец, мощные версии таких машин произво­дители уже давно оснащают кросс-версиями спортивных шин — ведь они, как правило, вообще не покидают асфальт.

И чтобы покупка не обманула ожиданий, важно иметь в виду не только мощность и формат автомобиля, но и собственные приоритеты, а также манеру езды. Какие параметры для вас окажутся важнее: отточенная управля­емость и устойчи­вость в поворотах либо ездовой комфорт и экономия топлива, риск пробить покрышку в яме и повредить диск либо безупречная внешность спортивного автомобиля? Подумайте и выбирайте.

Как определить тип летней покрышки

Увы, на боковинах летних шин обычно не написано, к какому подвиду они относятся. Разбираться с достоин­ствами и недостатками конкретной модели придётся само­стоятельно.

Можно, конечно, обратиться к продавцу, но это не самый надёжный источник информации — зачастую консультанты в магазинах, особенно не специали­зирующихся на шинах, посред­ственно разбираются в этом вопросе. Или имеют свой интерес и план по продажам. Поэтому лучше заранее изучить описания и харак­теристики разных моделей на сайтах шинных компаний, а также почитать специали­зированные тесты. Про выбор бренда, кстати, мы уже рассказывали в материале про зимние шины — с некоторыми нюансами их иерархия верна и для летних покрышек.

Наконец, опытному автовладельцу многое может сказать и внешний вид шины. У спортивных шин протектор обычно разделен узкими канавками на относи­тельно крупные блоки. За счёт этого покрышка менее податлива при боковых нагрузках и лучше держит автомобиль в поворотах. Кроме того, часто произво­дители добавляют к имени модели слово Sport или индекс HP, который расшифро­вывается как High Performance.

Для дождевых шин, наоборот, характерны глубокие продоль­ные канавки в сочетании с поперечными или диагональ­ными, которые образуют на протекторе подобие «ёлочки», эффективно отводящей воду из пятна контакта. Такие покрышки часто делают направ­ленными — на их боковинах указывается направ­ление вращения, при котором они лучше справляются со своими обязанностями.

Несложно отличить от остальных типов и внедорожные покрышки — по более крупным «шашкам» протектора, разделённым широкими канавками и заходящим на боковины. У универсаль­ных шин, особенно для кроссоверов, разделение протектора на блоки не столь сильно выражено, но, как правило, он испещрён продольными и поперечными канавками разной ширины.

Усиленные модели шин внешне часто не отличаются от обычных, имеют тот же рисунок протектора. Зато их можно узнать по буквам XL на боковинах или по индексу нагрузки — при той же размерности у усиленной покрышки он будет выше. Сложнее всего опознать комфортные и экономичные шины — эти качества достигаются прежде всего за счёт специальных резиновых смесей и внутренней конструкции покрышек. Косвенными признаками могут служить фирменные названия моделей (например, Michelin в линейке экономичных шин использует слово Energy, а Goodyear – слово Efficient).

Однако показатели шума и топливной экономичности с 2012 года производителей шин обязали указывать на специальном стикере, который наклеивается на новую покрышку. Экономич­ность иллю­стрирует диаграмма с литерами от А до G, где первая буква алфавита соответ­ствует минималь­ному сопротив­лению качению. Внешний шум от шины указывают в децибелах, но проще понять, насколько она тихая, по иконке с «динамиком» — чем меньше на ней полосок, тем лучше.

Что означают надписи на боковинах шин

Боковину выбираемой шины стоит изучить внимательно — там ведь указаны не только её марка и модель. Про дату выпуска и обозначение XL мы уже упоминали, но там есть и другая полезная информация.

Например, можно узнать индекс износо­стойкости шины, обозначенный словом Treadwear. Чем выше цифра после него, тем медленнее, в теории, должна уменьшаться глубина протектора покрышки. И, соответ­ственно, тем больше километров можно проехать на такой покрышке.

Очень важная надпись — Run Flat. Если она имеется, такая шина допускает движение после её прокола — пусть на ограниченное расстояние и с небольшой скоростью, однако этого должно хватить, чтобы доехать до сервиса. Вместо этих двух слов некоторые шинные компании также используют собственные аббре­виатуры: RF, RFT, SSR, ZP и другие — увидев что-то подобное, уточните у продавца их значение. Помимо очевидного достоин­ства у шин Run Flat есть и недостатки. Во-первых, они дороже обычных. А во-вторых, проигрывают им в комфорте из-за более жёсткой боковины. Поэтому Ran Flat стоит устанав­ливать только на машины, в которых не преду­смотрено запасное колесо.

Но главное, что всегда выбито на боковине каждой шины, — это её размерность, индекс нагрузки и скорости.

Какой размерности летние шины вам нужны

Типоразмер — основной параметр любой шины. Его определяют три геометри­ческих показателя: диаметр, ширина и высота (профиль). Например, маркировка 215/55 R18 означает:

  • 215 – ширина покрышки в мм;

  • 55 – высота профиля в процентах от ширины (215 х 0,55 = 118 мм);

  • R – радиальная конструкция. В случае отсутствия буквы покрышка диагональная, что сегодня большая редкость;

  • 18 – посадочный диаметр диска (в дюймах), на который устанавли­вается покрышка.

В инструкции по эксплуатации каждого автомобиля указаны рекомендуемые для него размеры шин. Кроме того, табличку с этой информацией у современных моделей можно найти на стойке проёма водитель­ской двери или на внутренней стороне лючка бензобака. Там же указывается и рекомендо­ванное давление.

И при выборе новых шин надо ориентироваться именно на эти размеры. Не только потому, что с другими шинами нельзя будет пройти техосмотр. Или они просто не встанут на автомобиль – станут за кузов при повороте или на ямах. Размерность шин определяется конструкцией самой машины, её весом, размерами и настройками шасси.

Например, выбор заведомо более широких шин увеличит предель­ные возможности авто­мобиля в поворотах за счёт лучшего сцепления с сухим асфальтом. Но на лужах такие шины могут «всплыть» при меньшей скорости, чем стандартные. А ещё способны сделать автомобиль более чувствитель­ным к мелким неров­ностям, когда он начинает рыскать из-за колеи, прокатанной на дороге. Наконец, такие шины из-за своего веса и размеров снижают ресурс подвески.

Шины с профилем выше рекомендуемого ухудшают управля­емость — руль становится «ватным», а реакции автомобиля на его поворот менее чёткими. В аварийных ситуациях высоко­профиль­ные покрышки охотнее разборти­руются. А низко­профиль­ная резина в свою очередь существенно снижает ездовой комфорт, делая автомобиль излишне жёстким, что в итоге опять же негативно влияет на ресурс подвески. Да и пробить такую покрышку на наших дорогах, изобилующих ямами, проще.

Однако в небольших пределах выбор размера шин у авто­владельца есть — произво­дитель машины, как правило, указывает на той табличке несколько типоразмеров колёс. И здесь снова нужно определиться с собственными приоритетами. На больших колёсах машина лучше управляется и круче выглядит, но теряет в комфорте и динамике, потому что двигателю тяжелее их раскручивать. Более узкие и высоко­профильные покрышки будут тише и мягче, но обутая в них машина хуже тормозит и реагирует на руль. Зато такие шины дешевле стоят и меньше боятся ям.

Кроме типоразмера при выборе важно учесть ещё два параметра — индексы нагрузки и скорости. Первый в условных единицах показывает, на какую массу автомобиля рассчитана шина. Впрочем, учить таблицу индексов нагрузки необязательно. Во-первых, он продублирован на боковине значе­ниями в привычных нам кило­граммах — ищите надпись мелким шрифтом и, умножив найденную цифру на четыре, сравните с полной массой машины. Во-вторых, автопроиз­водители и сами подбирают размеры шин так, чтобы они с запасом могли нести нужную нагрузку.

А вот в индексах скорости, которые обозначаются латинскими буквами, стоит разобраться. Они показывают, на какой максималь­ный темп движения рассчитана покрышка — и если у вас быстрый автомобиль, то и шины для него нужны соответ­ствующие. Причём шинники часто делают одну модель шины с разными вариантами индекса скорости. Какой предпочесть, если все они выше ваших собственных скоростных ограничений?

Более «быстрые» покрышки будут жёстче остальных и из-за этого менее комфортными. А ещё — более дорогими, пусть и не намного. Однако, возможно, они при этом окажутся более прочными и долго­вечными, за счёт более твёрдой резины или лишних слоёв корда. Что важнее лично для вас — решать только вам.

Какие шины нужны внедорожнику

Несколько особняком стоят внедорожные шины. У них специфичная область применения, и они в свою очередь делятся на собственные подгруппы. К какой из них относится внедорожная покрышка, можно определить по паре букв на боковине.

  • HT (H/T) — Half Terrain. Шины с такой маркировкой внешне похожи на универсаль­ные (или всесезонные) с относительно мелко нарезанным протектором. Они предназ­начены для внедорожников, которые в основном эксплуати­руются на асфальте, но с такими шинами можно преодолеть и лёгкое бездорожье — проехать по каменистой дороге или грунтовке.

  • АТ (A/T) — All Terrain. Передвигаться на таких покрышках по асфальту ещё можно, но шум, расход топлива и износ резины при этом будут заметно выше. А тормозной путь — длиннее. Зато на бездорожье обутый в All Terrain джип уже способен на многое, особенно в опытных руках. Эти шины среди внедорожных считаются наиболее универсаль­ными. И выбор таких моделей самый широкий.

  • MT (M/T) — Mud Terrain. Шины для серьёзного бездорожья, с протектором, разделённым на отдельные блоки широкими канавками. Такие покрышки отлично работают в грязи и не боятся острых камней — за счёт усиленного каркаса и толстого слоя резины. По той же причине они заметно тяжелее покрышек HT и AT, и пере­двигаться на них по асфальту ещё менее комфортно — шумно, медленно и с большим расходом топлива.

  • XT (MXT) — (Mud) Extreme Terrain. Шины для экстремального бездорожья, фактически не предназ­наченные для езды по ровным дорогам. Двигаться с большой скоростью на них некомфортно и небезопасно, зато они помогут проехать там, где на других покрышках внедорожник скорее всего застрянет. Используются в основном для внедорожных соревнований или трофи.

Где покупать летние шины

Перед началом сезона штабеля новых покрышек можно встретить в самых разно­образных местах — от рынка под открытым небом до гипер­маркета в центре города. Где же лучше выбрать и купить нужные шины?

Наиболее комфортным вариантом станет покупка в одном из специали­зированных шинных центров. Там и консультанты грамотные, и машину сразу можно переобуть. А если шина вдруг окажется с браком, например, её будет сложно отбалан­сировать, то в таком центре её тут же и (обычно) без вопросов заменят на качественную. Минусом подобного варианта будут более высокие цены. Кроме того, многие такие центры работают только с определёнными шинными брендами, поэтому с маркой лучше определиться заранее.

Сэкономить приличную сумму (в расчёте на комплект) может покупка в интернет-магазине. Цены в них обычно самые низкие, а оборот большой — если обратиться к крупному продавцу. Наконец выбор покрышек в интернете максимальный — вы без проблем найдёте любую актуальную модель и размерность. Например, на сайте Авто.ру, в разделе Шины и диски, где количество предложений превышает два миллиона! Вопрос шиномонтажа, скорее всего, придётся решать само­стоятельно, а вот доставку вам новых покрышек, если покупать комплект, магазин может организовать и бесплатно или за небольшую доплату.

Искать шины на рынке или в супермаркете не советуем. В первом случае нельзя гарантировать, что они нужным образом хранились, да и с браком, случись что, разбираться будет сложнее. А в универсаль­ном магазине имеется очень скудный выбор моделей — и то, если вам нужны покрышки какой-то популярной размер­ности. Более редких видов шин там не найти. Единственный плюс покупки в большом магазине — акции и распродажи, на которых иногда можно подобрать интересный вариант.

Итак, совсем коротко

  • – Новые летние шины лучше всего покупать ранней весной, когда в магазинах уже появились новые модели, но ещё не возник ажиотажный спрос, повышающий цены на них.

  • – Летние шины бывают разными. При кажущейся схожести они различаются по своим свойствам, которые диктует характер эксплуатации. Есть спортивные, комфортные, усиленные или экономичные шины, со сниженным сопротив­лением качению. Особняком стоят покрышки для внедорож­ников, которые тоже различаются по своему предназначению.

  • – Соответственно, выбор летних покрышек — это компромисс, в котором приходится сводить друг с другом множество факторов и параметров. В том числе персональную манеру езды и дороги, на которых эксплуатируется автомобиль.

  • – При выборе шин нужно ориентироваться на размер­ности, допускаемые произво­дителем автомобиля. Среди разрешённых также стоит выбрать ту, которая больше подходит под ваши приоритеты в комфорте, управля­емости, прочности и так далее.

  • – Приобретать шины лучше в специализированных центрах с максимальным сервисом или в крупных интернет-магазинах, где самый широкий ассортимент, большие склады и низкие цены.

Почитать ещё